Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение общих аспектов несовершенной конкуренции, ее видов и следствий.

Содержание

Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
1.1 Общие черты несовершенной конкуренции
1.2 Абсолютная (чистая) монополия
1.2.1 Виды абсолютной монополии
1.2.2 Определение цены и объема производства
1.2.3 Показатели монопольной власти
1.2.4 Ценовая дискриминация
1.3 Олигополия
1.3.1 Модели поведения фирм в условиях олигополии
1.3.2 Модель Курно
1.3.3 Олигополия с точки зрения теории игр
1.4 Монополистическая конкуренция
1.4.1 Определение цены и объема производства
1.4.2 Неценовая конкуренция. Реклама
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)
 

Таблица 1.2. 

   Если  фирмы принимают решения, не согласовывая свои действия друг с другом, то каждая из них выберет, как наилучший  вариант при любом поведении  конкурента, низкие цены и получит 80 денежных единиц прибыли. Если они предварительно сговорятся и будут удерживать высокие цены, контролируя объем продаж, прибыль каждой составит 100 денежных единиц. В первом случае достигается равновесие по Нэшу, во втором – равновесие по Парето. Данный пример демонстрирует эффективность сговора в условиях олигополии.

   Таким образом, поведение олигополистов  в разных ситуациях является наиболее интересным разделом экономической науки, где применяются самые разнообразные модели и методы исследования. Это существенно отличает теорию олигополии от теории конкурентной фирмы и теории монополии. 
 
 
 
 
 

1.4. Монополистическая  конкуренция

   Монополистическая конкуренция – это рынок, на котором присутствует множество мелких и средних продавцов какого-либо товара (услуги).

   Предсказать и учесть действия всех участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта является наиболее распространенной рыночной структурой. К рынкам монополистической конкуренции можно отнести легкую и пищевую промышленность, сферу услуг (одежда, обувь, продукты питания, кафе, театры и т. д.). Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

   Большое значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

   В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

   Легкое  вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты. 
 
 
 

1.4.1 Определение цены и объема производства

   Если  в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (Dm на рис. 1 – 8). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

   Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

   

 

 

Рис. 1 – 8. Монополистическая конкуренция 

   Отрицательный наклон кривой спроса означает, что  в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qс по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Рm (см. рис. 1 – 8).

   В течение короткого промежутка времени  фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

   Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.2 Неценовая конкуренция. Реклама

   Важную  роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр – чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара. В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.

   По  поводу рекламы существуют разные точки  зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Антимонопольная  политика в России

2.1 Особенности российского  монополизма

   В условиях рыночной экономики антимонопольное  регулирование является одним из основных инструментов осуществления  экономической политики государства.

   Основной  целью контроля и надзора в  сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

   В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

   Реализация  эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной  правовой базы, необходимой для регулирования  конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов  с учетом современного уровня развития национальной экономики.

   Основной  задачей государственной антимонопольной  политики является создание условий  для добросовестной конкуренции  на основе принципа равенства хозяйствующих  субъектов, соблюдения законных интересов  потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

   Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

    • осуществление эффективного контроля и надзора в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции для получения монопольного положения на рынках, антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;
    • совершенствование системы контроля экономической концентрации с одновременным сокращением видов сделок и действий, подпадающих под указанный контроль, в том числе с учетом интеграции российской экономики в мировую экономическую систему;
    • разработку экономически точных методов антимонопольного регулирования, обеспечивающих определение монопольно высоких и низких цен, доминирующего положения хозяйствующих субъектов и доказательство злоупотребления этим положением с учетом определения географических и товарных границ соответствующих рынков;
    • установление исчерпывающего перечня процедур, порядков и правил рассмотрения заявлений, уведомлений и ходатайств, определения сроков предоставления информации;
    • совершенствование процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, направленное на обеспечение гарантии законности и обоснованности принятия решений антимонопольным органом;
    • прозрачность деятельности антимонопольного органа;
    • использование мер антимонопольного регулирования для защиты российских хозяйствующих субъектов от проявлений антиконкурентной практики крупных иностранных компаний как на внутреннем, так и международных рынках.

    Особое  внимание необходимо уделить вопросам развития и защиты

конкуренции, а также анализу конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

   В целях повышения ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на увеличение размера административных санкций, а также расширение перечня нарушений антимонопольного законодательства, подлежащих наказанию в административном порядке.

   Специфика российских монополий сказалась  на особенностях законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

   Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов  в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

   В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). 
 

     2.2 Методы антимонопольной  политики

   2.2.1 Ограничительные меры.

   Ограничительные меры предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

   Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными нарушением антимонопольного законодательства.

Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства