Общественные блага, их классификация и особенности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить труды ученых, посвященных проблемам производства и использования так называемых общественных благ, особенности спроса и производства общественных благ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
определить особенности спроса на общественные блага;
выявить эффективность производства общественных благ;
раскрыть проблему безбилетника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
1) Понятие общественных благ, их свойства и классификация
1.1 Понятие общественных благ и их свойства……………5-11
1.2 Классификация общественных благ…………………11-13
2) Особенности спроса на общественные блага
2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо..……14-16
3) Производство общественных благ и проблема безбилетника
3.1 Эффективный объем общественного блага…………17-20
3.2 Проблема «безбилетника»……………………………20-23
Заключение………………………………………………..…………24-25
Список используемой литературы…………………..……………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie_obschestvennykh_blag_i_ikh_svoystva.docx

— 272.72 Кб (Скачать файл)

Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным.

Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении  общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:

  • Как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайце»?
  • Как при этом достичь эффективного объема общественного блага?

Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие  принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения, но в данной работе мы рассмотрим исключение «безбилетников».

Наиболее простым методом  исключения является ограничение доступа  к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу  низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям , продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, то есть в отношении перегружаемых благ. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.

Заключение частных  контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится  в постоянном пользовании потребителя  ( момент покупки и момент использования разделены ), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ – бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.

Рассматривая рыночные способы  предоставления общественных благ, следует  иметь в ввиду, что, способствую  решению проблемы «безбилетника», они  сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.

[6, с. 286-288]

На основе изучения материалов можно сделать вывод, что предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Для того, чтобы ограничить доступ к благу, можно использовать различные инструменты: введение платы, заключение частных контрактов, введение абонементной платы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании данной работы можно сделать следующие выводы.

Общественные блага –  это такие блага, которым присущи  следующие характеристики: несоперничества в потреблении ( могут предоставлены всем членам общества, а не отдельному индивидууму ); неконкурентность ( при предоставлении одному индивидууму, могут быть предоставлены другим без дополнительных расходов); неопределенность конечного потребителя; неопределенность прав собственности.

В многообразии благ можно  разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание  особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ.

Можно выделить следующие  особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличия объема, все потребители используют общественное блага целиком. Выделенные особенности общественные благ предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму.

Кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму  кривых индивидуального спроса по вертикали.

Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо  должно производится в таком объеме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага.

В любом обществе целью  государства является обеспечение  населения общественными благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применят в интересах граждан внешнеэкономические методы в производстве общественных благ. Для этого государство производит блага коллективного пользования – такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами, соблюдение антимонопольного законодательства и т.п.

Необходимость и экономическая  эффективность производства того или  иного общественного блага обычно определяется с помощью метода «издержек-выгод».

Проблема безбилетника заключается  в том, что потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, и возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора /  
    Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2007. C. 55-61.
  2. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. С. 354-368.
  3. Кошелев, А.Н. Национальная экономика: конспект лекций/ А.Н. Кошелев.: Эксмо; 2008г. С. 34-35.
  4. Пиндайк, Р. Микроэкономика/ Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд; сокр. пер. с англ. под ред. В.Т. Борисовича, В.М. Полтерович. В.И. Данилова [и др.]. М.: Экономика; Дело, 1992. С. 504-510.
  5. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анапиз и применение. В 2 т. / Д.Н. Хайман; пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. С. 298-323.
  6. Таран уха Ю. В., Земляков Д.Н. Микроэкономика/ Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. — М. : КНОРУС, 2008. С. 283-288
  7. Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов 1 Н. Г. Мэнкью; пер. с англ. 4м: изд. СПб.: Питер, 2007. С 267-285.
  8. Микроэкономика: в 2 т. / В. М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. В.М. Гальперина. 2-е изд., испр. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 2. С. 476-482.
  9. Макконнелл,  К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 2. С. 223-227.

 

 

 

 


Информация о работе Общественные блага, их классификация и особенности производства