Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптик.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Западная Европа - один из главных  в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы - 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).

 

В 2005 г. в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании - 40, во Франции - 30.

 

В течение длительного времени  Западная Европа заметно отставала  от США и Японии, прежде всего  по исследованиям в сфере высоких  технологий. Это отставание, хотя и  сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии: Германия в 2006 г. - 710 долл. на душу населения; Япония - 870; США - 1000. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США. Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.

 

До начала 80-х гг. Япония заметно  отставала от США и отчасти  Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем, исчерпав экстенсивные факторы развития экономики, Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компании сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% ВВП в 1975 г. до 3,1% в 1985 г. и 3,15% в 2006 г.

 

Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.

 

За последнее десятилетие Япония превратилась из нетто-импортера в  нетто-экспортера технологий. Так в 2006 г. было получено от нерезидентов 15,7 млрд. долл. в качестве лицензионного вознаграждения, а выплатила нерезидентам 13,6 млрд. долл.

 

Но, несмотря на успехи японских фирм в развитии наукоемких производств, все еще сохраняется значительная зависимость от американской технологии [3, c. 84].

 

 

2. Анализ развития научно-технического потенциала республики Беларусь на современном этапе

 

 

.1 Стратегия инновационного развития  государства 

 

 

Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

 

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований, на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики [13, c. 17].

 

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

 

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Правительством совместно с НАН Беларуси с учетом предложений республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома в Республике Беларусь разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы (далее - Программа).

 

Стратегическая цель Программы - создание инновационной, конкурентоспособной  на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики  Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

 

создать благоприятную для инновационной  деятельности экономическую, правовую и социально-культурную среду;

 

перестроить действующие структурно-функциональные блоки НИС, повысить их интегрированность  и эффективность в рыночных условиях;

 

сформировать инновационную инфраструктуру;

 

обеспечить информационное сопровождение  инновационной деятельности;

 

развивать инновационное предпринимательство;

 

развивать финансовую инфраструктуру;

 

создать мотивационный механизм инновационной  деятельности;

 

развивать институты использования  и защиты прав интеллектуальной собственности;

 

готовить кадры для инновационной деятельности;

 

обеспечить государственное управление и взаимодействие элементов НИС [11, c. 21].

 

Для реализации указанных направлений  в Государственной программе  разработан Комплекс мероприятий с  указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения.

 

 

2.2 Анализ реализации Государственной  программы инновационного развития  Республики Беларусь

 

 

Сегодня можно уже подвести некоторые  предварительные итоги двухлетнего  этапа (2007-2008 гг.) реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (ГПИР). В целом за 2007-2008 гг. введено в эксплуатацию 437 производств, что составляет 46% от плана. Если 2007 год был годом становления ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов инновационного развития включились все 36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось создание производств по 236 проектам. Этот показатель удалось превысить, и по итогам работы за год введено в эксплуатацию 242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших производств - 41, производств на действующих предприятиях - 87. На проектную мощность за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства при плане 157.

 

Объем произведенной инновационной  продукции в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том числе по важнейшим инновационным проектам в период выполнения этапов от ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность - 1856 млрд руб., произведено 286 наименований инновационной продукции; при освоении и выпуске новой продукции, технологий, изделий по заданиям государственных научно-технических программ (ГНТП) - 1633,5 млрд руб.[1, c. 2].

 

План по инвестициям в создание производств выполнен большинством государственных заказчиков. Вместе с тем, нельзя не отметить, что финансирование инновационных проектов обеспечено Министерством архитектуры и строительства только на 55,4%, Министерством по налогам и сборам - на 55,8% от годового плана. В основном главными источниками инвестиционных затрат были собственные средств организаций и средства республиканского бюджета, включая инновационные фонды, доли которых в общем объеме затрат составили по 32%, доля иностранных инвестиций в общих затратах составила только 10%, банковского кредитования - 20%, доля местных бюджетов составляет 5%.

 

В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0% (табл. 2.1).

 

 

Таблица 2.1 - Освоение инвестиционных средств государственными заказчиками в 2008 г. и выполнение прогнозных показателей

 

Наименование заказчикаДоля новой  продукции, %Доля сертифицированной  продукции, %Министерство архитектуры  и строительства16,175,0Министерство промышленности34,375,9Концерн  «Белнефтехим»17,188,5Министерство сельского хозяйства и продовольствия9,373,7Министерство транспорта и коммуникаций11,645,3Министерство связи и информатизации24,220,3Минский горисполком8,762,5Могилевский облисполком11,780,8Концерн «Беллесбумпром»1170,2Брестский облисполком4,581,1Гомельский облисполком1,773,3Минский облисполком4,768,5Гродненский облисполком29,873,3Витебский облисполком480,3Концерн «Белгоспищепром»5,996,5

 

Наиболее напряженные планы  по созданию и внедрению технологий (с отчетным этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали Министерство промышленности - 26 проектов, Витебский облисполком - 21 проект, Министерство транспорта и коммуникаций - 15 проектов, Могилевский облисполком - 14 проектов, Минский горисполком - 12 проектов, Минский и Брестский облисполком - 11 проектов, Министерство спорта и туризма, Министерство связи и информатизации, концерн «Белнефтехим», Гомельский облисполком - по 10 проектов. С этапом «выход на проектную мощность» наиболее напряженные проекты были успешно реализованы Министерством промышленности - на 25 производствах, Министерством здравоохранения - на 22 производствах, Минским горисполкомом и Минским облисполкомом - на 10 производствах [1, c. 4].

 

В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 2.2).

 

 

Таблица 2.2 - Основные показатели инновационной  деятельности промышленности

 

Показатель20042005200620072008Число инновационно активных промышленных предприятий325314292318378Уровень  инновационной активности, %13,913,613,014,116,3Затраты на технологические инновации, млрд. руб.910,51060,91825,22362,12568,2Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. руб.1733,02586,64350,17003,68206,1

 

С 2004 по 2008 гг. наблюдается процесс  постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2004 г. до 10% в 2008 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].

 

Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий затрагивает практически все сферы экономики. В 2008 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% - осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% - проводили маркетинговые исследования.

 

О высокой конкурентоспособности  и востребованности производимой инновационной  продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

 

В целом по республике 73% инновационной  продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая  часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].

 

Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% - на новые технологии, 15% - на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2004 г. таких предприятий было 12%, то в 2008 г. их доля составила уже 15%.

Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой