Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…4
1.Содержание и основные черты налогов…………………………………...…6
2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы…………………………………………………………………………………9
2.1. Налоговая система и принципы ее построения………………..…………9
2.2. Функции налоговой системы………………………………………......…12
3. Виды налогов и их классификация…………………………………..….….16
4. Эффективность налоговой системы……………………………………..…23
5. Налоговое администрирование…………………………………..…………28
6. Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы……………………………………………………………………….………..31
7.Особенности налоговой политики в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………………….26
Заключение...........................................................................................................44
Список используемой литературы…………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

значительно меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспроизводства, то есть являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.

20

Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 году занимал налог на добавленную стоимость (18%), затем налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (20%), подоходный налог с физических лиц (13%) и акцизы (11%)

 

 

Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

 

 

годы

 

Всего пос-

тупило налогов и сборов

 

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

2007

100,0

25,1

25,6

11,4

5,4

13,2

19,1

2008

100,0

27,9

24,6

10,9

5,7

12,1

18,8

2009

100,0

26,3

24,4

11,7

7,6

13,1

16,9

2010

100,0

19,9

22,9

11,1

14,4

11,8

19,9

         

          Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов  в 2010 году составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась.

21

Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %

 

 

годы

 

Всего пос-

тупило налогов и сборов

 

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

2007

100,0

22,9

44,6

21,0

2,9

5,5

3,1

2008

100,0

28,1

42,2

19,0

2,9

4,3

3,5

2009

100,0

21,7

48,4

19,2

5,0

0,3

5,4

2010

100,0

15,0

46,3

18,3

18,6

-

1,8

         

           Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что главными доходообразующими налогами  для федерального бюджета является налог на добавленную стоимости (46,3%), платежи за пользование природными ресурсами (18,6%) и акцизы (18,3).

 

 

 

 

 

22

Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в бюджеты территории, %

 

 

годы

 

Всего пос-

тупило налогов и сборов

 

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

2007

100,0

26,5

12,4

4,8

7,1

18,5

30,7

2008

100,0

27,8

10,5

4,4

8,0

18,4

30,9

2009

100,0

30,9

-

4,1

10,3

26,1

28,6

2010

100,0

24,6

-

4,2

10,2

30,3

30,7

         

            Структура  налоговых поступлений в бюджеты территорий (таб. 3) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов имеет тенденцию к росту и составила в 2010 году 30,3%.

 

 

 

 

 

23

4.Эффективность налоговой системы

В силу особого места, которое занимает налоговая система в финансовых отношениях и в решении задач национальной экономики в целом, важнейшее значение приобретает проблема ее эффективности.

Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечивает:

• поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно - политических функций;

• финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе;

• решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекскритериев. При этом практически не существует прямых показателей, однозначно характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет обычно принимается динамика удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте; уровень бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту; финансовые результаты в целом по экономике и по отраслям и т.д.

          Эффективность в узком смысле - это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или

24

неэффективность налоговой системы, являются: общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте); соотношения прямых и косвенных налогов и налогов с физических и юридических лиц; устойчивость (стабильность) налогового законодательства; роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета; дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность; система налоговых льгот и ее соответствие приоритетам социально - экономической политики государства и интересам налогоплательщиков; характер системы санкций; уровень сложности расчета налогооблагаемой базы; наличие лазеек для ухода от налогообложения; качественный уровень налогового законодательства и т.д.

Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, однако, до сих пор не имеется общепринятой методики ее исчисления. Существуют различные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести налогообложения. Среди этих показателей наиболее широко используется отношение всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта. Иногда данному показателю придается и более широкое толкование - сумма всех платежей, которые выплачивают налогоплательщики. Оптимальный уровень налогообложения задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), крупных промышленно - финансовых структур и общественного хозяйства в целом: чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в

25

“человеческий капитал”, территориально-региональными причинами, социальными потребностями. Так, в настоящее время в России через бюджет перераспределяются финансовые ресурсы на дотации и финансирование угольной промышленности, ряда отраслей агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера и т.д. Нужды ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.

Важным этапом на пути построения эффективной налоговой системы является ее оптимизация - необходимость постоянной “настройки” налоговых инструментов на решение тех или иных задач. Нельзя построить налоговый механизм, который в течение длительного времени мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.

Ни среда, в которой функционирует налоговая система, ни сама система не могут оставаться в виде застывшей конструкции. Налоговые рычаги и стимулы как раз и применяются именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или иной период времени. Своевременный и оптимальный набор средств позволяет предотвратить развитие негативных тенденций и активизировать желательные для общества процессы в кратчайшие сроки.

При достижении этой цели, означающем переход объекта налогового регулирования в качественно новое состояние, действие прежних налоговых инструментов может оказаться неэффективным. Например, в рыночной экономике налоги посредством системы льгот активно используются для регулирования темпов экономического развития: расширение льгот создает достаточно сильные стимулы для повышения инвестиционной активности, однако при этом возникает опасность “перегрева” экономической конъюнктуры, поэтому, как уже отмечалось выше, льготы предоставляются на короткий срок.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе