Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:16, курсовая работа
экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый
русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:
"Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого
числа различных взаимосвязанных видов деятельности".
Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно
отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой
деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен
служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по
составлению прогноза связан
с подготовкой для
набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на
экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам,
процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может
ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции,
субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены
определенные государственные ограничения, касающиеся материально-
вещественных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные
государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является
корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных
экономических регуляторов.
Важными методологическими принципами прогнозирования являются
- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на
экономику— не единственные элементы сценариев экономического
прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий,
определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления
болезней и т.д. В принципе
таких вариантов прогнозов
поэтому следует разумно ограничивать их число.
-
принцип социальной
потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны
быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В
приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на
человека.
-
принцип повышения
принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться
достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов
на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой
продукции, более эффективное
использование имеющихся
- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что
прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики,
они должны отражать сложившиеся
пропорции и ориентировать
формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
- принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта
прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные
направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться
территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное
использование ресурсов, которыми располагает данный регион.
-
принцип приоритетов. Он
отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие
ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.
-
принцип непрерывности. Он
прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных
прогнозов.
-
принцип комплексности или
экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства
объекта, обеспечить комплексность
решения социально-
организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и
характер развития системы.
- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны
отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования
должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики.
К числу методологических
принципов прогнозирования
формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной внутриполитической
обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза,
например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и
составление политического прогноза, прогноза развития национальных
суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить
большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного
прогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательно
адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.
Основные направления социально-экономического развития РБ до 2010 г.
утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля
2000 г. № 445.
В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования
нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально
ориентированной рыночной экономики.
В ближайшем пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью является создание
условий для устойчивого социально-экономического роста на основе повышения
эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения
товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры,
формирования благоприятной среды обитания.
Исходя из преемственности направлений развития и с учетом изменения
воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены
следующие приоритеты:
- наращивание экспорта товаров и услуг;
-
развитие агропромышленного
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
-
развитие транспортных и
инфраструктуры;
-
дальнейшее развитие жилищного
строительства на
основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
-
формирование эффективной
Главными средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по
реализации установленных приоритетов являются:
-
финансовое оздоровление
платежного баланса и валютных средств;
-
осуществление структурной
специализации,
кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из
хозяйственного оборота
неэффективных или
производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной
безработицы;
-
целенаправленная
важнейших систем производственной и социальной сферы, призванных обеспечить
повышение уровня конкурентоспособности
экономики и социальный
нации;
-
повышение эффективности
-
разработка и внедрение
экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и
кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на
приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных
инвестиционных проектов;
-
формирование эффективных
финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и
России, СНГ, других международных интеграционных образований;
-
развитие инфраструктуры
проходящих по территории страны;
-
совершенствование механизма
услуг, защита и укрепление
положения отечественных то
внутренних и внешних рынках;
-
ускоренное развитие
жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного
кредитования;
-
расширение государственной
деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего
инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения
частного капитала;
-
формирование конкурентной
основы экономической деятельности;
- опережающий рост производства потребительских товаров;
-
обеспечение экономической
Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на
приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям
и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное
использование интеллектуальных ресурсов страны.
Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление
трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода
через зарплату - ключевой фактор
дальнейшего роста произ
надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном
учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное
регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная
забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной
защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и
сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего
совершенствования оплаты
повышение ее размера, позволяющее
каждому трудоспособному
трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации
воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.
Реформирование
оплаты труда
необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг
социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное
обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих
граждан.
Совершенствование
оплаты труда работников
осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей
увеличение различий в
оплате труда между высококва
квалифицированными
включения в основную зарплату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и
других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда.
Решение этих задач намечается обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста
реальных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной
заработной платы - 4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до
53% против 42,1% в 2000 г.
Рост оплаты
труда, денежных доходов
источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и
оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения,
которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами
улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты
предполагается осуществить в два этапа.
До 2005 г. предусматривается усиление государственной поддержки социально
уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных
гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное
использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.
Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной
экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально
ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой
организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного
и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для
пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций -
организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания
социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от
несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование
по безработице).
Совершенствование пенсионного
обеспечения будет
соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая
предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на
пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития
пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении
различных категорий граждан.
Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на
реализации трех уровней
пенсионного обеспечения
составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета
лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития