Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 01:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.
Введение……………………………………………………………………….…4
1.Содержание и основные черты налогов…………………………………...…6
2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы…………………………………………………………………………………9
2.1. Налоговая система и принципы ее построения………………..…………9
2.2. Функции налоговой системы………………………………………......…12
3. Виды налогов и их классификация…………………………………..….….16
4. Эффективность налоговой системы……………………………………..…23
5. Налоговое администрирование…………………………………..…………28
6. Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы……………………………………………………………………….………..31
7.Особенности налоговой политики в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………………….26
Заключение...........................................................................................................44
Список используемой литературы…………………………………………….45
значительно меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспроизводства, то есть являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.
20
Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 году занимал налог на добавленную стоимость (18%), затем налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (20%), подоходный налог с физических лиц (13%) и акцизы (11%)
Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %
годы
| Всего пос- тупило налогов и сборов
| В том числе: | |||||
Налог на прибыль | Налог на Добавоч. стоимость | акцизы | Платежи за пользование Природными ресурсами | Налог на доходы Физических лиц | Другие налоги и сборы | ||
2007 | 100,0 | 25,1 | 25,6 | 11,4 | 5,4 | 13,2 | 19,1 |
2008 | 100,0 | 27,9 | 24,6 | 10,9 | 5,7 | 12,1 | 18,8 |
2009 | 100,0 | 26,3 | 24,4 | 11,7 | 7,6 | 13,1 | 16,9 |
2010 | 100,0 | 19,9 | 22,9 | 11,1 | 14,4 | 11,8 | 19,9 |
Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов в 2010 году составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась.
21
Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %
годы
| Всего пос- тупило налогов и сборов
| В том числе: | |||||
Налог на прибыль | Налог на Добавоч. стоимость | акцизы | Платежи за пользование Природными ресурсами | Налог на доходы Физических лиц | Другие налоги и сборы | ||
2007 | 100,0 | 22,9 | 44,6 | 21,0 | 2,9 | 5,5 | 3,1 |
2008 | 100,0 | 28,1 | 42,2 | 19,0 | 2,9 | 4,3 | 3,5 |
2009 | 100,0 | 21,7 | 48,4 | 19,2 | 5,0 | 0,3 | 5,4 |
2010 | 100,0 | 15,0 | 46,3 | 18,3 | 18,6 | - | 1,8 |
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что главными доходообразующими налогами для федерального бюджета является налог на добавленную стоимости (46,3%), платежи за пользование природными ресурсами (18,6%) и акцизы (18,3).
22
Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в бюджеты территории, %
годы
| Всего пос- тупило налогов и сборов
| В том числе: | |||||
Налог на прибыль | Налог на Добавоч. стоимость | акцизы | Платежи за пользование Природными ресурсами | Налог на доходы Физических лиц | Другие налоги и сборы | ||
2007 | 100,0 | 26,5 | 12,4 | 4,8 | 7,1 | 18,5 | 30,7 |
2008 | 100,0 | 27,8 | 10,5 | 4,4 | 8,0 | 18,4 | 30,9 |
2009 | 100,0 | 30,9 | - | 4,1 | 10,3 | 26,1 | 28,6 |
2010 | 100,0 | 24,6 | - | 4,2 | 10,2 | 30,3 | 30,7 |
Структура налоговых поступлений в бюджеты территорий (таб. 3) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов имеет тенденцию к росту и составила в 2010 году 30,3%.
23
4.Эффективность налоговой системы
В силу особого места, которое занимает налоговая система в финансовых отношениях и в решении задач национальной экономики в целом, важнейшее значение приобретает проблема ее эффективности.
Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечивает:
• поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно - политических функций;
• финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе;
• решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекскритериев. При этом практически не существует прямых показателей, однозначно характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет обычно принимается динамика удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте; уровень бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту; финансовые результаты в целом по экономике и по отраслям и т.д.
Эффективность в узком смысле - это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или
24
неэффективность налоговой системы, являются: общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте); соотношения прямых и косвенных налогов и налогов с физических и юридических лиц; устойчивость (стабильность) налогового законодательства; роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета; дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность; система налоговых льгот и ее соответствие приоритетам социально - экономической политики государства и интересам налогоплательщиков; характер системы санкций; уровень сложности расчета налогооблагаемой базы; наличие лазеек для ухода от налогообложения; качественный уровень налогового законодательства и т.д.
Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, однако, до сих пор не имеется общепринятой методики ее исчисления. Существуют различные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести налогообложения. Среди этих показателей наиболее широко используется отношение всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта. Иногда данному показателю придается и более широкое толкование - сумма всех платежей, которые выплачивают налогоплательщики. Оптимальный уровень налогообложения задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), крупных промышленно - финансовых структур и общественного хозяйства в целом: чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в
25
“человеческий капитал”, территориально-региональными причинами, социальными потребностями. Так, в настоящее время в России через бюджет перераспределяются финансовые ресурсы на дотации и финансирование угольной промышленности, ряда отраслей агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера и т.д. Нужды ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.
Важным этапом на пути построения эффективной налоговой системы является ее оптимизация - необходимость постоянной “настройки” налоговых инструментов на решение тех или иных задач. Нельзя построить налоговый механизм, который в течение длительного времени мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.
Ни среда, в которой функционирует налоговая система, ни сама система не могут оставаться в виде застывшей конструкции. Налоговые рычаги и стимулы как раз и применяются именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или иной период времени. Своевременный и оптимальный набор средств позволяет предотвратить развитие негативных тенденций и активизировать желательные для общества процессы в кратчайшие сроки.
При достижении этой цели, означающем переход объекта налогового регулирования в качественно новое состояние, действие прежних налоговых инструментов может оказаться неэффективным. Например, в рыночной экономике налоги посредством системы льгот активно используются для регулирования темпов экономического развития: расширение льгот создает достаточно сильные стимулы для повышения инвестиционной активности, однако при этом возникает опасность “перегрева” экономической конъюнктуры, поэтому, как уже отмечалось выше, льготы предоставляются на короткий срок.
Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе