Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Современная налоговая система существует с января 1992 года. Базовым законом, определяющим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и другие моменты. Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ. Введение Налогового кодекса РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
в современной экономике
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………………5
1.2 Понятие и виды налоговых систем……………………………………..11
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы в России…...19
2.2 Пути совершенствования российской налоговой системы…………...28
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………...…...…........38

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Прослеживается прямая связь между политической системой общества и системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют всякое стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого контролировать правительство, расходующее деньги налогоплательщиков. В первом случае при системе косвенных налогов участие населения в управление государством минимально (недемократические формы государства). Во втором, случае система прямых налогов характерна для стран демократической ориентации. Безусловно, связь между политической и налоговой системами имеется, но последняя является производной от первой, определяется ею, поэтому вряд ли способна оказать решающее влияние на ее развитие (политической системы) [19, с.402].

В условиях мирового финансового кризиса, неплатежей и других отрицательных явлениях в экономике цель налоговой деятельности смещается в сторону обеспечения поступлений необходимых и должных денежных средств, в бюджеты.

Таким образом, налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

 

 

1.2 Понятие и виды налоговых  систем

 

Под налоговой системой, понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющего силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика [28, с.688].

Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много "мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий. Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок.

Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на " свой" объект, что позволяет устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

Налоговая реформа, меняющая систему налогообложения, ставит цели и проявляет функций налогов. В настоящее время главной проблемой, является оптимизация соотношения выполняемых функций. Они реализуются комплексно и придает налоговой системе новое качественное содержание, которое обеспечивает потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее эффективности (Рисунок 1).

Рисунок 1- Основные принципы налоговой реформы

 

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным . В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. Налоговые системы стран с рыночной экономикой являются отражением конкретной экономической среды, а также целого ряда национальных особенностей, которые сложились на протяжении всего исторического развития. Рассмотрим несколько видов налоговых систем в различных странах [37, с.114].

Налоговая система Германии насчитывает около 50 налогов, которые отличаются друг от друга налогоплательщиками, налоговой базой и налоговыми ставками. Согласно Конституции Германии в стране действуют два уровня государственной власти: федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). В соответствии с этим налоги подразделяются на общие, федеральные, земельные и общин. Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов. Доходы в Германии облагаются по прогрессивным ставкам. Ставка взносов в пенсионное страхование составляет 18,6%, из них поровну платят рабочие и предприниматели.

Систему налогообложения Франции можно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль или доход и налоги на собственность. Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются: [27,с.264]

- низкий уровень прямого налогообложения;

- высокий уровень косвенного  обложения;

- высокая доля взносов в фонды  социального назначения (от 4,5 до 13,5%);

- высокая доля поступлений от  налогов на товары и услуги  в общем объеме обязательных  отчислений;

- наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти.

В системе налогообложения США используются основные виды налогов по всем уровням власти: федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; налоги штатов, вводимые законами штатов и поступающие в их бюджеты; местные налоги, которые вводятся органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Сумма налога на прибыль корпораций и подоходного налога, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы этих же налогов, уплачиваемых по федеральному налогу.

В Чешской Республике, как и в большинстве стран с высокоразвитой экономикой, центр тяжести налогового бремени смещается в сторону косвенных налогов (НДС, налог на товары широкого потребления (акциз), таможенная пошлина), однако налоги на доходы по прежнему важны в формировании бюджета Республики Чехия. Важную роль в налоговой системе этой станы играют налоги наемных работников. Из начисленной заработной платы предприятие отчисляет на социальное страхование - 8%, на медицинскую страховку - 4,5%, подоходный налог - от 15%, а также обязано перечислить на медицинское страхования 9% от начисленной заработной платы и на пенсионное страхование - 26 %.

В Болгарии ставки налогов достаточно низкие для успешного функционирования предприятий и жизни населения. Размер налога на добавленную стоимость составляет 20%, однако для некоторых видов деятельности он уменьшен, а для некоторых - отменен. Прогрессивная шкала для налога на доходы физических лиц была отменена, однако его ставка, как и для налога на прибыль предприятий, составляет 10%.

При приобретении недвижимого имущества или новом строительстве (при наличии разрешения за пользование), любой субъект обязан подать годовую налоговую декларацию в сроки определенные законом. Ставка годового налога на имущество определяется налоговым органом по сложным формулам (с учетом месторасположения, стоимости, амортизации-износа и т.д.) с письменным уведомлением налогоплательщика. Налог на недвижимое имущество один из самых низких в Европе.

В Болгарии налог на прирост капитала уплачивается физическим лицом при продаже недвижимого имущества, самолетов или автомобилей за счет разницы между ценой продажи и наибольшим значением из двух следующих - рыночной ценой актива, подлежащего продаже, или стоимостью покупки, привязанной к индексу. Физическое лицо, продающее один движимый актив, платит налог на разницу между ценой продажи и стоимостью актива, подлежащего продаже, корректируя стоимость по отношению к уровню инфляции. Сумма налога на прирост капитала, взимаемого с болгарских компаний, прибавляется к их регулярному доходу [26, с.557].

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

- либерально-фискальные, обеспечивающие  налоговые изъятия с учетом  платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные, с уровнем  налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные, позволяющие перераспределять  посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают  налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

- подоходные, делающие основной  акцент на обложении доходов  и имущества, в которых доля  поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии;

- умеренно косвенные, равномерно  распределяющие налоговую нагрузку  на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Италии и далее;

- косвенные, делающие основной  акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются:

- централизованные, наделяющие федеральный  уровень управления подавляющим  большинством налоговых полномочий  и обеспечивающие долю налоговых  доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные, наделяющие  все уровни управления значимыми  налоговыми полномочиями и обеспечивающие  долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные, наделяющие - нижестоящие  уровни правления более значимыми  налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

- прогрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по  их доходам, сокращается; данную  группу составляют налоговые  системы практически всех развитых  и развивающихся стран;

- регрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по  их доходам, возрастает; примеры  построения таких налоговых систем  нам неизвестны.

- нейтральные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли [20, с.94].

Шведская модель налоговой системы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог.

Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами.

Информация о работе Налоговая система России