Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: проследить тенденции развития туристического бизнеса, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение
I. Определение туризма, формы и мотивы, определяющие потребность в туристических услугах
II. Развитие туристического бизнеса в России, специфика развития
II.1 История развития
II.2 Специфика развития индустрии туризма в России
III. Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения
III.1 Качество инфраструктуры туризма
III.2 Уровень сервиса
III.3 Ценовая политика
III.4 Создание имиджа России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

167356.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

III. Основные проблемы развития туристического бизнеса в России и пути их решения.

III.1 Качество инфраструктуры туризма

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и  серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения  и  иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей  стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к  некатегорийным.

Вместе с тем предложения  по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания,  индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как  параметры туристского спроса  по видам туризма, так и характер туристского предложения -  наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью. 

Главными препятствиями  для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются  вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование). 

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и  оздоровительный туризм. Пляжный  туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях.  Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского  и Каспийского  морей, однако отсутствие  гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

Яхтенный туризм в  России  в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет  в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской  инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.  

По уровню туристского  предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены  следующим образом:

- регионы с высоким  уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним  уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье,  такие  республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

- регионы с недостаточным  уровнем  развития туристского  продукта, но обладающие значительным  потенциалом  для перспективного  развития: прибрежные территории  Каспийского и Азовского морей,  районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский  край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.),  Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал.  В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем  является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно высокий  уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению  с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики  с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако  состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние  годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных  поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как  дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению с авиационными  и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным  решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны.   Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой популярностью у  иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются  круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов.  В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура. 

Россия в последние  десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом.  В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается   пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях,  тормозится развитие речных круизов в Центральной  России,  в Сибири  и на Дальнем Востоке. Изношена  инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

 В последние годы  начал  активно развиваться  горнолыжный туризм, однако для  современного оснащения горнолыжных  комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

 В настоящее время  на территории Российской Федерации  функционируют около 150 горнолыжных  комплексов (Приложение 1). Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов),  «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.

Построены и успешно  функционируют горнолыжные центры «Бобровый Лог» (Красноярский край), «Белокуриха» (70 км от г. Бийска), «Шерегеш» (200 км от г. Новокузнецка), «Соболиное» (145 км от г. Иркутска), интенсивно развивается горнолыжный комплекс на озере Байкал (пос. Листвянка Иркутской области), «Завьялиха» (12 км от г. Челябинска),

Строятся горнолыжные  центры и в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской области («Нижегородская Швейцария»), на Урале - в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской области,  на Алтае («Манжерок»),  в Магаданской области  («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).

Учитывая климатические  и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы  развития.

Существенной проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Таким образом, главная  проблема - отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры.

Большое значение для  успешной реализации настоящей стратегической альтернативы имеет грамотно выбранная  администрацией области инвестиционная политика. Задача последней заключается в создании благоприятного финансовою климата с целью увеличения туристского и в целом социально-экономического потенциала региона. Выбор приоритетов в инвестиционной политике целесообразно ориентировать на следующие предпосылки:

-- полное использование местных природных туристских ресурсов без ущерба для их естественного восстановления и экологической обстановки; 

-- обеспечение полной занятости населения региона, создание условий для его квалификационного и творческого развития, увязывая их с перспективой формирования туристской сферы, полное восстановление, сохранение и использование историко-культурного потенциала территории.

III.2 Уровень сервиса

Если взять Москву, то её потенциал огромный, число  иностранных туристов неуклонно  растёт. Вместе с тем в Москве существует ряд проблем, не позволяющих турфирмам, работающим по приёму иностранных и российских туристов, делать это максимально эффективно. Причиной тому является дефицит номерного фонда. Как мы можем говорить о сервисе, если наши потенциальные туристы не имеют возможности к нам спокойно приехать, а тем более выбрать приемлемые для них гостиничные услуги.

Строятся новые отели  и реконструируются старые. Ситуация меняется и в регионах, где вводиться  достаточно много хороших отелей, в том числе 4-5 звёзд. Удивляет другое: в Москве, где развитие туризма позиционируется как одна из основных задач, всё делается для того, чтобы не стало гостиничных мест. За последние 2 года снесли «Интурист», «Москву», «Россию». Эти шаги могут оказаться катастрофическими для столицы, поскольку нет никакой альтернативы (т. к. на месте этих гостиниц планируется возвести отели с меньшим количеством мест высочайшего класса, с соответствующим уровнем цен). Есть конечно крупные гостиничные комплексы как «Измайлово», «Украина» для более имение массового туриста, но это капля в море. На месте «России» вряд ли появиться гостиница туристического класса. Но для туроператора при формировании пакета - так устроен бизнес во всем мире - стоимость номера должна быть $ 80-90. Вряд ли можно ожидать, что через 5 лет на месте «России» появится подобный комплекс с подобными ценами.

Эта ситуация связанна с  тем, что из тех площадок, которые  выделяются под строительство гостиниц, реально идёт строительство только на 50%. За последние 2 года от силы открылось 20 гостиниц, но при этом трудно сосчитать, сколько появилось жилых домов, торговых комплексов в городе и возле кольцевой дороги. Если хотя бы десятая часть от торговых площадей стала гостиничной, всё было бы в порядке. Но её нет. Причиной этому является экономика вопроса: тяжело конкурировать с инвесторами, которые на данном месте собираются строить торговые площади и жильё. Для этого должна быть муниципальная программа: школы строить тоже нерентабельно, но их же строят. То же - с гостиницами.

Особенно заметна нехватка гостиниц туристического класса, недорогих  мотелей и студенческих кемпингов  как во всей Европе. Отсюда данные одной  проверки, которая показала, что  в основном к нам приезжают  люди по бизнесу, которые ни в коей мере не будут оставлять больших денег, им не нужны наши сувениры. Они прилетели, обсудили свои вопросы и уехали.

Ещё одной проблемой  сервиса является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в  основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан Китая , а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт - однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцнвой бумаге, разбросанных по всему городу- они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов - потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы они повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр - прекрасная задумка.

Информация о работе Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения