Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа
Современная налоговая система существует с января 1992 года. Базовым законом, определяющим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и другие моменты. Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ. Введение Налогового кодекса РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
в современной экономике
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………………5
1.2 Понятие и виды налоговых систем……………………………………..11
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы в России…...19
2.2 Пути совершенствования российской налоговой системы…………...28
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………...…...…........38
Таким образом, права налоговых органов очень широки. Должностные лица налоговых органов обязаны:
Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.
Главной задачей данной службы является осуществление контроля и соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Федеральная налоговая служба обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и других обязательных платежей, своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней.
ФНС обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства
Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность и через свои территориальные органы. ФНС осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.
В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из эффективных инструментов экономической политики государства.
Российская система налогообложения с течением времени изменялась. Трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на структуру, пропорции, темпы развития и условия функционирования.
2.2 Пути совершенствования российской налоговой системы
Сначала немного поговорим о проблемах налоговой системы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге, это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно» [25, с.431].
Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2011 году их размер составляет 26%, а с 2012 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными.
Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.
Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика - это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств, для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.
От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.
А, теперь поговорим о совершенствовании российской налоговой системы. Все же, налоговая политика является одним из наиболее действенных инструментов создания слаженного действующего фискального механизма, учитывающего особенности развития общественного производства и способного внести существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве.
Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра.
В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества [21,с.108].
Рассмотрим таблицу, где указаны доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2010-2013 гг. (% ВВП)
Таблица 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2010-2013 гг.
В процентах
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Доходы всего |
39,17% |
35,04% |
35,50% |
38,37% |
Налоговые доходы и платежи |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
в том числе |
||||
Налог на прибыль организаций |
6,09% |
3,26% |
3,93% |
4,18% |
Налог на доходы физических лиц |
4,04% |
4,29% |
3,96% |
3,67% |
Налог на добавленную стоимость |
5,17% |
5,28% |
5,53% |
5,98% |
Акцизы |
0,85% |
0,89% |
1,04% |
1, 20% |
Таможенные пошлины |
8,51% |
6,52% |
6,91% |
8,38% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,14% |
2,72% |
3,11% |
3,76% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,52% |
5,93% |
5,48% |
6,49% |
Прочие налоги и сборы |
1,84% |
2,11% |
2,16% |
1,96% |
В основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Новый налоговый маневр для отрасли предполагает поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины - на 2-3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет. Осуществление этого плана предполагается начать с 2014 года [11, с.229].
По словам замминистра финансов «принципиально это предложение было одобрено, но сказано посчитать еще, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо».
Предварительные оценки Минфина уже есть - в ведомстве признают, что реализация предложенной инициативы вызовет повышение внутренних цен на моторное топливо. Это может привести к небольшому росту цен на моторное топливо - примерно на 60-70 копеек за литр, но это в случае сохранения цен на нефть. Если цены на нефть будут идти по прогнозу Минэкономразвития - $101 за баррель в 2014 году и $100 - в 2015-2016 годах, то никакого повышения не будет, даже возможно снижение». В целом маневр будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, считают в Минфине.
Предложение Минфина означает смену приоритетов. Нефтяникам выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее в стране. Маневр Минфина приведет к скачку цен на нефть на внутреннем рынке и повышению объемов экспорта нефтепродуктов. Уменьшение поставок на внутренний рынок может обернуться дополнительным ценовым давлением на внутренних потребителей. Это вызовет одномоментный рост цен на нефть на внутреннем рынке и повышение стоимости нефтепродуктов более чем на 3 процента (около 1 рубля за литр). Не исключено, что в стране возникнет дефицит нефтепродуктов, так как с высокой степенью вероятности прогнозирование снижение маржи в переработке и эффективности инвестиций, которые направлены на модернизацию НПЗ в рамках заключенных четырехсторонних соглашений.
Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2010-2013 гг.
В процентах
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Налоговые доходы и платежи |
36,15% |
31,00% |
32,13% |
35,61% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,74% |
6,86% |
8,22% |
10,09% |
из них: |
||||
НДПИ на нефть |
3,81% |
2,41% |
2,80% |
3,39% |
Акцизы на нефтепродукты |
0,34% |
0,38% |
0,38% |
0,52% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,32% |
3,10% |
3,70% |
4,29% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,27% |
0,98% |
1,34% |
1,89% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
26,42% |
24,14% |
23,91% |
25,51% |
Кроме того, основными направлениями налоговой политики предлагается индексация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также на табачные изделия, введение налога на недвижимость, введение налогообложения товаров престижного потребления с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает 100 млн. руб.
Такая налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию согласуется с государственной политикой противодействия потреблению табака. Как показывает мировая практика, одной из наиболее действенных мер по снижению потребления табака является рост стоимости сигарет.
Предполагается, что розничная цена пачки сигарет в низко ценовом сегменте поднимется до 40 руб. в 2014 году с 16,5 руб. в 2011 году. Цена наиболее популярной марки сигарет вырастет соответственно с 36 до 61 руб. за пачку.
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% также будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин [10, с.505].
Проводится работа по гармонизации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, устанавливаемых государствами-членами Таможенного союза, и продолжается переговорный процесс с указанными государствами в этом направлении.
Предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами операций по передаче произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства этой же организацией алкогольной продукции.
Данные изменения позволят повысить экономическую заинтересованность в производстве коньяков и других напитков из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Внесены изменения в порядок освобождения от уплаты акцизов алкогольной продукции, реализуемой на экспорт.
Итак, установлено, что налогоплательщики, которые осуществляют реализацию произведенной ими алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции на экспорт, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой на экспорт, и уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Соответственно, определен порядок корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза.
Были приняты решения о более существенной дифференциации ставок акциза на моторное топливо в зависимости от его экологического класса, которые вступили в силу с 1 июля 2012 года.