Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа
Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране
Но обратимся вновь к
Таблица 5
Доля социальных расходов в индивидуальных доходах населения развитых стран
Страна |
Все выплаты по годам |
Трансфертные платежи по годам | ||||
1960 |
1970 |
1981 |
1960 |
1970 |
1981 | |
Франция |
25,7 |
28,9 |
34,7 |
15,6 |
18,8 |
23,9 |
Германия |
21,2 |
28,9 |
28,8 |
13,6 |
14,0 |
17,3 |
Италия |
18,9 |
22,0 |
27,1 |
9,2 |
11,5 |
14,8 |
Велико-британия |
18,7 |
21,5 |
29,1 |
8,5 |
10,3 |
15,4 |
Япония |
- |
14,2 |
21,0 |
- |
6,5 |
12,2 |
США |
18,0 |
22,7 |
24,1 |
6,4 |
8,6 |
12,0 |
Как видим, доля всех выплат государства
в перечисленных странах к 80-м
годам достигла от четверти до трети
всех доходов. Правда, начиная с 80-х
годов (и по нынешний день) правительства
этих стран предпринимают огромные
усилия, стремясь снизить темпы роста
социальных расходов, уменьшить размеры
социальных выплат и сократить круг
лиц, получающих эти выплаты. Меры, бесспорно,
непопулярные, но вызванные объективными
причинами и прежде всего постарением
населения - увеличением доли пенсионеров.
В том же ряду - проблемы притока
иммигрантов, пополняющих число
семей с низким уровнем доходов,
снижения стимулов к поиску работы.
Но есть задачи и иного рода. Прежде
всего, необходимость снизить
Начавшиеся социальные реформы встречают мощное сопротивление населения. Под напором разных протестов правительствам удается в лучшем случае лишь затормозить дальнейшее увеличение государственных расходов на социальные выплаты.
Совершенно очевидно, что институты
социального обеспечения, прочно встроенные
в современную рыночную экономику,
можно и нужно реформировать,
но без данной системы современная
экономика уже немыслима. Такие
расходы были и остаются важнейшей
прерогативой государства. В странах
Евросоюза государственную
Большую роль в социальной политике
развитых стран играют налоги, чего
не скажешь о нашей стране. Большим
достижением правительство
Таблица 6
Максимальные ставки подоходного налога в развитых странах (%)
Страна |
Годы | |||
1975 |
1985 |
1990 |
1995 | |
США |
70 |
50 |
28 |
40 |
Япония |
75 |
70 |
50 |
50 |
Германия |
56 |
56 |
53 |
53 |
Франция |
60 |
65 |
57 |
57 |
Италия |
72 |
50 |
50 |
51 |
Велико-британия |
83 |
60 |
40 |
40 |
Если учитывать, что низшие ставки составляют примерно 15-20%, то можно сделать вывод: и сегодня налоговые системы сохраняют определенную степень прогрессивности.
Подоходный налог с населения
- важнейший источник доходов развитых
государств, он дает до четверти всех поступлений.
У нас же подавляющая часть
населения настолько еще бедна,
а преуспевающее меньшинство
только начинает привыкать платить
налоги "добровольно" (в основном
под нажимом налоговых органов)
Тяжелым последствием экономических преобразований в России является глубокая поляризация благосостояния населения и дезинтеграция общества. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что Россия по уровню дифференциации доходов уже находится в зоне риска. (Таблица 7).
Таблица 7
Распределение общего объема денежных доходов населения, %
Годы | |||||||||||
Денежные доходы, в том числе по 20-ти процентным группам населения: |
1991 |
1992 |
1993 |
1995 |
1998 |
2000 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Первая (с наименьшими доходами) |
11,9 |
6,0 |
5,8 |
5,5 |
6,0 |
5,9 |
5,4 |
5,1 |
5,3 |
5,4 | |
Вторая |
15,8 |
11,6 |
11,1 |
10,2 |
10,4 |
10,4 |
10,1 |
9,8 |
10,0 |
10,1 | |
Третья |
18,8 |
17,6 |
16,7 |
15,0 |
14,8 |
15,1 |
15,1 |
14,8 |
15,1 |
15,1 | |
Четвертая |
22,8 |
26,5 |
24,8 |
22,4 |
21,2 |
21,9 |
22,6 |
22,5 |
22,6 |
22,7 | |
Пятая (с наивысшими доходами) |
30,7 |
38,3 |
41,6 |
46,9 |
47,6 |
46,7 |
46,8 |
47,8 |
47,0 |
46,7 | |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,260 |
0,289 |
0,290 |
0,381 |
0,399 |
0,395 |
0,410 |
0,422 |
0,422 |
0,422 | |
Коэффициент фондов, раз |
4,5 |
8.0 |
11,2 |
13,5 |
13,4 |
13,9 |
15,3 |
16,8 |
15,6 |
16,7 |
Показатели социально-
И это только по официальным данным, существуют и альтернативные оценки, которые значительно разнятся с официальными. (Таблица 8)
Таблица 8
Неравенство распределения доходов в России (1988-2008 гг.): (альтернативные оценки индекса Джини).
