Национальная экономика, ее структура и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..4
1 Национальная экономика, ее структура и виды.….6
1.1 Понятие национальной экономики …………………………………6
1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики……10
1.3 Разновидность структуры национальной экономики……………..15
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………….
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Предпосылки становления национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………25
3.2 Основные макроэкономические показатели и
пропорции национальной экономики ………………………………….29
3.3 Направления развития национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика(6).docx

— 646.53 Кб (Скачать файл)

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) — балансовый метод взаимосвязанной  комплексной характеристики экономических  процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную  картину функционирования экономики. Система национальных счетов может  быть определена и как система  взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности. [6, c. 38]

Таким образом, национальная экономика — экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая  как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения  и использования национального  продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики - материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

1.2 Цели и задачи функционирования  национальной экономики

 

Национальные  экономики представляет собой множество  хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями.

Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.

При этом достижение стратегической цели также предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются  на решение тактических задач. Что  касается тактических задач, то их число  обычно на порядок выше, нежели стратегических задач.

Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что тут же затруднит достижение стратегической цели. [4, c. 53]

Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:

1) стабильный  и устойчивый экономический рост;

2) высокий  уровень рациональной занятости  населения, отсутствие безработицы.

3) стабильный  уровень цен, подавление инфляции;

4) сохранение  равновесия в отношениях с  внешним миром, 
поддержание устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

 

 

При этом надо помнить, что внутри любой совокупности стратегических задач всегда существует противоречивое взаимодействие.

Во-первых, решение одной стратегической задачи чаще всего предполагает достижение положительных сдвигов в решении  другой задачи (например, инфляция —  девальвация; экономический рост —  денежные доходы населения). Во-вторых, не столь уж редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда решение одной  задачи тормозит решение других задач (инфляция — безработица, и т. п.).

Конечно, в реальной действительности таких  задач может быть больше. Здесь лишь условно обозначена так называемая программа-минимум. Можно выделить дополнительные стратегические задачи, такие как:

5) защиту  окружающей среды, улучшение среды  обитания человека;

6) своевременное  осуществление в национальном  производстве структурных сдвигов;

7) экономическую  безопасность страны;

8) обеспечение  приемлемого уровня эффективности  национальной экономики.

Вместе  с тем экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних  и внутренних (специфических) национальных факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий.

Прежде  всего уточняются количественные параметры  достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической  безопасности более актуальна для  малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случится и  так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая  задача неожиданно становится задачей  стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития.

Экономический рост — центральная задача любой  национальной экономики. В первом приближении  выступает как процесс увеличения количества экономических благ, а  т. ж. повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества.

При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. В условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым» экономическим ростом. В современной экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшая материальная предпосылка тому - обновление производственного потенциала, наращивание экономической мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей. [4, c. 53-54]

Экономический рост — увеличение реального объема ВВП на протяжении определенного  периода. [2, c. 470]

Экономический рост — это стабильное и длительное наращивание (совершенствование) производственного  потенциала национальной экономики, увеличение ее способности производить в  ближайшей перспективе необходимые  блага в достаточном объеме.

Возрастание общественных потребностей, прирост  населения, возникающие и усиливающиеся  внешние геополитические возмущения и другие обстоятельства обусловливают  необходимость непрерывно увеличивать  размеры «национального пирога».

Проблема  занятости населения постоянно  является объектом экономического анализа, так как безработица ведет  к недоиспользованию трудового  ресурса общества, грозит обернуться рядом негативных социальных последствий.

Ставится  вопрос, во-первых, о достижении эффективной занятости, когда обеспечиваются и высокая производительность труда, и его достойное денежное вознаграждение.

Во-вторых, о ритмичной замене в обществе трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

В-третьих, о регулировании объема резервной армии труда, так как появление безработицы всегда крайне болезненно воспринимается в любом обществе. [4, c. 55]

Безработица – это превышение предложения  труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. [15, c. 66]

Безработица не только существенно снижает уровень  жизни населения, ограничивает материальные возможности домашних хозяйств, но и обесценивает имеющиеся профессиональные навыки, ущемляет человеческое достоинство, усиливает социальные противоречия.

Подавление  инфляции. Прямым следствием инфляции выступают снижение реальных денежных доходов домашних хозяйств, обесценение  накоплений и уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, дестабилизация национальной платежной системы, вымывание оборотных средств у предприятий, свертывание инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность.

Инфляция  выступает как своеобразный скрытый налог, который платить вынужден каждый член общества. В условиях инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы скрытого перераспределения денежных доходов. Предприятия, чтобы защититься от инфляции, начинают закладывать в цены скрытые резервы.

В итоге  инфляционные процессы существенно  затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание  ее в жестких границах выступает  как актуальная задача, связанная  с обеспечением жизнеспособности национальной экономики.

Устойчивость  обменного курса национальной валюты. Если инфляция отражает процесс обесценения  национальной денежной единицы на внутреннем рынке, то девальвация есть процесс ее обесценения на внешнем рынке, т. е. по отношению к другим иностранным валютам.

В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого обменного курса национальных денег выступают:

а) высокая  конкурентная способность отечественной  продукции;

б) положительное  сальдо торгового баланса;

в) наличие  достаточных валютных резервов;

г) приток в страну иностранного капитала;

д) внешние  валютные займы и т. д.

С этих же позиций внутри страны спрос на иностранную валюту должен быть меньше объемов ее предложения.

Защита  окружающей природной среды. В современных  условиях окружающая природная среда  все чаще рассматривается не как  «свободное благо», а как «редкое  благо».

Окружающая  природная среда используется как:

а) потребительское  благо (воздух, вода, место для проведения свободного времени);

б) производственный фактор (производственная площадь, полезные ископаемые);

в) место  накопления вредных веществ (излучения, сточные воды, мусор, шум, излишнее тепло). [12, с. 749]

Нагрузку  на окружающую среду определяют два  основных фактора: развитие национальной экономики и социально-экономические  причины.

В первом случае выделяются рост численности  населения, наращивание производственного  потенциала, технические изменения  в национальном производстве, принятый стандарт потребления, увеличение в  крупных городах концентрации населения.

Во  втором случае обозначаются причины, связанные  с тем, что в отношении природных  благ не работает ценовой механизм. Возникающие отрицательные внешние  эффекты не отражаются в совокупных издержках производства, что провоцирует  избыточное использование бизнесом благ такого рода.

Принцип устойчивого развития национальной экономики с учетом экологических  требований означает, что обеспечивается такой экономический рост, который  удовлетворяет потребности сегодняшних  поколений и не несет риска  того, что будущие поколения не смогут удовлетворить свои нужды. Чтобы  не ставить будущие поколения  в худшее положение, необходимо соблюдать  следующие правила:

а) добыча невозобновляемых ресурсов допускается  только тогда, когда грядущим поколениям предоставляется возможность обращения  к их альтернативным заменителям;

б) экологическая  нагрузка на природу не должна превышать  ее возможности по нейтрализации  негативного воздействия человека на окружающую среду;

в) возобновляемые ресурсы используются в объеме, не превышающем норму их восстановления (регенерации).

Своевременность структурных сдвигов. Чтобы иметь возможность своевременно и в полном объеме решать задачи социально-экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики.

Проводимые структурные сдвиги есть прямое свидетельство тому, что ликвидируются хронически убыточные, экологически вредные, высокозатратные и бесперспективные виды производств.

Экономическая безопасность страны — совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и исключающих любое проявление внешнего диктата, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

Обратим внимание на то, что  экономическая безопасность державы  исключает навязывание стране невыгодных условий интеграции в систему  международных экономических отношений, доминирование неэквивалентного обмена во внешнеэкономических отношениях, а также системы ценностей, противоречащей национальным экономическим интересам.

Решение таких задач в  свою очередь предполагает сохранение экономического суверенитета страны, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом важно иметь необходимые экономические резервы, сохранять способность к саморазвитию. На достижение экономической безопасности направлены мероприятия, препятствующие «старению населения» и сокращению численности титульной нации. Для этого необходимо последовательно реализовывать социальные программы, иметь научно обоснованную концепцию экономического развития — источника новых идей и стратегических решений. [7, c. 56]

Таким образом, национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через  обеспечение некоторых целей, а  именно: стабильности роста национального объема производства; высокого и стабильного уровня занятости; стабильного уровня цен; поддержанию равновесного внешнего баланса.

А задачами функционирования национальной экономики в свою очередь выступают: стабильный и устойчивый экономический рост; высокий уровень рациональной занятости населения; стабильный уровень цен, подавление инфляции; сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.

 

1.3 Разновидность структуры национальной экономики

Информация о работе Национальная экономика, ее структура и виды