Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:00, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение общих аспектов несовершенной конкуренции, ее видов и следствий.
Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
1.1 Общие черты несовершенной конкуренции
1.2 Абсолютная (чистая) монополия
1.2.1 Виды абсолютной монополии
1.2.2 Определение цены и объема производства
1.2.3 Показатели монопольной власти
1.2.4 Ценовая дискриминация
1.3 Олигополия
1.3.1 Модели поведения фирм в условиях олигополии
1.3.2 Модель Курно
1.3.3 Олигополия с точки зрения теории игр
1.4 Монополистическая конкуренция
1.4.1 Определение цены и объема производства
1.4.2 Неценовая конкуренция. Реклама
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
Заключение
Список использованной литературы
Довольно
часто встречаются такие
Закон
запрещает устанавливать
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Запрещаются
также различные соглашения между фирмами
и препятствование входу на рынок других
фирм.
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации.
Наряду
с запретами вредных для
1) в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
2) когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
1) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
2) одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
3) лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
В этих трёх случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает 35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля над сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке.
Российское
антимонопольное
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
Развитие
рыночных отношений предполагает устранение
прямого вмешательства
Однако
власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления,
во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме
того, не разрешается создавать
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод, «Калугапутьмаш», Новосибирский металлургический завод и др.
Количество
включённых в реестр предприятий
зависит от границ товарного рынка,
на котором определяется их доля. Чем
детальнее рассматривается
Но
внесение предприятия в реестр ещё
не говорит о том, что оно является
монополистом и к нему следует применить
ограничительные меры – скажем, по ценам,
т. к. само наличие крупных предприятий
не означает, что они злоупотребляют своим
доминирующим положением. Более того,
их монополистическая деятельность невозможна,
если на рынке ограничен платежеспособный
спрос или ресурсы для развития производства.
Монопольное поведение предприятия и
меры по пресечению злоупотреблений доминирующим
положением строго регламентированы статьями
закона «О конкуренции».
Заключение
Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта совершенной конкуренции – ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три вида – чистая (абсолютная) монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.