Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…4
1.Содержание и основные черты налогов…………………………………...…6
2.Налоговая система и принципы ее построения. Функции налоговой системы…………………………………………………………………………………9
2.1. Налоговая система и принципы ее построения………………..…………9
2.2. Функции налоговой системы………………………………………......…12
3. Виды налогов и их классификация…………………………………..….….16
4. Эффективность налоговой системы……………………………………..…23
5. Налоговое администрирование…………………………………..…………28
6. Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы……………………………………………………………………….………..31
7.Особенности налоговой политики в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………………….26
Заключение...........................................................................................................44
Список используемой литературы…………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

26

Несмотря на важную роль налогов в регулировании социально - экономических процессов, не раз доказавших в ходе мировой практики свою эффективность, далеко не каждую экономическую проблему можно решить посредством налоговых мер. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искусственного расширения этих границ окажутся в лучшем случае безрезультатными, более того - не решив одну проблему, можно спровоцировать возникновение целого ряда новых, как это подчас и бывает. Например, наиболее острой проблемой в современных российских условиях является восстановление финансового потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему посредством одного только налогового механизма невозможно. Необходим комплекс согласованных мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валютной политики, то есть использование всего арсенала средств и методов, имеющихся в руках государства.

Поведение хозяйствующих субъектов формируется под воздействием многих факторов, в числе которых налоги являются всего лишь одним и не всегда главным. С одной стороны, в любой производственно-экономической системе имеются высокорентабельные отрасли (нефтегазовая, спиртоводочная, табачная и т. д.). Хотя предприятия этих отраслей и несут в современной российской экономике наибольшее налоговое бремя, именно эти отрасли остаются наиболее устойчивыми и привлекательными для отечественных и иностранных инвесторов. С другой стороны, имеется целый ряд традиционно низкорентабельных (по объективным причинам) отраслей и соответственно менее привлекательных для инвесторов (сельское хозяйство, инфраструктура, некоторые добывающие отрасли и др.), несмотря на то, что для этих отраслей предусматриваются наибольшие налоговые льготы. Более того, во многих странах сохранение и развитие производства в этих отраслях оказывается возможным лишь при прямой поддержке государства. Таким образом, на практике воздействие налогового

27

механизма может быть значительно ослаблено и даже полностью блокировано. Немаловажное значение имеют также природно-климатические, территориальные и геополитические факторы.

Недооценка и недоиспользование возможностей налоговой системы снижают ее эффективность, однако и абсолютизация возможностей и функций налогов и налоговой политики, приписывание им способности решения всех главных финансово - экономических проблем и задач при преодолении экономического кризиса также не позволяют решать те проблемы, которые на них возлагаются. В настоящее время в России большое внимание справедливо уделяется налоговой системе, однако требуют более эффективного использования и другие экономические рычаги, применение которых объективно обусловлено, а также проведение эффективной промышленной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

5.Налоговое администрирование

В формировании эффективной налоговой системы главная роль объективно принадлежит государству. Принятие адекватного потребностям экономики и финансовым интересам государства налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие. Другой не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего выполнение налогового законодательства. Для современной российской действительности эта проблема является чрезвычайно острой: масштабы уклонения от уплаты налогов достигли критического уровня. В результате происходит подрыв доходной базы как федерального, так и консолидированного бюджетов и резкое ослабление их способности к финансовому обеспечению функций государства, включая безопасность и оборону, защиту прав граждан, борьбу с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в экономику как важнейшем факторе возобновления экономического роста.

Основными причинами уклонения от налогов являются высокий уровень налогообложения и наличие возможностей для сокрытия доходов. Поэтому важнейшей задачей в решении проблемы сокращения масштабов уклонения от уплаты налогов является упорядочение налогового законодательства, устранение противоречий и неясностей, возможностей различного толкования вопросов, связанных с налогообложением. Необходим также постоянный налоговый контроль. Он осуществляется специально учреждаемыми органами и представляет собой основу налогового администрирования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в систему органов государственной власти, осуществляющих непосредственное налоговое администрирование, включены:

• Государственная налоговая служба (министерство) и ее территориальные подразделения. При налогообложении экспортно-импортных операций полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы;

29

• Федеральная служба налоговой полиции РФ.

Органы, входящие в систему Государственной налоговой службы (министерства), обязаны: обеспечивать контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов; вести учет налогоплательщиков; проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; соблюдать налоговую тайну и другие обязанности. При этом налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика документы по установленным формам для исчисления и уплаты налогов, а также другие документы, связанные с налогоисчислением; проводить проверки в установленном Налоговым кодексом порядке; приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков; обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Функции органов налоговой полиции заключаются в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений налогового законодательства, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Органы налоговой полиции имеют полномочия на проведение дознания по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции этих органов; проведение предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению; оперативно - розыскную деятельность.

Налоговый контроль является важнейшим элементом в процессе обеспечения выполнения налогового законодательства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов путем проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий.

30

В Налоговом кодексе сделана попытка некоторого уравнивания прав налогоплательщиков и налоговых служб: введен ряд положений, защищающих интересы и права налогоплательщиков, наиболее важными из которых являются следующие.

