Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах и возможности его использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель состоит в исследовании зарубежного опыта, возможности его адаптации к России и в определении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного малого бизнеса, определение перспектив развития предпринимательства в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
•Изучить и описать предпринимательства в зарубежных странах;
•Выполнить сравнительный анализ предпринимательства в зарубежных странах и в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике.
1.Основные теории фирмы………………………………………………………...5
2.Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности…9
Глава 2. Предпринимательство в зарубежных странах
2.1 Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах………………..13
2.2 Отличительные особенности развития предпринимательства за рубежом…16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.
3.1 Использование зарубежного опыта в предпринимательстве России………..19
Выводы и предложения……………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)


КУРСАВАЯ РАБОТА

По  Экономической теории

Тема: «Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах и возможности его использования в России».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Предпринимательство  в рыночной экономике.

    1. Основные теории фирмы………………………………………………………...5
    2. Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности…9

 

Глава 2. Предпринимательство  в зарубежных странах

2.1 Опыт развития  предпринимательства в зарубежных  странах………………..13

2.2 Отличительные  особенности развития предпринимательства за рубежом…16

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства  в России.

3.1 Использование  зарубежного опыта в предпринимательстве России………..19

 

Выводы и предложения……………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие предпринимательства  является важнейшим фактором становления  и развития рыночной экономики России. В настоящее время это очевидно, поэтому необходимо максимально  способствовать созданию условий для успешного развития бизнеса, которое в свою очередь не только поможет решить социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъема страны.

Проблемы стимулирования развития и эффективного управления малым бизнесом является одной из важнейших проблем развития экономики, стоящих в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях.

Содействие  становлению новых компаний и  фирм является основой успешного  экономического развития страны. Важнейшей  задачей является своевременная помощь бизнесменам, начинающим свое дело. Наиболее эффективными методами являются специальные правительственные программы и консультационные услуги, способствующие увеличению доступа малого бизнеса к начальному капиталу. Создание специальных экономических зон и предпринимательских сетей повышает способность фирм адаптироваться и к переменам, и к технологическим нововведениям. 

Необходимость рассмотрения зарубежного опыта по внедрению инноваций (инновация является элементарной составляющей предпринимательства, всегда присущей конкуренции в рыночной экономике) в малое предпринимательство продиктовано тем фактом, что в настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели.

В зарубежных странах  малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости  населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиска и внедрения  новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Только инновации являются одним из основных факторов, которые позволяют получить конкурентные преимущества фирмам, регионам или целым странам.

В современной  мировой экономике насчитывается  примерно 50 миллионов разнообразных предпринимательских структур, из которых 68 процентов относятся к малому бизнесу. В России действует около 1,5 миллионов различных фирм, примерно столько же их в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии.

Однако если сравнивать развитие малого бизнеса в России и в развитых странах, то, например, в странах Европейского Союза насчитывается 23 миллиона малых предприятий, которые обеспечивают 70 процентов занятости в частном секторе, дают 57 процентов общего оборота и 53 процента добавленной стоимости. Свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). Примерно 5 млн. фирм - в государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.

Становится  очевидным, что малое предпринимательство  в России нуждается в развитии и государственном регулировании.

Основная цель состоит в исследовании зарубежного  опыта, возможности его адаптации к России и в определении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного малого бизнеса, определение перспектив развития предпринимательства в России.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

  • Изучить и описать предпринимательства в зарубежных странах;
  • Выполнить сравнительный анализ предпринимательства в зарубежных странах и в России.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Предпринимательство  в современной рыночной экономике

    1. Основные теории фирмы

Фирма (предприятие) является основой рыночной экономики. Под фирмой понимается коммерческое предприятие, осуществляющее; разнообразную предпринимательскую рентабельную деятельность в качестве юридического лица. Она представляет собой организационно-правовую форму собственности и предпринимательства, владеет одним или несколькими предприятиями (однородными или смежными), управляет их бизнесом в целях снижения издержек производства и максимизации прибыли, отвечает по обязательствам своим имуществом. Собственность фирмы, объединяющей людские, материальные и другие ресурсы для производства товаров и услуг, может быть единоличной собственностью, собственностью товарищества или корпорации и др.

Появление и развитие фирм тесно связано с растущим в ХХ в. обобществлением производства, которое проявляется в концентрации, централизации, специализации, кооперировании, комбинировании и в других формах общественной комбинации процесса производства на основе использования достижений НТР. Особая роль в обобществлении производства принадлежит закономерному процессу концентрации производства и капитала, осуществляемому в ходе горизонтальной и вертикальной интеграции, диверсификации производства, усложнения экономических отношений и управления.

Интерес к развитию теории фирмы за последнее время в  России значительно вырос. Дело в том, что в течение 15 лет реформирования российской экономики предприятия, особенно малые и средние, не получили должного развития. Они слабо адаптированы к условиям рыночного хозяйствования, не ориентированы на минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли, на улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности, на рост заработной платы работников и накоплений за счет интенсификации производства и повышения его эффективности. Поэтому для более глубокого представления о состоянии предприятий в транзитивной экономике России необходимо рассмотреть различные взгляды на природу фирмы, которые имеют место в науке на Западе, где накоплен богатый многолетний опыт развития предприятий в условиях рынка. Теория фирмы, которая развивалась и обогащалась новыми элементами как составная часть экономической теории в целом включает следующие основные теории.

1. Классическая теория  фирмы связана с именем А.  Смита. Он рассматривает коммерческую  фирму в качестве субъекта  рынка, производственной организации, которая в результате специализации и разделения труда обеспечивает дальнейший технический прогресс и рост производительности труда. При этом предполагается, что фирма рентабельно функционирует в условиях свободной (совершенной) конкуренции, механизма образования равновесной цены.

2. Неоклассическая теория  фирмы, возникшая в условиях  «маржиналистской революции» в  основе имеет теорию предельной  полезности. В формирование  и  развитие данной теории большой  вклад внесли Э. Чемберлин,  Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. Они разработали математические методы, которые позволяют определить количественные показатели производственной деятельности фирмы, выявить пути повышения и экономии эффективности посредством оптимизации соотношения цен с объемами производства и сбыта, величиной предельных издержек и предельного дохода фирмы. Деятельность фирмы рассматривается в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции, при которой образуется неценовая конкуренция, многообразие поведенческих характеристик фирмы. К недостаткам неоклассической теории фирмы относится понимание фирмы как аналога домашнего хозяйства; это стирает различие между производящими и потребляющими субъектами экономики, сводят фирму  к одному человеку – владеющему, работающему и управляющему.

3. Институциональная теория фирмы рассматривает ее как организацию, созданную для более эффективного использования своих ресурсов. В отличие от классической и неоклассической теорий фирм, данная теория исходит из противопоставления фирмы рынку, как внутреннее производство – внешнему. При этом фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов, а рынок – относительно краткосрочных контрактов. Такой подход вызывается развитием корпоративных структур, усложнением взаимосвязей между ними, ростом масштабов деловых операций и информации. В связи с этим рассматриваются пределы расширения масштабов фирмы, поскольку при чрезмерном увеличении ее размера растут внутрифирменные издержки, затрудняется управление и ослабляется контроль над многочисленными отделениями и участками, что снижает общие экономические результаты ее деятельности. Поэтому институциональная теория фирмы является как бы мостиком от неоклассической теории к теориям управления.

Согласно институциональной  теории фирма базируется на иерархическом  принципе организации бизнеса. Английский экономист Р. Коуз писал, что фирма представляет собой систему отношений, возникающих тогда, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Он считал, что основу фирмы составляет совокупность контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Следовательно, под фирмой здесь понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между  собой цепью контрактов, чтобы  минимизировать издержки и максимизировать  прибыли. При этом рассматриваются три основных вида контрактов: классический, неоклассический, отношенческий ( или имплицитный.)

Классический контракт представляет собой двусторонний контракт  между заинтересованными сторонами, при котором отношения сторон четко определены и прекращаются после завершения сделки. Неоклассический контракт является долгосрочным в условиях неопределенности, когда сложно или невозможно предвидеть все условия сделки. При возникновении споров стороны могут для их разрешения обращаться к арбитру.  Отношенческий (или имплицитный) контракт является долгосрочным и взаимовыгодным, в нем неформальные условия преобладают над формальными.

4. Эволюционная теория фирмы, получившая распространение в 1980-е гг., исходит из того, что фирма – сложный организм, который взаимодействует с внешней средой и развивается. Она включает не только производственную, но и человеческую составляющую. Такой подход составляет ядро японской философии управления («фирма – одна семья»). К недостаткам эволюционной теории фирмы относится то, что в ней рассматривается не весь жизненный цикл предприятия (зарождение, зрелость и упадок), а только фаза зрелости.

5. Предпринимательская теория фирмы главное внимание уделяет активной деятельности предприятий, ее эффективности. Причем особо выделяются такие проблемы, как отделение венчурных (рисковых) капиталов от общих ресурсов, отношения собственников и менеджеров с точки зрения их согласования, с учетом тезиса Дж. К. Гелбрейта о «революции управляющих».

Следует заметить, что  рассмотренные выше теории обычно рассматривают предприятия под определенным углом зрения, упуская из виду другие характерные черты. Так, в неоклассической теории фирмы абстрагируются от воспроизводственного характера жизненного цикла предприятия, в рамках которого оно возникает, достигает зрелости и разрушается. Институциональная теория отличается известной статичностью, поскольку средства производства рассматриваются лишь в качестве вспомогательных компонентов производства, вне их органической связи с процессом воспроизводства. Эволюционная теория фирмы не касается процессов слияния, разделения и ликвидации предприятий. Предпринимательская теория не рассматривает участие персонала в принятии решений в деятельности фирмы. Поэтому любая из данных теорий фирмы не содержит должной теоретико-методологической основы для всестороннего и глубокого анализа состояния и перспектив развития предпринимательства в современной России.

 

 

    1. Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность фирмы в условиях рыночной экономики принимает характер предпринимательства (бизнеса). Сущность предпринимательства состоит в инициативной деятельности, которая включает создание, соединение и организацию факторов производства для изготовления и реализации товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей и общества, для получения прибыли. Именно ожидание максимальной прибыли заставляет предпринимателя идти на риск и принимать ответственность за свои решения по использованию факторов производства, организацию их эффективного взаимодействия на предприятии.

Рис.1

Соединение  и взаимодействие производственных факторов при предпринимательстве

Предприниматель в качестве субъекта рыночной экономики обычно выполняет три основные функции:

1. факторную, состоящую в нахождении и мобилизации капиталов, работников, средств производства и других факторов, необходимых для производства и реализации товаров;

2. управленческую и организаторскую, состоящую в эффективном соединении и комбинации факторов производства, чтобы с минимальными издержками достигнуть поставленной цели и обеспечить максимальную прибыль;

Информация о работе Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах и возможности его использования в России