Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39
Трансферты могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований.
Трансферт
необязательно приобретает
Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, в следствии государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других сужаются возможности получения дохода.
Еще
один источник перераспределительных
процессов – внешние эффекты,
сопровождающие создание некоторых
общественных благ. Так, аэропорт, построенный
на окраине города, представляет собой
смешанное общественное благо для
всех его жителей. Однако для тех,
кто проживает именно на этой окраине,
появление аэропорта вызывает целый
ряд специфических
Итак,
когда одни и те же действия государства
приводят к повышению благосостояния
одного индивида и снижению благосостояния
другого есть основание говорить
о перераспределении, хотя при этом
не всегда происходит принудительная
передача каких-либо материальных объектов
или денежных сумм. Вместе с тем
для любых изменений
Однако
даже непосредственно в сфере
бюджетной политики, не говоря уже
о других сферах политических решений,
компенсации – это отнюдь не обязательно
прямые платежи, в точности уравновешивающие
перераспределительные эффекты. Компенсационный
характер могут иметь самые различные
меры, в которых заинтересованы те,
за чей счет производиться
Рациональная бюджетная политика предполагает серьезный анализ не только спектра возможных компромиссов, но и конечных результатов каждого из них с точки зрения всех заинтересованных сторон.
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
План
сбора доходов и использования
расходов имеет практически каждый
экономический институт (предприятие,
фирма, отрасль экономики, банк, экономические
и финансовые фонды т. п.). Бюджеты
имеют и все социально-
Государственный
бюджет служит предпосылкой и финансовой
базой функционирования государства
и осуществления им тех функций,
которые общество уполномочило его
осуществлять. При помощи бюджета
решаются вопросы финансового
Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
- Объем производства;
- Инвестиции;
- Реальные доходы;
- Уровень безработицы;
- Величина денежной массы;
- Уровень процента;
- Валютный курс;
- Государственный долг;
- Инфляция.
Доходы
государственного бюджета — завершающая
стадия денежных потоков, идущих от реального
сектора и других крупных сфер
финансовых отношений, а расходы
государственного бюджета — исходный
пункт движения госресурсов на потребности,
намеченные государством и обществом
(рис. 2).
Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета
Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.
Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
В случае если доходы и расходы в бюджете разняться, то дефицит или профицит бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
а) Внутреннее финансирование:
- выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя);
-
бюджетные ссуды, полученные
-
использование средств
б) Внешнее финансирование:
-
продажа ценных бумаг на
- кредиты
иностранных банков и
организаций;
- кредиты иностранных правительств.
Вместе внутреннее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Денежные
средства считаются поступившими в
доход бюджета с момента
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы составляют:
К
доходам от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.