Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Основная цель состоит в исследовании зарубежного опыта, возможности его адаптации к России и в определении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного малого бизнеса, определение перспектив развития предпринимательства в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
•Изучить и описать предпринимательства в зарубежных странах;
•Выполнить сравнительный анализ предпринимательства в зарубежных странах и в России
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике.
1.Основные теории фирмы………………………………………………………...5
2.Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности…9
Глава 2. Предпринимательство в зарубежных странах
2.1 Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах………………..13
2.2 Отличительные особенности развития предпринимательства за рубежом…16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.
3.1 Использование зарубежного опыта в предпринимательстве России………..19
Выводы и предложения……………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………29
3. творческую, связанную с инициативой и новаторством, использованием достижений НТП.
К функции предпринимателя
относится также
Отсюда видно, что предпринимательство не сводится, как иногда считают, только к получению прибыли. Современное представление понятия «предприниматель» включает искусство хозяйствования и управления, проявление инициативы и готовность к коммерческому риску. К данному представлению о предпринимательстве приходят и современные экономисты.
Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность. В отличие от этого, менеджер обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником (или совладельцем) капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.
Предпринимательство вбирает в себя широкую гамму социальных психологических, организационных и экономических характеристик, отражает ту роль, которую оно играет в экономической жизни общества. Ж.-Б. Сэй впервые подошел к подробной характеристике предпринимательства как к многофункциональной инновационной деятельности, считая, что предпринимательской деятельностью занимается лицо, которое на свой страх и риск и в свою пользу берется произвести какой-либо продукт. Он считал предпринимателя центральной фигурой процесса производства, соединяющей и координирующей факторы производства (труд и капитал). При этом Сэй подчеркивал творческий характер предпринимательской деятельности.
Не менее важным аспектом предпринимательской деятельности являются рациональность. На это обращал внимание немецкий ученый, экономист, философ и социолог М. Вебер, который понимал рациональность, как функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств, избрание кратчайшего пути для наиболее полного достижения желаемого. Основу рациональности управления он видел в профессионализме, компетентности, наличии специальных знаний и навыков по их применению.
Как отмечалось выше, предпринимательской деятельности присущ творческий характер, связанный с развитием человеческого капитала. Именно поэтому предпринимательство должно обеспечивать инновационно -инвестиционный характер бизнеса. Это проявляется, в частности, в новых организационных решениях по расширению бизнеса. Й. Шумпетер считал предпринимателя агентом, реализующим все новые и новые комбинации факторов производства в целях:
а) создания нового или незнакомого
потребителю
б) введения нового или еще неизвестного данной отрасли промышленности способа производства;
в) освоения нового рынка
сбыта или более широкого использования
прежнего;
г) использования нового вида сырья или полуфабрикатов, известных или неизвестных ранее;
д) введения новой организации дела, например монопольного положения или, наоборот, преодоления монополии.
Экономической системе, основанной на рыночном механизме, свойственна известная стихийность и неопределенность. Это обусловлено тем - что не существует гарантии соответствия нового предложения новому спросу, и наоборот. Поэтому предпринимательская деятельность, осуществляемая в условиях неопределенности и риска, тесно связана с реализацией выдвинутой идеи через создание соответствующей коммерческой организации. Профессиональное воплощение идеи, признание ее потребителями, повышение конкурентоспособности бизнеса — все это будет способствовать эффективности предпринимательской деятельности.
Таким образом, предпринимательство представляет собой особы вид рыночной хозяйственной деятельности, зависящей от уровня развития человеческого капитала. В его основе лежат следующие функции;
а) предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов
в единый процесс производства, который
обещает быть прибыльным делом;
6) решает сложную задачу
принятия неординарных
в) вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;
г) несет ответственность за экономический риск, рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами — своими собственными и своих компаньонов или акционеров.
Предпринимательство представляет
собой особую форму рыночного хозяйствования
Глава 2. Предпринимательство в зарубежных странах
2.1 Опыт развития
Предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны |
Количество МСП (тыс.) |
Количество МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в общей
численности |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 |
США |
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 |
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
Процесс развертывания малых
Национальные особенности
В Германии 2 млн. мелких и средних
фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают
66 % занятости. Эти фирмы не уступают
крупным в организации
В Италии малые и средние компании образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые
и средние фирмы чаще всего
встречаются в аграрно-
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
2.2 Отличительные
особенности развития
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.