Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является углубление и систематизация знаний в области налогообложения. Мы дадим четкое представление о теории налогов, раскроем такие понятия как экономическая сущность и функции налогов в рыночной экономике. Отразим вопросы налоговой политики и конечно изложим конкретные виды налогов и сборов, действующих в налоговой системе Российской Федерации.

Содержание

Введение 3-4
1. Экономическая теория налогов и налогообложения 5-18
1.1. Экономическое содержание налога 5-12
§1. Понятие налога и его сущность 5-7
§2. Экономические принципы и функции налогов 8-12
1.2. Налоговая политика 13-18
2. Структура действующей налоговой системы РФ 19-31
2.1. Основные виды налогов, их установление, 19-24
взимание и применение.
2.2. Специальные налоговые режимы 24-31
Заключение 32-33
Литература 34
Рецензия 35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налоговая система.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые ставки устанавливаются в размере: 6%, если объектом налогообложения являются доходы; 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком.

  Упрощенная система налогообложения нашла свое применении в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.

 

Единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

Единый налог на вмененный  доход (ЕНВД) вводится на территории субъектов  РФ, органы государственной власти которых выбирают из специального перечня  и утверждают те виды деятельности, с которых его надо платить.

Система налогообложения  в виде ЕНВД  может применяться  по решению субъекта РФ в отношении  следующих видов предпринимательской  деятельности: оказании бытовых, ветеринарных услуг; услуг по ремонту, тех. обслуживанию и мойке авто средств; розничной торговли с площадью торгового зала не более 150 м2; услуги общественного питания при использовании зала площадью не более 150 м2; оказание услуг по автоперевозке пассажиров и грузов, эксплуатирующих не более 20 транспортных средств.

Уплата организациями  ЕНВД предусматривает замену уплаты:

    • Налога на прибыль организаций
    • Налога на имущество организаций
    • Единого социального налога

Уплата индивидуальными  предпринимателями ЕНВД предусматривает  замену уплаты:

    • НДФЛ
    • Налога на имущество
    • Единого социального налога

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный  доход налогоплательщика.

Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

Налоговая ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Налоговая база для исчисления ЕНВД рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Суммы ЕНВД зачисляются  на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

Единый сельскохозяйственный налог

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение – учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли. Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Налогоплательщиками ЕСН признаются:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели (в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств), адвокаты

Если налогоплательщик относится одновременно к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет  и уплачивает налог по каждому основанию.

Объектом налогообложения ЕСН являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом по ЕСН установлен календарный год, а отчетным периодом – полугодие.

Налоговая ставка для  уплаты ЕСН установлена в размере 6%.

Налоговая база для исчисления ЕСН является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

 

Система налогообложения  при выполнении

 соглашений  о разделе продукции

 

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции (СРП) в виде специального режима налогообложения введена в действие с 1 января 2004г. Согласно российскому законодательству СРП – это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности, т.е. инвестору, на возмездной основе и на конкретный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на проведении связанных с этим работ.

Налогоплательщиками при выполнении СРП налоговым законодательством признаны организации, являющиеся инвесторами соглашения.

Инвестор – это юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях СРП.

Специальный налоговый  режим при соглашениях о разделе  продукции предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством  РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Инвестор осуществляет уплату только следующих налогов и сборов: НДС, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог, акциза.

При выполнении СРП объект налогообложения, налоговая база, налоговый  период, налоговая ставка и порядок исчисления ряда налогов определяются с учетом отдельных особенностей. Имеются также определенные особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений.

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы - главная проблема реформы налогообложения и налоговой политики.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходимы   определенные реформы  налоговой системы для ее совершенствования в условиях перехода к рыночным отношениям. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в  странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не  уделять первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он тоже не лишён недостатков.

Проблем в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы  их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Н.В. Миляков Налоги и налогообложение. М.Инфра – М, 2006, 512с.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Под ред. Н.И. Попова Москва Издательско-консультационная компания  «Статус – Кво 97», 2005, 872с.
    3. Налоги и налогообложение. / Под ред.Г.Б. Поляка, Москва, 2006, 409с.
    4. Общая экономическая теория./ Под ред.Г.А. Шагиняна Ростов РГЭА,1998, 512с.
    5. В.Г. Пансков Налоги и налогообложение в Российской Федерации.7е издание Москва, МЦФЕР, 2006,587с.
    6. А.И.Попов Экономическая теория. С-Пб, 2001, 412с.
    7. Р.Г. Сомоев Общая теория налогов и налогообложения. Учебное пособие Москва 1999, 415с
    8. А.Э Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич Налоги и налогообложение. Москва Питер 2005, 751с.
    9. Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, Санкт-Петербург, Питер, 1999
    10. Экономическая теория (Политэкономия). / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, Инфра – М, 1999, 560с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 

на курсовую работу по кафедре Экономической теории

студента Сериковой О.А.

института  РГЭУ «РИНХ» в г. Волгодонске

1 курса, ФК заочной группы

номер зачетной книжки ФК 07-030

на тему «Налоги и налоговая система в рыночной экономике»

Рецензент: __________________________, 2007 год

 


Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике