Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Введение
На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а также с изменением общей концепции экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление инновационной экономики. Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
Актуальность темы курсовой работы
заключается в том, что сегодня
в условиях второго этапа научно-
Объектом исследования курсовой работы является научно-технический потенциал Республики Беларусь.
Предметом - научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научно-технического потенциала государства;
Проанализировать состояние
Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.
1. Понятие и структура научно-технического потенциала государства
Сущность научно-технического потенциала
Научный и научно-технический
Необходимый научный и научно-технический потенциал страны предопределён по содержанию, структуре и новизне целями и задачами тактического и стратегического развития экономики страны. Отсюда вытекает необходимость выделения тактических и стратегических компонентов научного и научно-технического потенциала.
Состояние и перспективы научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.
Преобразующие возможности данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов - ресурсов и факторов - процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.) [15, c. 44].
Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов - ресурсов.
Развитие научного и научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.
Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента. Структура и состав научно-технического потенциала
Оценка роли и места науки как комплекса достижений человеческого разума, накапливаемых и воплощаемых в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа научно-технического потенциала, который располагает национальная экономика.
Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.
Научно-технический потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
Научно-технический потенциал
·материально-техническую базу;
·научные кадры;
·информационную составляющую;
·организационно-управленческую структуру.
Материально-техническая база - это
совокупность средств научно-
Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
·нормативно-техническую
·научные отсчеты - ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
·образцы нововведений - технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы; проектно-конструкторскую документацию - комплекты рабочих чертежей;
·Публикации и диссертации.
Организационно-управленческая структура
научной сферы - это структура
научно-исследовательских
Измерение научного и научно-технического потенциала следует проводить в 3 последовательных этапа:
Оценка преобразующих
Изучение существующего задела в совокупности фундаментальных знаний, прикладных исследований, ОКР и опытных производств на предмет преобразования их в полноценные инновации для использования в действующем воспроизводстве, определение времени этих преобразований и необходимой совокупности ресурсов (Изучение возможных инноваций с точки зрения их преобразующих воздействий на изменение свойств товаров и факторов-ресурсов и времени этого воздействия) [15, c. 45].
Интенсификация инновационной деятельности обусловила повышение спроса на человеческий капитал, помимо роста оплаты труда высококвалифицированных ученых и специалистов, заметно больше внимания стало уделяться повышению их мобильности, которая рассматривается как еще один фактор усиления взаимодействия науки и производства. При этом при разработке политики, относящейся к рынку высококвалифицированных трудовых ресурсов, учитывается существенная неэластичность предложения научно-технического персонала. Это связано с тем, что, во-первых, ученые и инженеры, так же как и высококвалифицированные рабочие, характеризуются высоким уровнем человеческого капитала, накопление которого занимает значительное время (часто большую часть жизни), во-вторых, естественный вход на рынок ученых и инженеров невелик. В дополнение к этому следует учитывать, что предложение новых идей еще менее эластично, чем предложение научно-технического персонала. В кризисных же условиях, особенно при резком сокращении оплаты труда, избыточное предложение высококвалифицированных специалистов стимулирует их переход в другие сферы труда либо выезд на временную или постоянную работу в страны с устойчивым экономическим ростом (braindrain).
1.1 Становление экономики знаний сопровождается с 1990-х гг. быстрым ростом взаимодействия фирм в научно-технической области
Как уже отмечалось, это вызвано невозможностью проведения одной фирмой исследований по многим направлениям, требуемым для создания высокой технологии. Кооперация нескольких фирм позволяет им снизить риски и затраты ресурсов и времени на проведение НИОКР, повысив при этом совокупный объем знаний. Такая кооперация выгодна также на уровне каждой отдельно взятой страны и поэтому поощряется государством: очевидно, синергетический эффект позволяет не только повысить научно-технический потенциал участвующих в кооперации фирм, но также распространяется и на других агентов, занимающихся инновационной деятельностью (как правило, косвенно, путем передачи знаний и обновления технологической базы). Становление научно-технического потенциала зарубежных стран
Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР (312,5 млрд. долл. в 2004 г.) превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников - к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день). В 2005 г. число исследователей в пересчете на полный рабочий день составило 1,3 млн. человек.
В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.
Фундаментальные исследования как
часть НИОКР на 60 % сосредоточены
в высших учебных заведениях, которых
в общей сложности
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские разработки как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях [3, c. 83].
Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 2005 г. в США насчитывалось 105 технополисов.
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.
Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.
Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой