Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа
Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране
На большинстве предприятий образовалась колоссальная разница в доходах группы управленцев высшего звена и других работников. Разница в оплате труда основной части рабочих и администрации достигает свыше 20 раз.
Региональные различия в оплате труда практически связаны с отраслевой спецификой. В сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции, в частности в газо- и нефтедобывающих районах Тюменской области, Кемеровской, Мурманской, Камчатской, Читинской областей, Татарстане и Коми, уровень средней заработной платы сравнительно высокий. Одновременно высокий уровень зарплаты в Москве и в Санкт-Петербурге, где сосредоточены финансовые и посреднические организации, и где, согласно исследованиям, наиболее значительна доля богатого населения России. В регионах с сельскохозяйственной специализацией, развитым машиностроением и легкой промышленностью, как правило, очень низкий уровень доходов и тяжелая социальная ситуация. Территориальные различия в оплате труда постоянно увеличиваются и составили в феврале 2009 года в 3,5 раза (Тюменская область – 33 000,2 руб., Ингушетия – 9 675,0 руб.).
Под влиянием
существующей межотраслевой дифференциации
заработной платы формируется и межрегиона
Таблица 10
Показатели уровня неравенства среднедушевых фактических доходов по отдельным субъектам России в 2006г.
Федеральный округ |
Минимальный и максимальный фактический доход, руб. (1-я и 5-я квинтильные группы) |
Отношение максимального ФД к минимальному, раз |
Индекс Джини, процентов | |
Центральный |
Воронежская область |
3051 |
22,8 |
44,7 |
г.Москва |
69622 | |||
Северо- Западный |
Псковская область |
3664 |
10,3 |
35,7 |
г.Санкт-Петербург |
37624 | |||
Южный |
Республика Ингушетия |
1829 |
11,8 |
33,9 |
Волгоградская область |
21560 | |||
Приволжский |
Республика Марий Эл |
3149 |
9,8 |
35,3 |
Пермский край |
30737 | |||
Уральский |
Курганская область |
3370 |
12,8 |
37,6 |
Тюменская область |
43090 | |||
Сибирский |
Республика Бурятия |
3216 |
8,8 |
34,3 |
Кемеровская область |
28425 | |||
Дальневосточный |
Еврейская АО |
3632 |
7,6 |
32,7 |
Сахалинская область |
27575 | |||
Российская Федерация |
Республика Ингушетия |
1829 |
38,1 |
38,9 |
г.Москва |
69622 |
Основными институтами, влияющими на первичное распределение, являются минимальная заработная плата и индексация доходов населения. В результате реформ ликвидировано централизованное регулирование оплаты труда, во внебюджетном секторе экономики решение основных вопросов оплаты труда передано на уровень предприятий, развиваются новые формы денежных доходов населения – доходы от предпринимательской деятельности, от собственности. Однако ведущую роль для большинства россиян продолжает играть оплата труда, составлявшая в 2010 г. 65,2 % в структуре денежных доходов населения15.
Основной целью установления минимальной заработной платы, как определено Международной организацией труда, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. По данным МОТ, минимальная заработная плата применяется как один из инструментов социально-экономической политики более чем в ста странах мира. Критериями для установления МЗП являются: прожиточный минимум работника и его семьи; соотношение со средне заработной платой в стране; возмещение потерь от инфляции; уровень производительности труда; размер душевого дохода; уровень безработицы среди работников низкой квалификации; размеры социальных пособий, в том числе пенсий.
В течение
прошедших лет перестройки
В результате указанных и других мер получены следующие результаты. Абсолютный размер МЗП в РФ характерен для стран с самым низким ее уровнем. Вместе с Россией в эту группу стран (с уровнем МЗП от 30-90 долл.), входят страны Азии (Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Казахстан), большинство стран Африки (Мексика, Бразилия, Уругвай, Эквадор). Согласно рекомендациям Международной организации труда МЗП должна составлять не ниже 130 % от величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимум является уровнем бедности, а доход на уровне 80 % прожиточного минимума – критерий нищеты.
В 2009 г. в
РФ вступили в силу новые условия
оплаты труда работников бюджетной
сферы, которые дают больший простор
руководителям бюджетных
Важным
критерием, свидетельствующим о
степени регулирования
Таблица 11
Индекс Кейтца
Показатель |
1995 |
2000 |
2001 |
2003 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2010 |
МЗП (руб. в месяц в текущих ценах, до 1998 в тыс.руб) |
42,52 |
107 |
250 |
487,5 |
746,7 |
1000 |
1500 |
2300 |
4330 |
Средняя номинальная зарплата (руб. в месяц в текущих ценах, до 1998 в тыс.руб) |
472,4 |
2223,4 |
3240,4 |
5498,5 |
8584,9 |
10633,9 |
13527,4 |
17226 |
23491 |
Индекс Кейтца (%) |
9 |
4,8 |
7,7 |
8,9 |
8,7 |
9,4 |
11 |
13 |
18 |
Индексация доходов населения в первую очередь направлена на защиту заработной платы и других видов доходов от повышения цен. Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги установлен в 1991 г. Законом РСФСР 24.10.91 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». В соответствие с которым индексации подлежат:
Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используют индекс потребительских цен на продовольственные товары и индекс цен на платные услуги населению. Необходимо отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации.
По данным статистики, численность бедных к 2000 году достигла 42,3 млн. человек, или 29,0%, в 2010 году – 18,5 млн. человек или 13,1 % населения страны.
Определенные изменения происходят и в демографическом составе бедного населения: растет доля населения трудоспособного возраста и несколько снижается доля пенсионеров при примерно постоянной доле детей. Значительная часть населения находится за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума (табл. 12).
Таблица 12
Численность населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума16
Численность населения |
2000 |
2003 |
2004 |
2006 |
2007 |
2009 |
2010 |
млн. человек |
42,3 |
29,3 |
25,2 |
21,5 |
18,9 |
18,5 |
18,5 |
в % от общей численности населения |
29,0 |
20,3 |
17,6 |
15,2 |
13,4 |
13,2 |
13,1 |
Расширяющееся абсолютное обеднение населения – важнейшая реальная социальная угроза для экономической и национальной безопасности страны, будучи питательной средой расширенного воспроизводства негативных явлений, таких как деградация человеческого капитала в обществе и устойчивость демографического кризиса.
Без радикального пересмотра распределительных отношений, и, в первую очередь, увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы (в рамках существующих в развитых странах нормативов) проблему нарастающей относительной бедности и увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными не решить.
Основными институтами
перераспределения доходов
В качестве решения проблемы
правительством был выбран способ пропорционального
налогообложения доходов
Однако, по мнениям аналитиков, зафиксированный в 2001 г., рост налоговых поступлений был обусловлен увеличением на 1 пункт минимальной налоговой ставки, а также расширением налоговой базы. Последующий рост был обусловлен ростом доходов населения, а также их частичной легализацией.
Кроме того, данные Росстата по удельному весу налогов в общем объеме доходов консолидированного бюджета показывают, что НДФЛ увеличился в 9.5 раз в номинальном исчислении, а его доля возросла всего 2,1 пункта. Доля НДС, снизившись на 8,5 пунктов, равна 13,3 % и превышает поступления от НДФЛ.
Таким образом, по мнению
аналитиков, введение пропорциональной
шкалы не привело к желаемым результатам
по легализации доходов, а только
лишь усилило и обострило