Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Современная налоговая система существует с января 1992 года. Базовым законом, определяющим ее устройство и функционирование, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», который законодательно закрепил определение налога, основные его элементы, некоторые принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и другие моменты. Для обеспечения стабильности налоговой системы РФ разработан Налоговый кодекс РФ. Введение Налогового кодекса РФ упорядочило налоговую систему, унифицировало ее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
в современной экономике
1.1 Сущность и функции налогов……………………………………………5
1.2 Понятие и виды налоговых систем……………………………………..11
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы в России…...19
2.2 Пути совершенствования российской налоговой системы…………...28
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………...…...…........38

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система России1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, права налоговых органов очень широки. Должностные лица налоговых органов обязаны:

    • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
    • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
    • корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля и соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и других обязательных платежей, своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней.

ФНС обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства

Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность и через свои территориальные органы. ФНС осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.

В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из эффективных инструментов экономической политики государства.

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. Трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на структуру, пропорции, темпы развития и условия функционирования.

 

 

2.2 Пути совершенствования  российской налоговой системы

 

Сначала немного поговорим о проблемах налоговой системы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге, это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно» [25, с.431].

Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2011 году их размер составляет 26%, а с 2012 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными.

Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика - это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств, для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.

От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.

А, теперь поговорим о совершенствовании российской налоговой системы. Все же, налоговая политика является одним из наиболее действенных инструментов создания слаженного действующего фискального механизма, учитывающего особенности развития общественного производства и способного внести существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве.

Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра.

В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества [21,с.108].

Рассмотрим таблицу, где указаны доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2010-2013 гг. (% ВВП)

Таблица 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2010-2013 гг.

В процентах

Показатели

2010

2011

2012

2013

Доходы всего

39,17%

35,04%

35,50%

38,37%

Налоговые доходы и платежи

36,15%

31,00%

32,13%

35,61%

в том числе

       

Налог на прибыль организаций

6,09%

3,26%

3,93%

4,18%

Налог на доходы физических лиц

4,04%

4,29%

3,96%

3,67%

Налог на добавленную стоимость

5,17%

5,28%

5,53%

5,98%

Акцизы

0,85%

0,89%

1,04%

1, 20%

Таможенные пошлины

8,51%

6,52%

6,91%

8,38%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,14%

2,72%

3,11%

3,76%

Единый социальный налог и страховые взносы

5,52%

5,93%

5,48%

6,49%

Прочие налоги и сборы

1,84%

2,11%

2,16%

1,96%


 

В основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.

Новый налоговый маневр для отрасли предполагает поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины - на 2-3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет. Осуществление этого плана предполагается начать с 2014 года [11, с.229].

По словам замминистра финансов «принципиально это предложение было одобрено, но сказано посчитать еще, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо».

Предварительные оценки Минфина уже есть - в ведомстве признают, что реализация предложенной инициативы вызовет повышение внутренних цен на моторное топливо. Это может привести к небольшому росту цен на моторное топливо - примерно на 60-70 копеек за литр, но это в случае сохранения цен на нефть. Если цены на нефть будут идти по прогнозу Минэкономразвития - $101 за баррель в 2014 году и $100 - в 2015-2016 годах, то никакого повышения не будет, даже возможно снижение». В целом маневр будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, считают в Минфине.

Предложение Минфина означает смену приоритетов. Нефтяникам выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее в стране. Маневр Минфина приведет к скачку цен на нефть на внутреннем рынке и повышению объемов экспорта нефтепродуктов. Уменьшение поставок на внутренний рынок может обернуться дополнительным ценовым давлением на внутренних потребителей. Это вызовет одномоментный рост цен на нефть на внутреннем рынке и повышение стоимости нефтепродуктов более чем на 3 процента (около 1 рубля за литр). Не исключено, что в стране возникнет дефицит нефтепродуктов, так как с высокой степенью вероятности прогнозирование снижение маржи в переработке и эффективности инвестиций, которые направлены на модернизацию НПЗ в рамках заключенных четырехсторонних соглашений.

 

Таблица 2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2010-2013 гг.

В процентах

Показатели

2010

2011

2012

2013

Налоговые доходы и платежи

36,15%

31,00%

32,13%

35,61%

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

9,74%

6,86%

8,22%

10,09%

из них:

       

НДПИ на нефть

3,81%

2,41%

2,80%

3,39%

Акцизы на нефтепродукты

0,34%

0,38%

0,38%

0,52%

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,32%

3,10%

3,70%

4,29%

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,27%

0,98%

1,34%

1,89%

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

26,42%

24,14%

23,91%

25,51%


 

Кроме того, основными направлениями налоговой политики предлагается индексация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также на табачные изделия, введение налога на недвижимость, введение налогообложения товаров престижного потребления с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает 100 млн. руб.

Такая налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию согласуется с государственной политикой противодействия потреблению табака. Как показывает мировая практика, одной из наиболее действенных мер по снижению потребления табака является рост стоимости сигарет.

Предполагается, что розничная цена пачки сигарет в низко ценовом сегменте поднимется до 40 руб. в 2014 году с 16,5 руб. в 2011 году. Цена наиболее популярной марки сигарет вырастет соответственно с 36 до 61 руб. за пачку.

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% также будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин [10, с.505].

Проводится работа по гармонизации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, устанавливаемых государствами-членами Таможенного союза, и продолжается переговорный процесс с указанными государствами в этом направлении.

Предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами операций по передаче произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства этой же организацией алкогольной продукции.

Данные изменения позволят повысить экономическую заинтересованность в производстве коньяков и других напитков из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Внесены изменения в порядок освобождения от уплаты акцизов алкогольной продукции, реализуемой на экспорт.

Итак, установлено, что налогоплательщики, которые осуществляют реализацию произведенной ими алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции на экспорт, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой на экспорт, и уплаты авансового платежа акциза по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции. Соответственно, определен порядок корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза.

Были приняты решения о более существенной дифференциации ставок акциза на моторное топливо в зависимости от его экологического класса, которые вступили в силу с 1 июля 2012 года.

Информация о работе Налоговая система России