Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: проследить тенденции развития туристического бизнеса, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение
I. Определение туризма, формы и мотивы, определяющие потребность в туристических услугах
II. Развитие туристического бизнеса в России, специфика развития
II.1 История развития
II.2 Специфика развития индустрии туризма в России
III. Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения
III.1 Качество инфраструктуры туризма
III.2 Уровень сервиса
III.3 Ценовая политика
III.4 Создание имиджа России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

167356.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Проблемой сервиса является и проблема работы музеев. Сегодня  в Москве функционируют более  ста музеев, и в большинстве  из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем- недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

Кроме нехватки номерного  фонда, причины кризиса отрасли  эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для  иностранцев и острой нехватке доступных, но благоустроенных гостиниц. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. Но сейчас уже решается вопрос о либерализации визового обмена с Японией и т.д.

Одной из главных проблем является отсутствие профессионально подготовленного персонала для сферы услуг. Отрасль динамично развивается, число отелей и, особенно, ресторанов растёт на глазах, а кадров не хватает. Разумеется, каждый владелец отеля или ресторана хочет иметь грамотный персонал - все хотят получить готовый продукт, но при этом не все готовы к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями. К примеру, почти никто из работодателей, за исключением Федерации рестораторов и отельеров и некоторых других, не стремиться вкладывать вкладывать средства в образование или идти на иные формы сотрудничества.

Не случайно в последнее  время власти и туроператоры обратили большое внимание на развитие въездного  туризма в регионах. Так, Федеральное  агентство по туризму, которое, к слову, работает немногим больше года, активно рекламирует туры по российским провинциям, естественно тем, где создана необходимая инфраструктура, есть гостиницы. Например, на берегах озера Байкал. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону регионов правильный, но длительный и дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию - это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны, - построить там современные туристические комплексы и мощно их прорекламировать. При должном отношении перспективы хорошие. Так, по словам Л.Исаковича, поток инотуристов только на Байкал в течение одного года может составить 150-200 тыс. человек. Но на рекламу туризма в России, по данным аналитиков, необходимо тратить не менее 100 млн долл. в год. Франция, особо не нуждающаяся в рекламе, например, ежегодно тратит на эти цели 60 млн. евро.

III.3 Ценовая политика

Немаловажным фактором, тормозящим развитие туристического бизнеса в России, являются неадекватные цены гостиничного сектора. В первую очередь это связано с дефицитом и вытекающим из него монополизмом по отношению к потребителям, когда гостиницы из-за повышенного спроса диктуют свои условия. По мнению туроператоров въездного тузима, средняя цена качественного отеля туристического класса не должна превышать 30-40 долл. За место. Тогда можно будет привлечь туда туристов. В реальности опубликованные тарифы гостиниц 3-4 звезды («Измайлово», «Космос», «Украина») почти в два раза выше.

Особенно заметен рост цен на гостиницы в последние  годы, который не сопровождался ростом качества обслуживания. Например, в 1999 г. Проживание в отеле «Прибалтийская» (Санкт-Петребург) стоило 25-35 долл. Для  туристов, прибывающих в составе групп. В 2003 г. цена поднялась до 70 долл., а в 2007г. уже более 100 долл. И этот показатель отнюдь не имеет тенденции к снижению. С учетом подорожания билетов в музеи и транспортных услуг цена тура, например, «Москва- Санкт-Петербург»  выросла в среднем на 40%, снизилась и норма прибыли у туроператоров. Такая ценовая политика снижает конкурентоспособность российского турпродукта. Например, в Гонконге цена группового тура одинаковой продолжительности в Париж стоит 1000 долл., а в Москву- 1500 долл.

Еще одной проблемой  гостиничного сектора, связанной с  ценообразованием, является ценовая  «дискриминация» иностранных туристов. Тарифы на проживание в московских гостиницах «Измайлово», «Космос», «Украина»  для иностранцев в 2-3 раза выше, чем  для соотечественников, а проживание в гостиницах городов «Золотого кольца» для граждан России в среднем стоит 30 долл., для иностранных туристов – 100 долл.

Как пишет эксперт  Жак Рагон в своем докладе  для представительства Программы  развития ООН в России « цены сразу сбивают с толку иностранного туриста. Во-первых, система завышенных тарифов противоречит Уставу Совета Европы. Во-вторых, подобное положение вещей заставляет иностранных туристов как искушенных потребителей очень требовательно относятся к качеству. Это приводит к очень противоречивым последствиям. Если на Кубе тарифы для туристов особенно завышены по отношению к местным ценам для кубинских граждан, то услуги, предоставляемые иностранным туристам, соответствуют международным стандартам качества, и клиенты знают об этом еще до начала путешествия. Это закон рыночной экономики.

Здесь можно ездить из города в город и видеть вопиющие различия, весьма негативно сказывающиеся  на репутации России».

При этом ценовая дискриминация  иностранных туристов касается не только стоимости гостиничных услуг, но и экскурсионного обслуживания. Например, входной билет в ГМИИ им.Пушкина , Оружейную палату, Эрмитаж и другие музеи для россиянина составляет от 15-30% стоимости билета по сравнению с иностранцами.

С 2002 г. финансирование развития и в том числе продвижение туризма стало планироваться отдельной строкой в госбюджете и составило в 2003 г. около 1 млн долл. (хотя фактически несколько меньше). В 2004  г. рекламный бюджет России составил около3 млн. евро и в последние годы примерно столько же. Конечно, эта сумма несовместима со средствами, выделяемыми на эти цели в других странах, но тем не менее и столь небольшими по международным меркам, средствами можно было бы распорядиться более эффективно. К примеру, непонятно какие маркетинговые цели ставились при принятии решения об участии России в 19-й Международной туристской выставке «Philoxenia» в Греции. Выставка относилась к разряду не самых крупных, Греция не является страной – крупным поставщиком туристов на международный туррынок, не входит она и в двадцатку стран – поставщиков туристов в Россию. В год в Россию из Греции приезжает порядка 50 тыс. человек, из них с туристскими целями всего 5 тымс. Это означает, что туристский рыно Греции не является целевым для России ни в плане емкости, ни в плане платежеспособности. Таким образом, даже наличие финансирования в настоящее время не всегда способствует эффективному решению задачи продвижения России.

В связи с этим одна крупная турфирма выработала следующий  план действий в отношении цен на турпакеты: во-первых, пытаться убедить гостиницы если не снижать цены, поскольку сразу к этому психологически трудно привыкнуть, то заключать договоры на менее жёстких условиях. Это касается аннуляции, штрафных санкций и.т.д. Во-вторых, структурно перестраивать работу собственного офиса. В-третьих, совершенно бесполезно участвовать в рекламных мероприятиях за рубежом, преждн всего в выставках. При графике, который идёт вниз, особенно первые два-три года, странно выбрасывать огромные деньги на рекламу.

III.4 Создания имиджа России

Отсутствие политики по созданию такого имиджа тоже является современной проблемой сферы  туризма нашей страны. Если мы хотим, чтобы к нам тянулись туристы, мы должны их чем-то заинтересовать. Если обратиться к нашим европейским коллегам, мы увидим, что в Европе, помимо экскурсионного, широко развит событийный туризм. Так, авиашоу в Ле Бурже собирает 8 миллионов туристов со всего мира. К сожалению, нашим авиашоу до таких масштабов ещё далеко. И, конечно же, в Москве катастрофически не хватает отелей, их всего 150 на 65 тыс. мест, тогда как, например, в Мадриде их 1059. Но многие эксперты в правительственных кругах считают, что в Москве есть уникальная возможность сочетать различные виды туризма, начиная с делового и заканчивая событийным.

Конечно, это вопрос времени  и денег. Но постепенно нашим тураператорам  стоит включать в турпрограммы такие  мероприятия, как празднование Дня  города, инициировать различные выставки и ярмарки.

Многие могут возразить, что такие программы не работают, а вернее не быстро окупаются. Да, этот так, но последствия могут оказаться ещё плачевнее, если этим вопросом не заниматься вообще. Взять, например, программу «Белые ночи» в Петербурге. Если последние 70 лет силами огромного государства, его аппарата и многомиллионными вложениями рекламировались белые ночи, то трудно ожидать, что за несколько месяцев силами нескольких человек и гостиниц, почти без денег ситуация измениться. Чтобы, воплотить эту хорошую идею, нужны средства, силы и время. На протяжении десятилетий складывался образ России - водка, икра, Большой театр .Чтобы поставить в этот ряд что-нибудь ещё нужны усилия. Для этого должны привлекаться известные журналисты, к мнению которых прислушиваются на западе, чьи статьи широко публикуются и доходят до адреса. Так же всегда должна быть обратная связь. Очень важно обратить внимание на те страны, которые максимально быстро и просто можно привлечь в Россию. И это не только, кстати, европейские страны, но и туристы из Азии (Китая, Японии, Кореи). Они способны принести первые оборотные средства для развития инфраструктуры города.

