Общественный сектор в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал ЭОС.docx

— 262.87 Кб (Скачать файл)

     Трансферты  могут осуществляться добровольно, приобретая характер пожертвований.

     Трансферт необязательно приобретает денежную форму, хотя эта форма доминирует. Те, в чью пользу перераспределяются средства могут получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта бесплатные услуги, продовольственные  талоны и т.п.

     Вместе  с тем перераспределительные  процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические  возможности. Перераспределение происходит, например, в следствии государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических  переменных. В результате одни члены  общества приобретают преимущества, а для других сужаются возможности  получения дохода.

     Еще один источник перераспределительных  процессов – внешние эффекты, сопровождающие создание некоторых  общественных благ. Так, аэропорт, построенный  на окраине города, представляет собой  смешанное общественное благо для  всех его жителей. Однако для тех, кто проживает именно на этой окраине, появление аэропорта вызывает целый  ряд специфических разнохарактерных побочных эффектов. Это, с одной стороны, улучшение дорожной сети и коммуникации, увеличение спроса на труд и на услуги местных магазинов и т.п., с  другой – шум, перегрузка транспорта и т.д. Баланс преимуществ  и потерь окажется не одинаковым, например, для  владельца платной автостоянки, оказавшейся в непосредственном соседстве с аэропортом, и для  четы пенсионеров, когда-то купившей дом  в  местности, привлекавшей тишиной.

     Итак, когда одни и те же действия государства  приводят к повышению благосостояния одного индивида и снижению благосостояния другого есть основание говорить о перераспределении, хотя при этом не всегда происходит принудительная передача каких-либо материальных объектов или денежных сумм. Вместе  с тем  для любых изменений благосостояния, возникающих вследствие перераспределения, существуют аналоги в движении денежных доходов и капиталов. Для того, чтобы найти их, следует поставить  вопрос, сколь много готов заплатить  индивид за улучшение тех или  иных жизненных условий или какая  денежная компенсация способна, на его взгляд, возместить понесенные потери.

     Однако  даже непосредственно в сфере  бюджетной политики, не говоря уже  о других сферах политических решений, компенсации – это отнюдь не обязательно  прямые платежи, в точности уравновешивающие перераспределительные эффекты. Компенсационный  характер могут иметь самые различные  меры, в которых заинтересованы те, за чей счет производиться перераспределение.

     Рациональная  бюджетная политика предполагает серьезный  анализ не только спектра возможных  компромиссов,  но и конечных результатов  каждого из них с точки зрения всех заинтересованных сторон.  

      

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе

     2.1. Государственный  бюджет РФ как  основная составляющая  часть общественного  сектора 

     Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

     Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

     Функции государственного бюджета:

  1. Регулирует  денежные потоки государства, укрепляет  связи между центром и субъектами федерации;
  2. Легально контролирует действия правительства;
  3. Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности;
  4. Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

     Ввиду особой важности государственного бюджета  для всех сфер экономической жизни  его составление, утверждение и  выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства  является законом.

     План  сбора доходов и использования  расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические  и финансовые фонды т. п.). Бюджеты  имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

     Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства  и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его  осуществлять. При помощи бюджета  решаются вопросы финансового регулирования  на макроуровне и в масштабах  всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

     Рис. 1. Воздействие государственного бюджета  на основные экономические показатели:

         - Объем производства;

         - Инвестиции;

         - Реальные доходы;

         - Уровень безработицы;

         - Величина денежной массы;

         - Уровень процента;

         - Валютный курс;

         - Государственный долг;

         - Инфляция.

         Доходы  государственного бюджета — завершающая  стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2). 

     

     Рис. 2. Основные направления доходов  и расходов государственного бюджета

     Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

     Бюджет  является способом перераспределения  денежных доходов населения, предприятий  и других юридических лиц в  интересах финансирования государственных  и других общественных расходов.

     Доходы  государственного бюджета:

  1. Налоги  на доходы юридических и физических лиц;
  2. Поступления от реального сектора (налог на прибыль);
  3. Поступление косвенных налогов и акцизов;
  4. Пошлины и неналоговые сборы;
  5. Региональные и местные налоги;

     Расходы государственного бюджета:

  1. Промышленность;
  2. Социальная политика;
  3. Сельское хозяйство;
  4. Государственного управление;
  5. Международная деятельность;
  6. Оборона;
  7. Правоохранительная деятельность;
  8. Наука
  9. Здравоохранение;

     Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

     В случае если доходы и расходы в  бюджете разняться, то дефицит или  профицит бюджета.

     Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

     Бюджетный профицит — это сумма, на которую  доходы государства превышают его  расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит  бюджета. То есть для осуществления  всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают  из источников финансирования бюджетного дефицита.

     Источники финансирования бюджетного дефицита

    а) Внутреннее финансирование:

      - выпуск  и продажа ценных бумаг (облигации и векселя);

         - бюджетные ссуды, полученные от  бюджетов других уровней;

         - использование средств центрального  банка;

    б) Внешнее финансирование:

          - продажа ценных бумаг на мировом  финансовом рынке;

      - кредиты  иностранных банков и международных  финансовых

      организаций;

      - кредиты  иностранных правительств.

     Вместе  внутреннее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

     Требования  к бюджету:

  1. Бюджет  не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство  должно иметь возможность, беспрепятственно решать какие задачи,  являются первоочередными  и какими способами их решать. Это  обеспечивает гибкость экономической  политики.
  2. Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
  3. В бюджет должны быть включены все доходы и расходы, подконтрольные правительству.

     Формирование доходов  и осуществление расходов бюджетов всех уровней.

     Формирование  доходов бюджетовю

     Формирование  доходов бюджетов осуществляется в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации.

     Денежные  средства считаются поступившими в  доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

     Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

     Неналоговые доходы составляют:

  1. доходы от использования государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
  4. штрафы, компенсации;
  5. доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

     К доходам от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся:

  1. арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  3. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

     Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

     К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

     К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Информация о работе Общественный сектор в экономике