Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа
Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране
Опыт развитых стран - достаточно веское
доказательство того, что достигнутая
ими степень равенства в
Коэффициент Джини характеризует степень отклонения реального распределения доходов от идеального (равномерного), когда на долю каждой группы доходополучателей приходилась бы точно такая же доля совокупного дохода или потребления. Коэффициент Джини равняется нулю при абсолютном равенстве и ста процентам (или единице) при совершенном неравенстве. Чем ближе этот коэффициент к ста, тем более неравномерно распределение доходов в стране. В таблице 1 приведен коэффициент Джини (с 1961 по 1996 год) в высокоразвитых странах, в странах развивающегося мира (в данном случае в ряде латиноамериканских стран) и в России.
Таблица 1
Коэффициент Джини в разных странах
Страна |
Годы | |||
1961-1965 |
1971-1975 |
1981-1985 |
1991-1996 | |
Великобритания |
24,3 |
23,3 |
27,1 |
36,1 |
Франция |
47,0 |
43,0 |
34,9 |
32,7 |
Германия |
28,1 |
30,6 |
32,2 |
30,0 |
Швеция |
- |
27,3 |
31,2 |
25,0 |
США |
34,6 |
34,4 |
37,3 |
40,8 |
Бразилия |
- |
61,9 |
61,8 |
59,1 |
Мексика |
55,5 |
57,9 |
50,6 |
51,9 |
Венесуэла |
- |
47,7 |
42,8 |
48,8 |
Россия |
- |
- |
- |
48,7 |
Как видим, развитые страны отличаются
гораздо более высокой степенью
равенства в распределении
Красноречивы и показатели, характеризующие разрыв между величиной доходов, приходящихся на долю 10% самой низкой группы доходополучателей и 10% самой высокой группы, из таблицы Всемирного банка (из "Доклада о мировом развитии-2002"). (см. табл. 2)
Таблица 2
Децильный коэффициент в разных странах
Страна |
Группа доходополучателей |
Превышение – в число раз | |
Самая низкая (10%) |
Самая высокая (10%) | ||
Великобритания |
2,6 |
27,3 |
10 |
Франция |
2,8 |
25,1 |
9 |
Германия |
3,3 |
23,7 |
7 |
Швеция |
3,7 |
25,1 |
6,6 |
США |
1,8 |
30,5 |
16 |
Бразилия |
1,0 |
46,7 |
46 |
Мексика |
1,6 |
41,1 |
26 |
Венесуэла |
1,6 |
37,6 |
23 |
Россия |
1,7 |
38,7 |
23 |
В развитых странах разрыв в доходах
высшей и низшей групп достиг своего
максимума (в 16 раз - только в США) и
колебался в пределах 6-10 раз. А
вот в странах Латинской
На степень равенства доходов влияет множество обстоятельств разнонаправленного действия. Здесь и доходы от собственности, резко увеличивающие долю высшей группы доходополучателей, и уровень, качество образования, которые, напротив, сокращают дифференциацию, и, наконец, степень занятости населения и многое другое. Немаловажное значение имеет и государство - его социальная политика, если она направлена на определенное перераспределение доходов, на увеличение социальных расходов (это и находит свое отражение в различии тех коэффициентов дифференциации, о которых речь шла выше).
Развитые страны (вернее, их правительства) основывают свою социальную политику, с одной стороны, на бюджетных расходах, а с другой - на прогрессивных системах налогообложения. Это способствует серьезному снижению неравенства в распределении доходов.
Сегодня степень равенства в распределении доходов многие исследователи связывают, прежде всего, с достаточной образованностью широких слоев населения, иначе говоря - с накоплением "человеческого капитала", а также с развитием малого предпринимательства. И то и другое играет огромную роль в современном экономическом росте. Поэтому одно из главных деяний в социальной политике - вливание значительной части общественных ресурсов (то есть государственных расходов) в создание человеческого капитала: в образование и здравоохранение, в профессиональную подготовку и переподготовку кадров. На эти цели развитые страны тратят достаточно много. В таблице 3 указаны государственные расходы на здравоохранение и образование в высокоразвитых странах в 1990-1998 годы (в процентах от ВВП).
Таблица 3
Государственные расходы на здравоохранение и образование в развитых странах
Страна |
Человеческий капитал | |
Здравоохранение |
Образование | |
Франция |
7,1 |
6,0 |
Германия |
8,3 |
4,9 |
Италия |
5,3 |
4,9 |
Великобритания |
5,9 |
5,3 |
О том, какое место занимает человеческий
капитал в национальном богатстве
развитых стран, говорят следующие
факты. По данным Всемирного банка, доля
основных производственных фондов (оборудования,
зданий, сооружений и машин) составляет
в структуре национального
По уровню социальных трансфертов, включающих расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования) доли государственных расходов и доли социальных трансфертов в ВВП развитых странах выглядит следующим образом. (см. табл.4)
Таблица 4
Изменение в послевоенный период доли государственных расходов и доли социальных трансфертов в ВВП развитых странах (в процентах от ВВП)
Годы | ||||||||||
1960 |
1970 |
1980 |
1995 |
2000 | ||||||
Все рас-ходы |
Тран-сфер-ты |
Все рас-ходы |
Тран-сфер-ты |
Все рас-ходы |
Тран-сфер-ты |
Все рас-ходы |
Тран-сфер-ты |
Все рас-ходы |
Тран-сфер-ты | |
Германия |
36,8 |
18,1 |
39,1 |
19,5 |
48,3 |
25,7 |
49,5 |
22,0 |
44,3 |
18,7 |
Франция |
29,7 |
13,4 |
40,3 |
16,7 |
46,1 |
22,6 |
53,7 |
25,0 |
47,9 |
18,1 |
Италия |
- |
13,1 |
34,7 |
16,9 |
41,9 |
21,2 |
51,9 |
20,0 |
43,8 |
16,7 |
Велико-британия |
34,5 |
10,2 |
39,1 |
13,2 |
44,9 |
16,4 |
43,4 |
15,0 |
37,8 |
13,3 |
США |
27,1 |
7,3 |
30,7 |
10,4 |
33,7 |
15,0 |
33,1 |
15,0 |
- |
- |
Япония |
25,5 |
4,0 |
19,2 |
5,7 |
32,6 |
11,9 |
35,6 |
15,0 |
- |
- |
Как видим из таблицы, доля государственных расходов повсюду увеличивалась. В США и Японии она выросла примерно до 35% от ВВП, а в европейских странах достигла в 90-х годах почти 50% (и только к началу нового столетия несколько снизилась). То же произошло и с социальными трансфертами; их доля в ВВП составила в США и Японии 15%, а в странах Европы (кроме Англии) - около 20%.
В России в 90-е годы, отмеченные глубоким экономическим кризисом и переходом экономики на рыночную основу, бюджетная система тоже сильно изменилась, пережив глубокий кризис, связанный с появлением огромного бюджетного дефицита. Лишь к концу 90-х годов ценой огромных усилий этот кризис был ликвидирован. Доля всех бюджетных расходов государства снизилась за эти годы примерно с 50% (в конце 80-х годов) до 36-38% в настоящее время (цифра включает в себя федеральный бюджет, бюджеты регионов и внебюджетные фонды; примерно половина этой суммы приходится на долю федерального бюджета). У нас эта доля значительно ниже, чем в странах Европы, - следствие более низкого уровня российской экономики.
Изменилась и структура
Все это, конечно, не способствует более
равномерному распределению доходов.
Более того, при всей бедности ресурсов,
которыми располагает правительство,
тратятся они крайне неэффективно.
Экономисты отмечают: "Действующая
малоэффективная система
Но вот что стоит отметить
особо. Помимо денежных трансфертов, отражаемых
статистикой, у нас сложилась
широкая система льгот и