Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является углубление и систематизация знаний в области налогообложения. Мы дадим четкое представление о теории налогов, раскроем такие понятия как экономическая сущность и функции налогов в рыночной экономике. Отразим вопросы налоговой политики и конечно изложим конкретные виды налогов и сборов, действующих в налоговой системе Российской Федерации.

Содержание

Введение 3-4
1. Экономическая теория налогов и налогообложения 5-18
1.1. Экономическое содержание налога 5-12
§1. Понятие налога и его сущность 5-7
§2. Экономические принципы и функции налогов 8-12
1.2. Налоговая политика 13-18
2. Структура действующей налоговой системы РФ 19-31
2.1. Основные виды налогов, их установление, 19-24
взимание и применение.
2.2. Специальные налоговые режимы 24-31
Заключение 32-33
Литература 34
Рецензия 35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налоговая система.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

7. Принцип определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно и налоговая система должна быть понятна и принята большей частью общества.

8. Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложения одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами.

Юридические принципы налогообложения состоят из трех направлений:

  1. Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона.
  2. Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
  3. Принцип научного подхода к формированию налоговой системы. Суть его в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов , обеспечивающий нормальное функционирование.

 

Содержание как всей системы принципов в целом, так  и каждого направления не является общепринятым в мировой теории и практике. Приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (от лат. functio – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории и показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии они образуют систему.

Рассмотрим суть и  механизмы налоговых функций.

  1. Фискальная функция (лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налога. Носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые обязаны платить налоги. Эта функция выражается в использовании части налоговых поступлений на содержание правоохранительных органов и государственного аппарата, укрепление обороноспособности страны, обслуживание ее внешнего и внутреннего долга, выполнение природоохранных мероприятий.  При этом налоговые службы играют роль связующего звена между государством и налогоплательщиками.
  2. Распределительная функция выражается в направлении налогов, сосредоточенных в государственном бюджете, на реализацию  народнохозяйственных проблем, в том числе социальных, производственных и других.
  3. Стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. В реализации этой функции важное значение имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
  4. Контрольная функция налогов тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Ее механизм проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Говоря об этих четырех функциях налога, мы можем выделить характерные особенности присущие этим функциям, чтобы государство могло более активно использовать налоги как инструмент рыночного управления экономикой.

    1. Налоговая политика государства.

 

Налоговая политика государства  является одним из основных инструментов бюджетной политики государства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется в законах, налоговом кодексе, нормативных актах и других документах. Налоговая политика  влияет практически на все социально-экономические  сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Но главным направлением налоговой политики является обеспечение экономического роста страны.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации и муниципалитеты. В РФ субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. При выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

  • Экономические – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
  • Фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики.
  • Социальные – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
  • Международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Результативность налоговой  политики зависит от того, какие  принципы государство закладывает  в ее основу. Различают следующие  основные принципы построения налоговой системы:

  • Соотношение прямых и косвенных налогов
  • Применение прогрессивных ставок налогообложения                   и степень     их   прогрессии, преобладание пропорциональных ставок
  • Дискретность или непрерывность налогообложения
  • Широта применения налоговых льгот, их характер и цели
  • Использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность.

Формы и методы налоговой  политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических,  финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Развитие рыночных отношений  ставит перед российской экономикой более сложные задачи, решение которых возможно только на базе знания стадий, форм, методов и направления налоговой политики.

Прежде всего, выделим  стадии налоговой политики:

  1. Формирование налоговой политики.
  2. Реализация налоговой политики.

На стадии формирования налоговой политики формулируются ее цели и задачи в рамках общей экономической стратегии страны в целом или отдельного региона, разрабатывается налоговое законодательство, определяется налоговая составляющая бюджетного процесса государства и фиксируются основные моменты институциональных аспектов налоговой политики.

На стадии реализации налоговой политики происходит обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы, апробирование и усовершенствование налогового законодательства, модернизация налоговых органов и  в конечном итоге обосновывае6тся необходимость внесения изменений в действующую налоговую политику или разработки новой налоговой политики.

Необходимо отметить, что формирование и реализация налоговой  политики тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.

К инструментам оп реализации налоговой политики можно отнести: изменение элементов налогообложения; замену одних способов и форм налогообложения другими; изменение сферы распространения тех или иных налогов; изменение прав и обязанностей различных участников налоговых отношений; изменение элементов налогового администрирования.

Выделим основные типы налоговой политики:

    • Классический.
    • Планово-директивный.
    • Регулирующий.

Использование того или  иного типа налоговой политики связано  с особенностями конкретного  исторического этапа развития страны, интересами правящих партий, господствующих теоретических экономических концепций.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Налоговая политика во многом зависит от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

Формами налоговой политики целесообразно считать: внутреннюю налоговую политику, включающую мониторинг налоговых вопросов, планирование налогового законодательства, элементов налогов и т.п., а также контроль за налогообложением деятельности внутри страны; международную налоговую политику, состоящую в разработке перечисленных вопросов по международным операциям и сделкам.

В качестве методов налоговой политики целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Эти методы могут иметь как ситуационный характер, так и вариационный характер.

В зависимости от длительности периода  реализаций и стоящих перед ней  целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанной с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны.

 Налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики.

Важными средствами осуществления  налоговой политики государства  являются следующие понятия:

Налоговая ставка – регулирует доходы государства, определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога, обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Налоговые льготы – эффективное средство реализации налоговой политики, которое позволяет соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, предоставлять полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговая санкция – инструмент, нацеленный на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств  и на использование более эффективных форм хозяйствования.

Налоговая база – инструмент, увеличивающий или уменьшающий налоговые обязательства различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы, или наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Безусловно, изменения  в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства. Но налоговая политика государства имеет все же относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, что бы добиться ее совершенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике