Общественные блага, их классификация и особенности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить труды ученых, посвященных проблемам производства и использования так называемых общественных благ, особенности спроса и производства общественных благ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
определить особенности спроса на общественные блага;
выявить эффективность производства общественных благ;
раскрыть проблему безбилетника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
1) Понятие общественных благ, их свойства и классификация
1.1 Понятие общественных благ и их свойства……………5-11
1.2 Классификация общественных благ…………………11-13
2) Особенности спроса на общественные блага
2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо..……14-16
3) Производство общественных благ и проблема безбилетника
3.1 Эффективный объем общественного блага…………17-20
3.2 Проблема «безбилетника»……………………………20-23
Заключение………………………………………………..…………24-25
Список используемой литературы…………………..……………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie_obschestvennykh_blag_i_ikh_svoystva.docx

— 272.72 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И    ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

________________________________

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ»

__________________________________________________________________

Кафедра экономической  теории

                                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

          На тему: Общественные блага, их классификация

и  особенности  производства

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ

                                                                                                

РУКОВОДИТЕЛЬ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3-4

  1. Понятие общественных благ, их свойства и классификация
    1. Понятие общественных благ и их свойства……………5-11
    1. Классификация общественных благ…………………11-13
  1. Особенности спроса на общественные блага

      2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо..……14-16

 3) Производство общественных благ и проблема безбилетника

      3.1 Эффективный объем общественного блага…………17-20

      3.2 Проблема «безбилетника»……………………………20-23

Заключение………………………………………………..…………24-25

Список используемой литературы…………………..……………….26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественные  блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.

Усиление  масштабности рыночных отношений требует  специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода. Из общего запаса воды на Земле (который оценивается в 1400 млн. куб километров) только 2,5% пригодно для питья. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. Ныне в среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Формируется диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением, возникает дефицит. В этой связи возникает необходимость рационального использования водных ресурсов. По оценкам экспертов ООН, в последнее столетие потребление воды росло в два раза быстрее, чем численность населения планеты. Уже сегодня, в розничной оценке на мировом рынке литр бутилированной воды приближается к стоимости литра бензина.

Угроза  международного терроризма и политическая нестабильность побуждают  акцентировать внимание на таком общественном благе как безопасность.

Надо  учитывать, что рыночная экономика  и частный сектор не в состоянии  производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капиталозатраты, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена и практическими потребностями увеличения в разы производства общественных благ в стране.

Цель курсовой работы – изучить труды ученых, посвященных проблемам производства и использования так называемых общественных благ, особенности спроса и производства общественных благ.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
  • изучить виды общественных благ;
  • определить особенности спроса на общественные блага;
  • выявить эффективность производства общественных благ;
  • раскрыть проблему безбилетника.

При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и  периодические издания,  авторы  которых  достаточно фундаментально рассматривают общественные блага. Больше всего мне понравилось работать с книгой по макроэкономике Ю.В. Таранухи и Д.Н. Землякова. В этом учебном пособии хорошо раскрыты и производство общественных благ, и проблема безбилетника.

 

 

1 ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ  БЛАГ, ИХ СВОЙСТВА И                          КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Понятие общественных благ и их свойства

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Таблица 1.1-  Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику


 

Общественные  блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества.

Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом.

Чистые общественные блага  встречаются редко, многие блага  обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. Концерт, исполняемый в зале, является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага.

Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителюравны нулю (MCU = 0).

В действительности для большинства  смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.

При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному  потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что  не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ). Ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы МВА и МВВ, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. QA и QB – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.

Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1.1).

Так как частное благо  обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет  потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.

Рис. 1.1 Совокупная ценность частного блага

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством  несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1.2).

Так как общественное благо  обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 1.2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 1.2 представлена ломаной линией (1).

Рис. 1.2  Совокупная ценность общественного блага

В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).

Для нашего примера это  означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).

Но общественное благо  предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Как мы видим на рис. 1.3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.

Информация о работе Общественные блага, их классификация и особенности производства