ЮНИСЕФ |
Всемирный банк |
Росстат |
Капелюшников Р.И. |
Белоконная Л.А., Жихарева О.Б., Капелюшников Р.И. |
Лукьянова А.Л., Капелюшников Р.И. | |
1988 |
23,80% |
|||||
1989 |
27,07% |
|||||
1990 |
26,92% |
|||||
1991 |
32,45% |
26,00% |
32,50% |
|||
1992 |
37,09% |
28,90% |
37,10% |
|||
1993 |
46,13% |
48,34% |
39,80% |
46,10% |
||
1994 |
44,58% |
40,90% |
43,90% |
|||
1995 |
47,07% |
38,70% |
38,70% |
45,40% |
||
1996 |
48,25% |
46,15% |
40,10% |
44,50% |
||
1997 |
49,02% |
38,10% |
44,70% |
|||
1998 |
49,80% |
39,90% |
41,00% | |||
1999 |
50,57% |
37,48% |
40,00% |
48,20% |
||
2000 |
51,34% |
39,50% |
39,50% |
48,30% |
44,00% | |
2001 |
52,12% |
39,60% |
39,70% |
39,70% |
50,80% |
44,00% |
2002 |
49,12% |
35,70% |
39,70% |
39,70% |
47,70% |
40,00% |
2003 |
48,01% |
40,30% |
40,30% |
48,10% |
41,00% | |
2004 |
46,90% |
40,90% |
40,90% |
46,70% |
39,00% | |
2005 |
44,50% |
37,51% |
40,90% |
40,50% |
45,60% |
39,00% |
2006 |
45,10% |
41,60% |
45,90% |
|||
2007 |
42,20% |
44,70% |
||||
Примечание |
По индивидуальным заработным платам до налогов, без социальных пособий. |
По расходам (за 1988 - по доходам) на основе РМЭЗ и Росстата. |
По общему объему денежных доходов. |
По общему объему доходов на основе данных Росстата. |
По заработной плате на основе данных Росстата. |
По месячной заработной плате на основе данных РМЭЗ. |
Источник |
TransMONEE 2009 database. -http://www.transmonee.org/ |
PovcalNet database. -http://go.worldbank.org/ |
Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. /Росстат. М., 2008. С. 169, 186. |
Заработная плата в России: эволюция и дифференциация /Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. 2-е изд. М., 2008. C. 119. |
Заработная плата в России. C. 119, 574. |
Заработная плата в России. C. 503. |
Анализ данных по уровню жизни населения 50-ти стран свидетельствует о том, что более высоки, чем в России, уровень дифференциации денежных доходов наблюдается только в Китае, Турции, на Филиппинах, в Боливии, Бразилии, Мексике, Чили, Нигерии, ЮАР14.
Поляризация доходов и благосостояния населения является следствием влияния определенного комплекса факторов, одним из которых является оплата труда.
Оплата труда – основной источник доходов населения. Анализ показывает, что в России происходит интенсивное обесценение основного фактора производства и ресурса экономики. На среднемесячную заработную плату, составившую в 2010 году 21917 руб., можно было приобрести чуть более трёх наборов прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного работника, тогда как в 1990 году она соответствовала 4,5 такого набора (табл. 9). Как видно из таблицы 3, в 2010 году покупательная способность заработной платы в России не достигла уровня 1992 года – года начала рыночных реформ. Анализ показывает, что существующий уровень заработной платы в большинстве случаев не обеспечивает условий для расширенного воспроизводства рабочей силы и населения.
Таблица 9
Динамика
покупательной способности
Динамика по годам |
1992 |
1995 |
1998 |
2003 |
2007 |
2009 |
2010 |
Средняя начисленная зарплата * (ЗП) |
6,0 |
472,4 |
1051,5 |
5508,6 |
13593,4 |
17084,9 |
21917 |
Величина прожиточного минимума* (ПМ) |
2,13 |
297,0 |
555,0 |
2341,0 |
3847 |
4630 |
5902 |
Покупательная способность зарплаты (отношение ЗП/ПМ) |
2.81 |
1,63 |
1,97 |
2.35 |
3,53 |
3,69 |
3,71 |
*До 1998 года – тыс. руб.
Постоянно увеличивается дифференциация в оплате труда в различных сферах занятости. Особенно быстрыми темпами относительно среднероссийского уровня, с одной стороны, росли доходы работников топливно-энергетического комплекса (точнее говоря, добывающих отраслей, имеющих ярко выраженную экспортную ориентацию) и в финансовой сфере. Начисленная среднемесячная заработная плата в феврале 2009 года в расчете на одного работника финансовой сфере составила 36 874 руб., в добыче полезных ископаемых – 32 821 руб. С другой стороны, на крайне низком уровне оказывается заработная плата в отраслях с низкой конкурентоспособностью, имеющих ограниченные возможности приспособления к условиям рынка – в легкой промышленности (3 103 руб.) и сельском хозяйстве (7 833 руб.). Низкой по сравнению со среднероссийским значением остается заработная плата и работников бюджетной сферы. Так, в январе 2009 года уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления им социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 91%, работников образования – 81% (в январе 2008 года – соответственно 78% и 67%).