Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Современная налоговая система существует с января 1992 года. Базовым законом, определяющим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и другие моменты. Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ. Введение Налогового кодекса РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
в современной экономике
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………………5
1.2 Понятие и виды налоговых систем……………………………………..11
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы в России…...19
2.2 Пути совершенствования российской налоговой системы…………...28
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………...…...…........38

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

 

2.1 Структура и принципы  построения налоговой системы  в России

 

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

В состав налоговой системы входят: [22, с.709]

- виды налогов, установленные на территории государства,

- субъекты налога (налогоплательщики),

- законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

- органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

- федеральные налоги и сборы;

- региональные налоги и сборы;

- местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

- НДС (гл.21 Налогового кодекса) - налог на добавочную стоимость;

- акцизы (гл.22 Налогового кодекса);

- НДФЛ (гл.23 Налогового кодекса) - налог  на доходы физических лиц;

- ЕСН (гл.24НК) - единый социальный  налог;

- налог на прибыль организаций (гл.25 Налогового кодекса);

- водный налог (гл.25.2 Налогового  кодекса);

- НДПИ - налог на добычу полезных  ископаемых (гл.26 Налогового кодекса).

В состав федеральных сборов входят:

- государственная пошлина (гл.25.3 Налогового  кодекса);

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 Налогового кодекса).

Региональные налоги - это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом [35, с.104].

К региональным налогам в настоящее время относятся:

- налог на имущество предприятий (гл.30 Налогового кодекса);

- транспортный налог (гл.28 Налогового  кодекса);

- единый налог на вмененный  доход (гл.26.3 Налогового кодекса)

Местные налоги - это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

- налог на имущество физических  лиц (гл.32 Налогового кодекса)

- земельный налог (гл.31 Налогового кодекса).

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 Налогового кодекса);

- упрощенная система налогообложения (гл.26.2 Налогового кодекса);

- система налогообложения в  виде ЕНВД для отдельных видов  деятельности (гл.26.3 Налогового кодекса);

- система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции (гл.26.4 Налогового кодекса).

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

1. принцип справедливости, который  предполагает всеобщность обложения  и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам;

2. принцип определенности, заключающийся  в том, что сумма, способ и время  платежа должны быть точно  и заранее известны налогоплательщику;

3. принцип удобства - налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика;

4. принцип экономии, который подразумевает  сокращение издержек взимания  налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах: [16,с.112]

- Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

- Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

- Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

- Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными.

- Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. Трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияют на структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения (Рисунок 2). Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, подчиняющийся Министерству финансов.

Рисунок 2- Единая централизованная система налоговых органов

 

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», являющийся правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы состоят из единой централизованной системы налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, которого назначают на должность и освобождают от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

  1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; правильность исчисления, полнота и своевременность  уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  2. Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  3. Валютный контроль налоговых органов;
  4. Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок и научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, которые необходимы для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, устанавливаемое федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства , также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

 

Налоговые органы имеют право:

  1. Требовать от налогоплательщика документы, основанием которых являются подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  2. Проводить налоговые проверки;
  3. При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены;
  4. Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  5. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  6. Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, которые используются налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  7. Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем имеющейся информации;
  8. Требовать устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  9. Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  10. Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов пени и суммы налогов;
  11. Привлекать специалистов, переводчиков, экспертов;
  12. Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  14. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Информация о работе Налоговая система России