Гендиректор компании PAG GROUP, заметил, что, несмотря на большие  позитивные изменения, произошедшие в  Москве, сегодня по-прежнему существует проблема недостаточной информированности потенциальных клиентов. Работая как на приём, так и на отправку, сотрудники PAG GROUP хорошо знакомы с деятельностью зарубежных офисов по туризму, которые круглый год рекламируют свои страны. Если Россия хочет быть узнаваемой и привлекательной, то информацию о достопримечательностях страны должна быть постоянно доступной в течение всего года, хотя бы в тех странах, откуда к нам чаще всего приезжают туристы. Страны, заинтересованные в российских туристах, давно открыли у нас свои офисы по туризму, работают, тратят на рекламу значительные суммы и успешно продают свой продукт. Совершенно понятно, что ни одна коммерческая структура не может заменить государство с точки зрения имиджевой рекламы или создания инфраструктуры. Как можно всерьёз говорить о развитии Сочи без инфраструктуры - аэропортов, вокзалов, дорог, переездов, мостов? То же касается Москвы и Петербурга.

При этом не стоит забывать, что в мире достаточно много интересного, помимо нашей страны. Если мы говорим  о памятниках культуры, то Россия занимает далеко не первое место не только в Европе, но и в Азии. Если говорить о географической удалённости, то - это долгий и дорогой полёт.

Заключение

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать  вывод, что на данном этапе туристический бизнес не достаточно развит.

При написании работы использовалась специальная литература по туристическому бизнесу, менеджменту, маркетингу, включая  учебные пособия, статьи руководителей  маркетинговых отделов в области  туризма.

В данной работе в первую очередь автор посчитал необходимым рассмотреть материалы, касающиеся основных понятий туризма и основных его видов, а именно определения, виды и формы туризма. Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Во второй части были рассмотрены развитие и особенности туризма в России. Кроме того, необходимо отметить, что туристский сектор является в настоящее время одним из наиболее перспективным и активно развивающимся сектором российской экономики. Но все же, к сожалению не достаточно развитым.

В третьей части, были рассмотрены  основные проблемы развития туризма и пути их решения. Вот только некоторые проблемы: нестабильность внутренней политики; отсутствуют условия для инвестиций в инфраструктуру туризма в регионах России; несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам; дефицит качественных гостиниц категории «3» звезды; ценовая дискриминация иностранных туристов и т.д. Были предложены пути решения проблем на рынке туризма, но, к сожалению чтобы решить их не достаточно прежде всего инвестиционных ресурсов и поддержки государства в этих благих начинаниях. На долю России приходится всего один процент туристического потока. И это при том, что туристическая отрасль становится в последнее время одной из самых доходных и быстроразвивающихся.

По данным Всемирной туристской организации, на долю туризма в 2003 году приходилось 10,8 процента мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами и 9,4 процента всех мировых капитальных вложений. С 1999 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг.

 

Список литературы

 

  1. Абсолютный туристический максимум: Данные Министерства экономического развития и торговли // Туринфо. – 2001. - №12.
  2. Основные показатели развития туризма в 2002 г. – Мадрид, ВТО, 2003.
  3. Российский статистический ежегодник: Стат. Сборник. – М.: Государственные комитет Российской Федерации по статистике, 2004.
  4. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – Профиздат, 1993.
  5. Батра Р., Майерс Жд., Аакер Д. Рекламный менеджемнт. – СПб., 1999.
  6. Биржаков М.Б. Введение в туризм // Туристические фирмы. Вып. 26. – СПб.: «Невский фонд», 2002.
  7. Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма :Справочник.-М.:Финансы и статистика, 2000.
  8. Криворучко В.И. и др. Словарь- справочник : Экология, здоровье, курорты , туризм - Москва .: Медицина, 1997.
  9. Остроумов О.В. Продвижение российского турпродукта: возможность и реальность. -  М.: «Финансы и статистика», 2007.

Информация о работе Основные проблемы туристического бизнеса в России и пути их решения