Национальная экономика, ее структура и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..4
1 Национальная экономика, ее структура и виды.….6
1.1 Понятие национальной экономики …………………………………6
1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики……10
1.3 Разновидность структуры национальной экономики……………..15
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………….
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Предпосылки становления национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………25
3.2 Основные макроэкономические показатели и
пропорции национальной экономики ………………………………….29
3.3 Направления развития национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика(6).docx

— 646.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ

И СОДЕРЖАНИЕ

3 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Предпосылки  становления, функционирования и  развития национальной экономики  Республики Беларусь

 

Национальная экономика  Беларуси находится в сложном  процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

  • формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
  • преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
  • глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку  экономическую деятельность страны остановить нельзя.

Для успешного осуществления  указанных трансформационных процессов  необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

• общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства общества);

• системные — включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

• внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Анализ международного опыта  эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались  под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской  культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени индивидуальной предприимчивости, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской  культуры. Однако ее географическое положение  в центре Европы, историческое тяготение  к славянской культуре, многолетнее  вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают  долговременный отпечаток на геополитическую  ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и  принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и  других особенностей является важнейшей  методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогнои конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Экономическое положение РБ в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики. [8, с. 21]

Внутриполитическими предпосылками  являются совершенствование политической системы в рамках Конституции  Республики Беларусь на пути становления  демократии, оптимизация государственных  структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской  активности.

По уровням функционирования и управления национальная экономика  подразделяется на макроуровень (экономика  в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия, и организации  первичного производственного звена). [8, с. 19]

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого  развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных  условий упреждающего характера. Такой  опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий  стратегического характера определены:

• построение и развитие унитарного демократического социального  правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

• формирование современного гражданского общества;

• создание социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы  общественного прогресса с переходом  на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции  социальной справедливости, экономической  эффективности и экологической  защищенности. [8, с. 21-22]

Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие  позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, - это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также  совокупностью системных условий  и принципов. В их числе создание иной институционально-правовой среды  для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения  собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, ночных институтов в процессе общественного  воспроизводства. Система таких  институтов, правовых норм и механизмов разделяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики  страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами  развития: высококвалифицированным  кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов  минерально-сырьевых ресурсов. Наряду этим национальная экономика имеет  и устойчивые негативные аспекты: несовершенную  структуру воспроизводства; физически  и морально устаревшие основные фонды  и технологии; дленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и  конкурентоспособность многих видов  продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться  при формировании потенциала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики, строение системы управления и регулирования экономики принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования. Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стропы, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране. [8, с. 22]

Таким образом, мы видим, что  национальная экономика Беларуси –  это хозяйственная система страны, отвечающая принципам ( методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Экономика Беларуси и на уровне общих  процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться  как институциональный процесс.

 

 

3.2 Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики Беларуси

 

В Беларуси, как и вовсех постсовецких стран произошол экономический  спад, что сопровождалось подением ВВП. Как видно из таблицы 3.1.  в 1995 г. сокращение ВВП составило 10,4% [16]. 

 

Таблица 3.1 – Динамика ВВП Республики Беларусь за период 1995-2011 гг.

 

ВВП

1995 

2000

2005

2006 

2007 

2008 

2009

2010 

2011

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

121403

91341)

65067

79267

97165

129791

137442

162964

 

 

 

 

297157,7

ВВП в сопоставимых ценах, 
в % к предыдущему году

89,6

105,8

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

 

 

 

 

 

 

105,5


 

Начиная с 1996 г. в стране стали проводится экономическая политика направленая  на стимулирование экономического развития, через прост спроса и государственных  расходов, что позволило дабиться устойчивых темпов роста ВВП с 2000 г., в среднем 5-10% в год. В 2009 году темп роста ВВП замедлился и составил 0,2%, что является последствием негативного  влияние внешнеэкономических факторов. В 2010 году темп роста ВВП сотавил 7,6%, а в 2011 году – 5,5%. Снижение темпа роста ВВП в 2011 году связанос валютным  кризисом в стране [16].

Если рассматривать динамику ВВП  на душу населения, то здесь также  просматривается тенденция роста. Так, по сравнению с 1990 годом ВВП  на душу населения составило в 2011 году 180,1% [16].

Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить  преимущественный доступ на рынок для  своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [8. c.4].

Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более  дешевые белорусские товары. Быстрый  темп экономического роста начал  несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ  в 2007 году, последовавший за новым  соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим  данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия  поставок российских энергоносителей  в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для  внутреннего потребления.

Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Информация о работе Национальная экономика, ее структура и виды