Во-первых, дается понятие налоговой тайны, которую составляют любые полученные сведения о налогоплателыцике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; о сведениях, предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация; о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами.

Во-вторых, существенно ограничивается произвол налоговых органов в части взыскания налоговых санкций, которые могут взыскиваться, при несогласии налогоплательщика, только через арбитражный суд - с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции - с физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

6.Противоречия и основные направления совершенствования налоговой системы

Сформированная к настоящему времени российская налоговая система остается системой переходного типа, и в этом своем качестве она соответствует современному переходному состоянию экономической системы в целом.

С одной стороны, действующая налоговая система по многим характеристикам (к которым, в частности, относятся: видовой состав налогов, основные объекты налогообложения, уровни налоговых ставок и т.д.) соответствует основным положениям налоговой теории и современной мировой практике налогообложения. С другой стороны, она отражает реальное состояние экономики и социальной сферы, отклоняясь от мировых тенденций как в части общих масштабов перераспределительных отношений, осуществляемых посредством налогового механизма, так и в части его целевой ориентации, а также структуры налоговой системы. В частности, характерной чертой российской практики является более чем скромная роль налогов, уплачиваемых непосредственно с доходов физических лиц. Формирование подавляющей массы бюджетных доходов - до 90%, как и в дореформенный период, происходит за счет платежей, уплачиваемых юридическими лицами, хотя реальными налогоплательщиками косвенных налогов выступают потребители (население).

Несмотря на истекший почти десятилетний период постоянного реформирования и совершенствования налоговой системы, а также внешне благоприятные тенденции, проявившиеся в общем увеличении доходов бюджетной системы в последние годы, острой остается проблема формирования эффективной налоговой политики как важнейшего фактора и условия достижения реальной финансовой стабилизации, обеспечения устойчивого экономического роста и необходимого для страны уровня доходов бюджетной системы. Необходимость продолжения реформирования налоговой системы и поиска оптимальных форм налогового механизма в переходной экономике вызывается

32

наличием серьезных структурных диспропорций действующей налоговой системы, низкой эффективностью налоговых инструментов регулирования.

Среди основных недостатков существующей налоговой системы выделяются:

• чрезмерное бремя общей налоговой нагрузки на субъекты экономики, что неизбежно вызывает тенденцию к уходу от налогообложения;

• несправедливость налоговой системы, что выражается в наличии многочисленных необоснованных льгот и привилегий. По оценке только в результате таких льгот прямые потери консолидированного бюджета в 2000 году составили 618 млрд. рублей, в том числе федерального бюджета - 220 млрд. рублей;

• явно недостаточный уровень собираемости налогов на всех уровнях бюджетной системы и с различных категорий налогоплательщиков, включая физических лиц с высокими доходами;

• преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и платежей налогового характера, взимаемых в зависимости не от финансовых результатов, а ох объемных (физических и стоимостных) производственных показателей. В условиях платежного и общего системного кризиса значительно усложняется механизм переложения косвенных налогов на потребителей, с чем обычно связываются главные недостатки косвенного налогообложения. Кроме того, при низком уровне рентабельности по объективным причинам действующий порядок налогоисчисления становится непосредственным фактором убыточности;

• уклонение от уплаты налогов и тесно связанные с ней вопросы формирования налоговой и налогооблагаемой (с учетом налоговых льгот) базы являются одной из наиболее уязвимых сторон российской налоговой системы.

         Как известно, одной из “провоцирующих” причин ухода от налогообложения является противоречивость и запутанность действующего налогового законодательства, создающего огромные возможности для легального

33

и полулегального снижения налоговых платежей. В условиях массового уклонения от выполнения налоговых обязательств четкое законодательное закрепление норм и положений, регламентирующих процесс налогоисчисления, становится задачей первостепенной важности;

• в условиях общего экономического кризиса и из-за наличия крупных системных недостатков налоговой системы происходит деформация ее функций.

Современное состояние и противоречия налоговой системы требуют ее ре- формирования.

Общие направления совершенствования налоговой системы определяются целями экономической политики и необходимостью превращения налогов в фактор экономического и социального прогресса страны, необходимостью ликвидации накопившихся противоречий, тормозящих экономическое развитие. Среди этих направлений следует выделить:

• усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

• ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения начатого курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

• упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

 

34

• обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;

• обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов. Наделение органов, осуществляющих контроль за сбором налогов, необходимыми полномочиями и инструментами, позволяющими обеспечить эффективный контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.

Достижение этих целей - не единовременный акт, а процесс введения новых законодательных норм, принятия конкретных решений как в отношении всей налоговой системы, так и ее отдельных элементов.

Системное, целостное налоговое реформирование достигается путем принятия и введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации в полном объеме. Введение в действие Части первой (общей) Налогового кодекса с 1 января 1999 года и некоторых глав Части второй Кодекса с 1 января 2001 года (раздел VIII) позволяет на современном этапе сочетать радикализм преобразований налоговой системы с их постепенностью.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе