Национальная экономика, ее структура и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..4
1 Национальная экономика, ее структура и виды.….6
1.1 Понятие национальной экономики …………………………………6
1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики……10
1.3 Разновидность структуры национальной экономики……………..15
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………….
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Предпосылки становления национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………25
3.2 Основные макроэкономические показатели и
пропорции национальной экономики ………………………………….29
3.3 Направления развития национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика(6).docx

— 646.53 Кб (Скачать файл)

Далее прoведем исследoвaни ВВП испoльзуя дaнные пoлученные в хoде рaсчетa метoдoм прoизвoдствa, результaты предстaвленны в тaблице 3.2. и рис. 3.1

Таблица 3.2 – Структура производства ВВП

 

Годы

1995

2000

2005

2009

2010

2011

ВВП в текущих ценах

100

100

100

100

100

 

100

в том числе

           

Производство товаров

49,2

45,6

46,3

45,5

46,1

47,2

Производство услуг

44,5

41,7

39,7

40,5

41,2

39,5

Чистые налоги на продукты

9.7

14,5

14,0

14,0

12,7

13,3


 

Как видно из таблицы 3.2, в структуре производства ВВП большую долю занимает производство товаров, приэтом производство улуг сократилось до уровня 2005 г.

Если рассматривать структуру  производства ВВП по отраслям экономики, то видно, что в производстве товаров  значительную долю занимает промышленность 25,6 % в 2009 г., при этом произошло сокращение доли данной отрасли посравнению  с 1995 г. на 2%. На втором мест в 2009 г. - строительство 10,3%, доля данной отрасли в сравнении  с 1995 г. увеличилвсь на практически  на 5%. Доля сельского и лесного  хозяйство в производстве ВВП  составила 8,1% в 2009 г., что на 7,7% сменьше  чем в 1995 г. (рис. 3.1).

 

 

 

Рисунок 2.1 – Структура производства ВВП по отраслям экономики за период 1995-2009 гг.

 

Пoкaзaтели ВВП пo кoнечнoму пoтреблению зa aнaлизируемый периoд, предстaвленные на ресунке 2.2. Как видим, основную долю в расходах составляют расходы домашних хозяйств на конечное потребление 55,5%  в 2009 г. Положительная динамика наблюдается в изменении валовых накоплений с 24,8 % в 1995 г. до 37,9% в 2009 году., при этом расходы на конечное потребление государственных организаций несколько сократились, с 20,5% до 17,2% в 2011 г. Негативно развивается динамика чистого экспорта, в 2009 г. его сокращение составило 11,4%.  

 

 

Рисунок 2.2 – Структура использования ВВП [3].

 

Таким образом, ВВП Республики Беларусь имеет  положительную динамику. Относительно благоприятная динамика основных макроэкономических показателей во многом объясняется принятыми оперативных мер экономической политики, многие из которых носили директивный характер. Существенных изменении в отраслевой структуре ВВП за анализируемый период не произошло.

Если  рассматривать межотраслевые пропорции, то Беларусь в настоящее время  имеет такую структуру экономики, которую развитые страны ОЭСР имели 40 лет назад, а по некоторым позициям (например, по отдельным видам услуг) даже не дотягивает и до того уровня (рис.2.3).

 

 

Рисунок 2.3 – Межотраслевые пропорции

 

Важнейшая для Беларуси проблема – это отсутствие прогресса в совершенствовании  структуры экономики. Основное ядро экономик развитых стран составляют обрабатывающие отрасли промышленности (около 20%), сферы финансов (25%) и услуг (22%) (рис. 2.4). Чем ближе отраслевая структура конкретной экономики к данному эталону, тем она устойчивее к воздействию внешних и внутренних шоков. Структура экономики Беларуси по-прежнему далека от оптимальных пропорций.

Рисунок 2.4 - Межотраслевые пропорции

 

Недостаточные темпы структурных изменений  определяют все дисбалансы и проблемы экономики более низкого уровня.    

Таким образом, современная структура белорусской экономики характеризуется доминированием отраслей III и IV технологических укладов, в том числе материало- и энергоемких производств – металлургической, топливной, нефтехимической промышленности.

При такой структуре экономики низкая самообеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами представляет угрозу национальной безопасности государства в экономической сфере, связанную, в первую очередь, с рисками неблагоприятного изменения цен и условий поставок данных видов ресурсов.

Рост  энергетических рисков – важный, но не единственный повод для проведения структурных реформ. Среди других факторов, угрожающих макроэкономической стабильности, обычно выделяют низкий уровень диверсификации рынков сбыта, доминирование узкого круга крупных «валообразующих» предприятий-экспортеров, низкая доля инновационно активных предприятий и инновационной продукции.

Тезис о необходимости структурного реформирования присутствует в директивной части  основных программных документов, определяющих стратегию развития национальной экономики  на протяжении последних 10 и более  лет, однако до сегодняшнего дня принципиальных изменений отраслевой структуры  не произошло.

  Такое плавное, эволюционное изменение  макроструктуры экономики, в целом,  не соответствует намерениям  правительства и ожиданиям ученых, но, вполне вероятно, подчинено определенным  объективным закономерностям.

Анализу подобных закономерностей в контексте проблематики обеспечения экономической безопасности государства посвящены научные работы белорусских исследователей, которые считают, что для ряда микроэкономических субъектов, а в краткосрочном плане – для экономики в целом – в сложившихся условиях выгодно сохранение существующей макроструктуры национальной экономики. Источником выгоды, в частности, может служить разница между ценой экспорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) из Беларуси и ценой их импорта в Беларусь. Чем больше эта разница, тем выше конкурентоспособность белорусских энергоемких предприятий и отраслей на мировом рынке и, соответственно, сильнее стремление к увеличению их доли в отраслевой структуре национальной экономики.

 

3.3 Направления развития национальной экономики Республики Беларусь

 

Каждая  экономика обладает своей специфической  структурой, которая формируется  в зависимости от факторов экономического, социального и культурного порядка. Не является исключением и экономика  Республики Беларусь. Характерным здесь  является то, что структура ее экономики  сложилась в рамках бывшего СССР и всегда рассматривалась как  сборочный цех Союза, что обусловило поставку значительной части продукции за ее границы, в частности, по легкой промышленности она составляла примерно 50-60 %, по пищевой – 30, по химической, нефтехимической и машиностроению – 80-90 %.

Анализ  инвестиционной сферы республики показывает, что достижения здесь достаточно скромны.

Преодоление инвестиционного кризиса возможно лишь при глубоком реформировании экономики. Сложность заключается в наличии  определенных дестабилизирующих факторов, сдерживающих этот процесс: инфляция, дефицит ресурсов, неконкурентоспособность  продукции, ограниченность денежных средств  у большинства субъектов хозяйствования. Такое положение диктует необходимость  выбора приоритетных отраслей экономики, распыление же ограниченных капитальных  вложений по секторам не являются эффективным. В качестве приоритетных целесообразно  отметить приборостроение, электронику, биотехнологию, автомобильную, химическую, легкую, пищевую промышленность и  т.д. Для стимулирования инвестиционного  процесса необходимо прежде всего развитие системы самофинансирования. Это  предполагает рост доли собственных  источников предприятий (прибыли и  амортизационных отчислений) и дополнение их привлеченными средствами (кредиты, эмиссия ценных бумаг).

Практика  структурной перестройки развитых стран показывает, что в этом процессе активно используются возможности  иностранных государств. Это может  происходить как в виде кредитов и займов, так и посредством  осуществления прямых или портфельных  инвестиций. Согласно международным  нормам наша страна относится к категории  государств, «серьезно обремененных долгами». Это, очевидно, ставит под  угрозу возможность доступа иностранному капиталу.

За 1 квартал 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы  вложили 2 млрд. USD, или на 4,5% меньше, чем за такой же период прошлого года.

Это несколько не соответствует запланированному на текущий год росту, но куда лучше, чем у соседей-стран. Например, в  России, по данным Росстата, объем иностранных  инвестиций сократился в январе-марте 2012 г. на 30,3% по сравнению с прошлым  годом.

Основные  инвестиции в Беларусь поступили  из России (70,7% от всего объема), Австрии (13,1%), Швейцарии (4,1%), Кипра и Великобритании (по 3,7%).

Наибольшие  суммы из-за рубежа поступили в  транспорт (54,7% от общего объема инвестиций), промышленность (18,8%), а также в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (13,1%).

По  сравнению с транспортом иностранные  инвестиции в промышленность невелики – всего 383,3 млн. USD, из них прямых только 37,9 млн. USD. Год назад поступление  средств из-за рубежа в белорусскую  индустрию было вдвое большим  – 774,8 млн.USD. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка  собрала в январе-марте текущего года 267 млн. USD- в 3,6 раза меньше, чем  годом ранее, связь – 11,7 млн. USD (в 4,6 раза меньше), сельское хозяйство  – 2,8 млн. USD (сокращение в 1,6 раза).

Зато  в торговлю и общественное питание  поступление иностранных инвестиций увеличилось по сравнению с январем-мартом прошлого года в 1,7 раза – до 201,8 млн. USD, а в материально-техническое  снабжение и сбыт – в 5,2 раза, до 8,2 млн. USD.

Прямые  иностранные инвестиции составили 69,9% от всех зарубежных инвестиций, что 2,3 раза больше, чем январе-марте 2011 г. Основной формой их привлечения были прочие прямые инвестиции (85,9%), т.е. прежде всего кредиты. Значительные объемы прямых инвестиций поступили от резидентов России (89,2% от общего объема), Швейцарии  – 5,6%, Кипра – 1,4%, Германии и Великобритании – по 0,6% общего объема прямых инвестиций. Наибольшие суммы прямых зарубежных инвестиций были направлены в транспорт (75,7%), торговлю и общепит (11,9%), общую  коммерческую деятельность по обеспечению  функционирования рынка (7,4%). Прочих внешних  инвестиций получено 612,6 млн. USD, или  на 59,5% меньше, чем в январе-марте  прошлого года. На их долю приходилось 30,1% от всех полученных иностранных  инвестиций.

За I квартал 2012 г. наибольшие суммы зарубежные инвесторы вложили в организации  г. Минска (76,9%), Гомельской (9,8%) и Витебской (5,8%) областей.

Чистое  поступление внешних инвестиций в реальный сектор экономики за I квартал 2012 г. составило 443 млн. USD, что  на 41,8% меньше, чем годом ранее. При  этом в ряде отраслей изъятие средств  иностранными инвесторами шло достаточно интенсивно: в промышленности сумма  чистого поступления капитала снизилась  с 119,1 млн. USD до 19 млн., в строительстве  – с 9,4 млн. USD до 3,3 млн. USD; cельском  хозяйстве – с 1,8 млн. USD до 1,6 млн., общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка  – с 577,8 млн. USD до минус 33,8 млн. Рос  чистого поступления иностранных  инвестиций выявлен в организациях транспорта – с минус 66,1 млн. USD до 379,9 млн. (85,8% общей суммы чистого поступления иностранных инвестиций), торговле и общепите – с 55,6 млн. USD до 93,3 млн., материально-техническом снабжении и сбыте – с минус 0,7 млн. USD до 7,3 млн.; связи – с минус 18 млн. USD до 4 млн.

Чистое  поступление портфельных инвестиций за январь-март 2012 г. составило всего 51,3 тыс. USD, а по прочим чистое изъятие  составило 80,2 млн. USD против 514,1 млн. чистого  поступления за I квартал 2011 г. Это  связано с тем, что предприятия  реального сектора экономики  вынуждены тратить все больше средств на погашение и обслуживание внешних кредитов, значительная часть  которых – краткосрочные.

Чистое  поступление прямых иностранных  инвестиций, соответственно, составило  за I квартал 2012 г. в реальный сектор экономики 523,1 млн. USD. При этом наибольшие суммы чистого поступления прямых иностранных инвестиций за I квартал 2012 г. отмечаются в транспорте – 428,9 млн. USD, торговле и общепите – 91,1 млн. USD.

Чистое  изъятие прямых иностранных инвестиций произошло в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в связи.

Беларусь  имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика. Такая экономика характеризуется  следующими основными чертами, отличающими  ее от других сложившихся систем. Она  представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность социально-ориентированной  рыночной экономики представляет собой  смесь, сочетание административно-командной  и современной рыночной систем с  их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально  ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в ее основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике  занимает госсектор.

Информация о работе Национальная экономика, ее структура и виды