Общественные блага, их классификация и особенности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить труды ученых, посвященных проблемам производства и использования так называемых общественных благ, особенности спроса и производства общественных благ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
определить особенности спроса на общественные блага;
выявить эффективность производства общественных благ;
раскрыть проблему безбилетника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
1) Понятие общественных благ, их свойства и классификация
1.1 Понятие общественных благ и их свойства……………5-11
1.2 Классификация общественных благ…………………11-13
2) Особенности спроса на общественные блага
2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо..……14-16
3) Производство общественных благ и проблема безбилетника
3.1 Эффективный объем общественного блага…………17-20
3.2 Проблема «безбилетника»……………………………20-23
Заключение………………………………………………..…………24-25
Список используемой литературы…………………..……………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie_obschestvennykh_blag_i_ikh_svoystva.docx

— 272.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага:  МВ = МС (2).

Рис. 1.3 Оптимальный объем  производства общественного блага

[1, с. 55-61]

 

1.2 Классификация общественных благ

По характеру  потребления выделяют следующие  основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага. Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения.

В зависимости  от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.

Государство может  различным образом участвовать  в производстве общественных благ:

  • косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ;
  • напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике  эти две формы участия государства  в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата. [3, с. 34-35]

Таким образом, общественные блага – это блага, потребление  которых доступно одновременно многим людям. Они обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении. Для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Общественные блага классифицируются по множеству различных критериев.

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  СПРОСА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо схожа с кривой спроса на чистое частное благо тем, что обе они имеют нисходящий наклон. Однако на этом сходство кончается. Когда мы рисуем кривую спроса на чистое общественное благо, цена не является переменной величиной на вертикальной оси. Это имеет место потому, что невозможно назначить цену за отдельную единицу чистого общественного блага, так как его потребление не является исключительным правом. Единица чистого общественного блага может быть потреблена даже теми людьми, которые решили не покупать ее. Чистые общественные блага невозможно продавать "поштучно", как печенье или автомобили.

Однако кривая спроса на чистое общественное благо отражает предельную полезность каждого его  наличного объема. Сумма индивидуальных предельных полезностей для каждой единицы такого блага представляет максимальную сумму, от которой отказались бы ради получения дополнительной единицы чистого общественного блага. Кривая спроса на чистое общественное благо получается путем сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене. Это предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Другое существенное различие между кривыми спроса на общественное и частное благо касается возможности для потребителей индивидуально корректировать объем потребления. В случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно. На единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. Таким образом, при любом объеме предложения объем потребления этого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения:

QS=q1=q2=qЗ=…=qN (3),

где QS - общий объем предложения, qi - объем потребления блага каждым из N потребителей, i=1,..., N.

На рис. 2.1 показаны важные различия между кривыми спроса на общественное и частное благо. Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

QD=Sqi (2),

где i = 1,… N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается путем  сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. На графике А, рис. 2.1, показано, что если имеются только три потребителя и цена блага Р, тогда объем спроса составит Sqi = 6, т. е. сумму объемов спроса всех трех потребителей. В данном случае по этой цене А покупает 1 единицу, В - 2 единицы, С - 3 единицы блага. Для достижения рыночного равновесия необходимо, чтобы объем спроса равнялся объему предложения.

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Кривые спроса на чистое частное благо и чистое общественное благо

Для чистого частного блага (график А), объем спроса при  каждой цене есть сумма объемов спроса индивидуальных потребителей при этой цене. В случае чистого общественного  блага все должны потреблять один и тот же объем. Кривая спроса на чистое общественное благо, показанная на графике В, есть сумма предельных полезностей при каждом объеме.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается путем  сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из N потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага. На графике В, рис. 2.1, наличный объем блага равен 6 единицам, т. е. QS=6. Однако предлагаемые 6 единиц должны потреблять все потребители. Точка на кривой спроса получается путем сложения предельных полезностей для каждого потребителя при наличном объеме блага. В данном случае при наличии 6 его единиц предельная полезность для А составляет 100 долларов, для В - 200 долларов и для С — 300 долларов. Соответствующая точка на кривой спроса для группы из трех потребителей — 600 долларов. Это максимальная сумма денег, которая была бы принесена в жертву ради получения дополнительной единицы рассматриваемого блага, когда 6 его единиц уже имеются в наличии. [5, с. 298-323]

Подводя итоги можно сделать  вывод о том, что для чистого частного блага, объем спроса при каждой цене есть сумма объемов спроса индивидуальных потребителей при этой цене. В случае чистого общественного блага все должны потреблять один и тот же объем.

 

 

3 ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И ПРОБЛЕМА БЕЗБИЛЕТНИКА

3.1 Эффективный объем общественного блага

Предоставление чистого  общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, в чем и состоит суть проблемы определения эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага. Решение ее обусловлено применением общего принципа принятия оптимальных решений – благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды от дополнительной единицы блага должно уравниваться с предельными общественными издержками его производства, то есть при (5).

В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей, и в этом смысле предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей. (6). Следовательно, эффективный объем чистого общественного блага – это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага.

  = (7)

На рисунке 3.1 спрос на чистое общественное благо субъекта "" отражен как , а субъекта "Б" – как . При этом готовность субъекта "" платить за дополнительную единицу блага, например еще один канал общественного телевиденья, при объеме составляет величину (а), а субъекта "Б" – (b). Их общая готовность платить + (8), составит (а + b). Если предельные издержки производства блага – МC, то эффективным будет тот объем чистого общественного блага, для которого общая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства, то есть пересечения их кривых. В нашем случае это , так как МC() = (а + b) (9). Любое отклонение кривой МC от этой точки означало бы необходимость уменьшить или увеличить производство чистого общественного блага.

 

Рис. 3.1 Определение эффективного объема предоставления общественных благ

Анализируя механизм установления эффективного объема производства чистого  общественного блага, следует обратить внимание на два обстоятельства:

  • отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект.
  • объем производства чистого общественного блага будет оптимальным только при условии, что валовые издержки его производства ( область под кривой предельных издержек до точки ) не будут превышать затрат, которые общество готово заплатить ( область под кривой общей готовности платить до точки ).

В связи с этим возникает два аспекта проблемы.

Первый связан с механизмом достижения эффективного объема производства. Как следует из приведенного рисунка, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом (10), ни один из потребителей не готов оплатить предоставленное чистое общественное благо в объеме и спрос на него был бы нулевым. Непредоставление блага в означенном объеме привело бы к снижению полезности для обоих субъектов , так как

(а + b) > ( + ) (11). Напротив, совместное потребление блага не только позволяет достичь эффективного объема его потребления, но и способствует росту благосостояния всех его потребителей – потребление чисто общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для других. Следовательно, достижение эффективного производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей.

Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенного рисунка, установление подобной платы () приведет к тому, что субъект "" вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя "Б" готовность платить выше , и он будет продолжать предъявлять спрос. Однако он будет вынужден платить больше ( > ), причем за меньший объем ( < ). Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель "" платил меньше, а потребитель "Б" больше, на что последний с готовностью согласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затраты снизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критериев эффективности Парето. [6, c. 283-288]

 

3.2 Проблема «безбилетника»

Достижение эффективного объема производства чистого общественного  блага предполагает наличие достоверных  данных о предельных выгодах всех потребителей. Между тем пользователи знают, что в случае с общественными  благами получение ими выгод  возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так как при предоставлении блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно – признак неисключаемости. Это обуславливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.

Информация о работе Общественные блага, их классификация и особенности производства