Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39
3.
Отсутствие доверия к
4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.
5.
Мафиозные структуры и
6.
Регионализм и сепаратизм - претензии
регионов на все имеющиеся
у них природные ресурсы (
Собственником
всех своих природных ресурсов может
быть лишь территориальное образование,
способное к самостоятельному выживанию
в экономическом, политическом и
военном отношениях. Если этого нет,
то регион не может рассчитывать на
безнаказанность сепаратистских устремлений
(отделение, обособление). Экономический
сепаратизм исключает организацию
рентной системы
Уровень экономического развития России
Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
В начале 2000 г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа) 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 850 тыс. малых предприятий), около 27 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1315 коммерческих банков, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.
Преобразование экономической системы («трансформация» по Ю. Ольсевичу) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я. Корнаи) спадом производства.
В России спад производства ВВП за 1991 - 96 гг. составил 39% в том числе 6% в 1996 г. В 1997 г. производство ВВП составило 100,4.% Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 - 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).
Сокращение
темпов спада, но все-таки продолжающееся
в течении 9 лет падение производства
и ВВП обусловливает снижение
жизненного уровня населения через
конфискацию накопленных
Падение реальных доходов населения России за 1991-96 гг. составило 30%, потребление материальных благ и услуг снизилось на 10% Российская газета. 1997. 21 января. С.1.. В 1997 г. среднедушевые реальные доходы выросли на 2,5%, в 1998 г. - упали на 18%, в 1999 г. - на 15%.
«Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина - с другой).
В
России ИПЦ изменялся следующим
образом Структурная
1991 г. - 261%;
1992 г. - 2680%;
1993 г. - 1008%;
1994 г. - 324%;
1995 г. - 231%;
1996 г. - 123%;
1997 г. - 111%
12 декабря. С.2., 1 полугодие 1998 г. - 104,5%, 1998 г. - 184,4%, 1999 г. - 138%, 1 квартал 2000 г. - 105,6%.
Трансформационный
спад, завышенная занятость в централизованно-
Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистических странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество).
В
связи с концентрацией
Кризис
государственности в сочетании
с криминогенными формами реализации
предпринимательских качеств
Отсюда - истоки криминализации экономических отношений и общественной жизни в целом. Очевидно, что выход из экономического кризиса не может быть осуществлен только с помощью государственных структур, путем реформ сверху. Сам бюрократический аппарат в значительной степени подвержен коррупции. Необходимо стимулировать процессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энергию развития системы.
Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к высокой денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит госбюджета России составлял:
1995 г. - 70 трлн. руб.;
1996 г. - 80,55 трлн. руб.;
1997 г. - 89 трлн. руб.;
1998 г. (план) - 132,4 млрд. руб., который должен был быть покрыт за счет выпуска государственных ценных бумаг и внешних заимствований, фактически - 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП), 1999 г. - 101,3 млрд. руб. (2,5% ВВП), фактически - 58 млрд. руб.
Завышение
наметившихся в начале 20 в. тенденций
обобществления и социализации экономики
привело к высокой
Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. , а вместе с социальными взносами - 33%, государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы по кривой А. Лаффера.
Инвестиционный кризис - за 1991-96 гг. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997 г. - на 5%, 1998 г. - на 6,8%, 1999 г. - рост 2,7%.
Усиление
криминогенной ситуации в экономике,
слияние государственных
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия
в реализации общих закономерностей
обусловлены различиями в стартовой
экономической ситуации: уровне развития,
зависимости от международной торговли,
степени продвинутости
Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходного периода:
- создание политических и институциональных предпосылок;
- либерализация экономики;
- макроэкономическая (финансовая) стабилизация;
- приватизация;
- структурная перестройка.
Историческая последовательность этих этапов в России была следующей:
1991-93 гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики;
1994-95 гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики;
1996-97 гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;
1998-99 гг. - финансовый кризис и его последствия.
По своему характеру, экономика переходного периода является смешанной, с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:
- государственный (в 1995 г. охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999 г. производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
- частный (индивидуальный и совместный);
- корпоративный;
- мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства);
- теневой.
Наличие
в рыночной экономике множества
экономических субъектов, представляющих
различные формы собственности
и формы хозяйствования, объективно
обусловливает смешанный
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора
Развитие
общественного сектора