Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов [5, c. 36].
Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.
Между тем использование
Разработчики высоких
Стоит в полной мере использовать
возможности Парка высоких
Как видим, все малые инновационные предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий - дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.
В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.
Для усиления стимулирования следовало бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.
Статус местного бюджетного фонда позволит более экономно расходовать финансовые ресурсы - местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.
Правительство изучает возможность пересмотра Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов госпрограммы может несколько уменьшиться, а вот общий объем финансирования - наоборот, возрасти.
Если учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.
В качестве стратегических задач в сфере науки и инновационного развития на Первом съезде ученых Республики Беларусь определены:
создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности, направленной на дальнейшее укрепление экономики Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа;
достижение качественно нового технологического уклада во всех отраслях экономики с использованием новейших достижений науки, расширение экспорта наукоемкой продукции;
создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности, значительное увеличение финансирования сферы науки и научного обслуживания, доведение в перспективе наукоемкости ВВП до 3 %.
Правительство занимает четкую и ясную позицию: наука была, есть и будет той основой, благодаря которой можно обеспечить устойчивое инновационное социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния и качества жизни всех социальных групп населения Беларуси.
Заключение
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Научный и научно-технический
Научный и научно-технический потенциал является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты научной и научно-технической деятельности.
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.
В Программе социально-
Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.
Благодаря инвестициям в науку
и инновации возможно существенное
улучшение экономических
Повышение рентабельности в реальном
секторе, увеличение доходов населения
обусловят благоприятные
Список использованных источников
1.Войтов И.В. Итоги
2.Герасименко А. Чем меньше проектов / А. Герасименко // НЭГ. - 2009. - №46. - С.4.
.Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой России / В.П. Горегляд. - М.: Юнити, 2008. - 374 с.
.Давыденко Е. Технологический
баланс как индикатор
.Давыдова Н. Инвестиционно-
.Драгун В.С. Промышленный
.Елисеева О. Инновации - в Парк / О. Елисеева // НЭГ. - 2009. - №59. - С.4.
.Колотухин В.А.
.Лобода В.А. Средства
.Матюшков В.Е. О работе ГКНТ РБ в 2008 году и задачах на 2009 год / В.Е. Матюшков // Новости науки и технологий. - 2009. - №1. - С.7-15.
.Нечепуренко Ю. Дорожная
.Рутко Д.Ф. Международные
.Семашко В.И. Инновационное
.Сидорский С. Формировать
.Фоломьев А.Н. Научный и
.Шмыгова Л.И. Научная
Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой