Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый
русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:
"Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого
числа различных взаимосвязанных видов деятельности".
Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно
отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой
деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия.

Содержание

Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 103.13 Кб (Скачать файл)

оборота.

Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование  процессов

кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,

используя фискальную политику - урезая с помощью налогов по­требление или

сбережения в секторе  домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные

инвестиции через государственные  займы и ограничения коммерческих и

банковских кредитов. С  помощью государственных расходов на содержание армии,

судов, органов охраны общественного  порядка, на «бес­платное» лечение,

образование, культуру, строительство  и содержание дорог и прочее

правительство урезает и  конечное потребление в домашних хозяйствах.

Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий  по

безработице, пособий на детей  и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку

домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной  политики

регулирует эмиссию и  воздействует на количество денег в  обращении.

В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел  термин

«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют  место отношения со

многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение

самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы

предприятия, профсоюзные  органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким

понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица».

В экономике это юридическое  или физическое лицо, которое может  от своего

имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства,

осуществлять экономическую  деятельность и хозяйственные операции с другими

институциональными единицами.

Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами  на

микроэкономическом уровне.

Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и

величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении  обмена:

                                                                        МV = РУ,

где М - денежная масса в  обращении;

V - скорость обращения  денег;

Р - индекс цен на готовые  товары и услуги;

У - реальный национальный продукт.

Преобразованное  данное уравнение:

                                    М = РY/V.                                   

Количество денег в  обращении прямо пропорционально  росту номинального НП и

обратно пропорционально  скорости обращения денег.

На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно

анализа макроэкономики на правительственном  уровне, в том числе по

управлению инфляцией, уровнем  цен и экономическим ростом. Особенно важно

учитывать структурные изменения  в производстве и распреде­лении НП. Здесь

главенствуют деньги в  качестве сбережений - той части  доходов домашних

хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов

(налоги за вычетом трансфертных  платежей правительства). В рыночном  хозяйстве

равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с помощью

финансовых рынков или  рынков денег. Чтобы превратить потоки сбережений в

потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного финансирования.

Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений от их

собственников к заемщикам  путем выпуска ценных бумаг: акций, префакций,

облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто  получают

право долевого участия в  собственности на капитал корпорации (фирмы). Такое

финансирование еще называют капитальным. Вторая группа каналов  связана с

косвенным финансированием, осуществляемым через особый сектор экономики -

сектор финансовых организаций, в который входят финансовые посредники:

коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые фонды, валютные и

фондовые биржи, страховые  компании, ссудосберегательные компании, ипотечные

банки. Через финансовых посредников  перекачивается существенная часть  всех

денежных потоков сбережений домашних хозяйств. Финансовые корпорации

представляют собой важнейший  сектор экономики в условиях рынка. Кроме

секторов нефинансовых предприятий, финансовых организаций, домашних хозяйств

и сектора правительственных  учреждений, в национальной экономике

функционирует сектор некоммерческих организаций (НКО), в который входят не

субъекты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать

домашние хозяйства, в  том числе профессиональные, творческие и другие

союзы, партии, религиозные  учреждения, общества, ассоци­ации, фонды  и пр.,

т.е. институциональные единицы, целью деятельности которых не является

извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов,

пожертвований, субсидий и  других целевых средств, получаемых из других

секторов экономики.

По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов:

производства, образования  доходов, первичного распределения  доходов,

вторичного распределения  доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих

изменений в активах, переоценки материальных ценностей, теку­щих операций по

ВЭД, балансовый счет.

До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой экономической

системе. Однако Беларусь представляет собой открытую экономическую систему,

связанную с иностранными экономическими системами («остальной мир»)

посредством экспорта и импорта  товаров и услуг, а также мировых  финансовых

рынков. Механизм экспорта, импорта  и финансовых операций с «остальным миром»

может способствовать притоку  иностранного капитала, если экс­порт товаров и

услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку денежного капитала в валюте,

если импорт товаров и  услуг превышает их экспорт. Кроме  того, через

финансовые операции в  форме займов и кредитов, покупок  и продаж ценных бумаг

приводятся в движение потоки доходов от собственности  внутри страны и за

рубежом.

Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС  как по текущим, так и

капитальным затратам в национальную экономику.

НП выступает в виде расходов реального сектора на произ­водство  и инвестиции.

Правительство образует дополнительные потоки товаров и ус­луг для

общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и  госзаймы.

Финансовые рынки, рынки  продуктов и ресурсов обслуживаются  через финансовых

посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть

существование трех видов  денежных средств, которые не идут на покупку

товаров и услуг, произведенных  для внутреннего рынка. Это чистые налоги,

поступающие в распоряжение правительства; сбережения, попадающие на

финансовые рынки (рынки  ценных бумаг, кредитные и валютные рынки) через

финансовых посредников  или минуя их; наконец, компенсационные  платежи по

импорту, которые уходят в  иностранные экономические системы.

Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных

внутри страны, носят название «утечки». В противоположность «утечкам»  есть

три вида так называемых инъекций. К инъекциям относятся расходы  на

финансирование НП, осуществляемые непотребителями. Речь идет об

инвестициях, государственных  закупках и денежном покрытии экспорта от

«остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций и потребления  составляет

национальный продукт, который  равен национальному доходу.

Основой информационного  обеспечения СНС выступает первичный  статистический и

бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и  другие

виды отчетности в СНС.

Переход к СНС следует  рассматривать как длительный поэтапный  процесс

совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического

учета в форму, пригодную  для макроэкономического анализа  и прогноза развития

национального хозяйства  в разрезе секторов и отраслей экономики.

Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с

помощью системы взаимосвязанных  счетов и таблиц по секторам и отраслям.

На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности  получения

статистических данных о  произведенном ВВП, НД, конечном потреблении, валовой

прибыли, национальном сбережении и др. Можно с высокой степенью вероятности

предсказать, что от годовой  периодичности данных макроэконо­мических

показателей статистика Беларуси сможет перейти к полугодовому, затем - к

поквартальному режиму их разработки. Это позволит прогнозировать тенденции в

социально-экономическом  развитии секторов экономики, отраслей и подотраслей

национального хозяйства.

Наряду с классификацией (делением) национального хозяйства  по признаку

разделения труда и  специализации производства, в основу уп­равления (учета,

анализа, регулирования) экономикой в СНС в зависимости от целей, выполняемых

институциональными единицами, берутся определенные экономические  и

социальные признаки, предполагающие деление национального хозяйства  на

секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом

экономики по отношению к  отрасли, а последняя становится вторичным

подразделением по отношению  к каждому из секторов.

Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов

экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, т.к.

становится предельно  ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и

какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое  развитие страны в

целом. Только после этого  можно адресно решать проблему регулирующих

воздействий на ту или иную отрасль экономики в целях  повышения темпов и

улучшения пропорций экономического развития государства. Именно таким

образом и должна быть осуществлена реорганизация

     (перестройка)  бухгалтерского и статистического  учета на государственном

уровне при переходе к  СНС.

     Как в СНС,  так и в бухгалтерском учете  следует различать и делить

экономические операции на три  основные группы: а) операции с продуктами и

услугами; б) распределительные  операции; в) финансовые операции.

     Операции с  продуктами и услугами относятся  к производству, обращению

(обмену) и использованию  продуктов и услуг в секторах  и отраслях экономики

(потоки товаров). При этом  они включают операции, произведенные  в данном

периоде, и операции с существующими  продуктами, произ­веденными ранее, включая

импорт. Здесь возникает  ряд организационных вопросов по правильному учету

движения материальных потоков  в бухгалтерском учете, связанных  с приобретением,

движением в производстве основных средств, запасов сырья  и материалов,

оприходованием и реализацией  готовой продукции и услуг.

     Целями распределительных  операций являются распределение  и перераспределение

добавленной стоимости, созданной  производителями, а также распределение

сбережений. В бухучете следует  четко организовать оплату труда  работников,

внесение платежей в бюджет, внебюджетные фонды и за аренду; расчет прибыли,

смешанного дохода, их распределения  между собственниками (учредителями);

определение направления  чистых налогов, сбережений, платежей по импорту.

     Финансовые  операции связаны с изменениями  в финансовых активах и пассивах  по

различным секторам экономики. В бухгалтерском учете это  операции по учету

инвестиций, долго- и краткосрочных  финансовых вложений, изменений дебиторской

и кредиторской задолженности, кредитов, займов и т.п.

     Как в бухучете, так и в СНС используются  счета и двойная запись. Каждый  счет

относится к одному аспекту  экономической деятельности, каждая операция

отражается дважды: один раз  в ресурсах, другой - в их использовании. Итоги

операций на каждой стороне  счета балансируются или по определению, или с

помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом

анализе и служит для перехода к следующему счету. Если в разрезе  секторов

ведутся в основном все  счета внутренней экономики, то по отраслям - только два

счета, производства и первичного распределения доходов. Это еще  раз

подтверждает необходимость  осуществления в первую очередь  анализа движения

общественного воспроизводства  по секторам экономики.

Согласно теории денег, изучающей  процессы воздействия на состояние  экономики

цен, инвестиций и финансово-кредитного механизма, в классическом уравнении

обмена МУ = РУ параметры V (скорость обращения денег) и У (реальный объем

выпуска товаров и услуг, или реальный национальный продукт) имеют тенденцию

приближаться к некоторому «естественному» уровню и не зависят  от воздействия

факторов денежной политики. Они могут рассматриваться как  константы в этом

уравнении. Иначе говоря, объемы производства определяются состоянием

трудовых ресурсов государства, производственными мощностями в  различных

отраслях деятельности, технологией  и организацией производственных

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития