Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в углубленном изучении понятия оппортунистического поведения, а также в рассмотрении механизма снижения уровня оппортунистического поведения в коммерческих фирмах.
В этой связи задачами данной работы являются:
1. Анализ подходов к определению оппортунистического поведения.
2. Указание причины возникновения оппортунистического поведения.
3. Рассмотрение типы и виды оппортунизма.
4. Определение способы предотвращения оппортунистического поведения.
5. Анализ проявления оппортунистического поведения в России.

Содержание

• Введение…………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. Теоретическая часть:
• Понятие оппортунистического поведения……………………………………………..7
• Причины появления, факторы и формы оппортунистического поведения………….9
• Проблемы оппортунистического поведения в организации………………………....16
o Связанные с поведением исполнителя………………………………………...16
o Связанные с поведением менеджера…………………………………………..18
ГЛАВА II. Аналитическая часть:
• Способы предотвращения и ограничения оппортунистического поведения……….21
• Проявление оппортунистического поведения в российской действительности……28
• Заключение………………………………………………………………………………34
• Список используемых источников……………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 77.08 Кб (Скачать файл)

Ситуация менеджериальной революции рассматривалась и в позитивном, и в негативном плане. У нее были свои апологеты, типа Джона К. Гэлбрейта или Роберта Л. Хейлбронера, были и яростные критики, главным образом, из либерального лагеря. Но факт остается фактом - именно XX в. дал огромное число экономических проблем, связанных с "неправильным поведением менеджера".

           Можно выделить четыре основных формы морального риска у менеджеров.

  • Потребление на рабочем месте.
  • Инвестиции за счет дивидендов.
  • Расширение операций за приделы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.
  • Противостояние поглощениям.

         1)  Потребление на рабочем месте.

         Так называемое "престижное" потребление очень трудно отделить от необходимого. Существуют определенные реалии делового сообщества. В частности, руководство любой фирмы должно подавать сигналы о том, что фирма благополучна, что у нее есть достаточный капитал, чтобы устраивать богатые приемы и пр. Некая избыточность вложений в презентации свидетельствует об успешности фирмы так же, как благотворительность, которой она занимается. Если фирма не тратит ничего на благотворительность, ее положение вызывает большие сомнения. Данная проблема многократно обсуждалась, но однозначно она не решается - нельзя запретить престижное потребление.

          2) Инвестиции за счет дивидендов.

Собственникам самим нужно принимать решение, во что вкладывать свои средства. Менеджер должен, получив прибыль, оставить некую техническую прибыль на расширение производства, и отдать деньги собственникам предприятия. Последние, если фирма достаточно хороша, реинвестируют их в нее же. А менеджер, инвестирующий за счет дивидендов, ведет себя неправильно как с точки зрения эффективного распределения ресурсов, так и с точки зрения прав собственности.

3) Расширение операций за пределы оптимальности, с точки зрения стоимости фирмы.

В книгах "Принцип Питера" и "Закон Паркинсона" С. Норткома Паркинсона, описано, каким образом растет организация. Один из законов Паркинсона гласит, что фирма расширяется потому, что каждый управленец в ней обязательно должен быть начальником. Например, при своем возникновении фирма имеет одного хозяина, у которого есть три помощника. Но его помощники чувствуют себя неуютно без своих помощников. В результате, начинается бесконечное деление аппарата, что, в конце концов, и приводит фирму к краху. Картина, нарисованная Паркинсоном, утрирована, но правдива.

Высшие менеджеры совершенно осознанно стремятся к расширению операций своей фирмы, исходя из личных интересов, а не из интересов фирмы, хотя их интересы и совпадает в плане диверсификации деятельности фирмы, обеспечения ею резервных вложений и во многом другом.

4) Противостояние поглощениям.

Хорошо противостоять поглощениям или плохо? Вообще, команде менеджеров полагается противостоять захвату их фирмы, перекупке акций. У Милгрома и Робертса приводится статистика результатов поглощений: за 10 лет с 1977 по 1986 гг. чистый доход, полученный держателями акций перекупленных компаний, составил 346 млрд. $ или 10 % ВНП за эти 10 лет. Данная цифра примерно равна 20-25 % капитальной стоимости купленных компаний. Эти 346 млрд. $ и есть минимальная оценка потерь в результате неэффективного менеджмента компаний. Т.е. "противостояние поглощениям" - по сути, некоторая форма оппортунистического поведения менеджеров. Но есть так называемые «отравленные пилюли». Ими называют специальные права акционеров (как правило, крупных), с помощью которых они могут в случае поглощения или каких-то непредвиденных событий выкупить по очень низкой стоимости некоторое количество акций фирмы. В этих «пилюлях» нет ничего плохого, так как они являются одной из институциональных форм противостояния поглощений, форм некоторых гарантий. Однако вопрос состоит в том, кто их принимает. Если общее собрание акционеров записывает такое право в уставе компании, то это нормально. Это означает четкое обязательство собственников компании оставаться в данной сфере деятельности, несмотря ни на что, даже под внешним давлением. Но совсем другое дело, если «отравленные пилюли» принимает правление компании (высший менеджмент), а не собрание акционеров. [7] Это означает просто некое оппортунистическое поведение высшего менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Рассмотрев основные аспекты и понятия оппортунистического поведения, возникает вполне уместный вопрос: а есть ли способы предотвращения и борьбы с этим непривлекательным явлением, возникающим практически повсеместно в современном мире: будь то общественные или производственные отношения. Поэтому, в этой главе я хочу поподробнее рассмотреть эту область изучения данной темы, а именно –

 

Способы предотвращения и ограничения оппортунистического поведения.

Одним из способов ограничения оппортунизма менеджеров называют информационную прозрачность деятельности корпорации. Несомненно, менеджер владеет большим объемом информации, чем акционер. Для решения проблемы информационной асимметрии, корпорации обязывают раскрывать определенную информацию об их деятельности, что помогает оценить эффективность действий менеджеров. К сожалению, в реальности абсолютная информационная прозрачность управления корпорацией невозможна. Для ограничения оппортунистического поведения менеджеров в российских корпорациях часто практикуют трудоустройство «по знакомству», когда кандидаты выбираются из ограниченного круга и строго по рекомендациям. Личная рекомендация является своего рода страховкой от возможного недобросовестного поведения. К сожалению, такой способ не только резко сокращает возможности выбора, но и не гарантирует полную защиту от оппортунизма.

Для предотвращения оппортунистического поведения менеджеров, наносящего ущерб корпорации, за рубежом применяют теорию «эффективной заработной платы», когда уровень заработной платы менеджера устанавливается выше среднерыночного, что, по мнению экспертов, приводит к росту производительности труда и повышению лояльности к корпорации, а также позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов. Еще одним механизмом ограничения оппортунизма со стороны управляющих является детальный контракт, в котором предусматриваются права и обязанности каждой стороны, а также оговаривается система оплаты труда менеджера на основе четких критериев оценки его деятельности. Но в данном случае возникает проблема определения таких критериев. Подход, при котором результат работы управляющих оценивается на основе финансовых показателей (например, прибыль, рентабельность и др.), не всегда эффективен. Менеджерам достаточно легко ими манипулировать путем искажения значений тех ключевых показателей, от которых напрямую зависит величина вознаграждения. Нередко показатели деятельности фирмы во многом зависят не столько от действий управляющих, сколько от различных внешних и внутренних факторов — ситуации на рынке, общей экономической обстановки в стране и в мире и т. д.

К числу механизмов ограничения оппортунизма также относятся: привлечение менеджеров к судебной ответственности за неисполнение или недобросовестное исполнение порученных им обязательств; контроль Совета Директоров; участие крупных инвесторов, которые сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций, в разработке и принятии важных решений; контроль со стороны банков, которые выступают в корпорациях в качестве кредиторов; ввод голосования по доверенности, что позволяет мелким акционерам объединять усилия и получать большинство голосов на собраниях; использование стимулирующих схем вознаграждения управляющих (различных бонусов, а также приобретение опционов на выкуп ими акций при достижении корпорацией высоких экономических результатов); внедрение в сознание топ-менеджеров основ этического поведения и этических норм, которые ориентированы на защиту интересов акционеров[8].

Для ограничения оппортунистического поведения менеджеров Совет Директоров может задействовать следующие механизмы:

1.     Главным механизмом является контроль за деятельностью менеджмента. Данный контроль может проявляться в:

а) проверке распределения приоритетов основных направлений деятельности менеджментом компании;

б) проверке условий договоров, заключаемых менеджментом;

в) проверке заключенных и заключаемых менеджментом сделок;

г) проведении контрольно-финансовой проверки.

д) проверка использования резервных фондов и др.;

2. Разработка и введение в действие систем KPI для высшего менеджмента (KPI — ключевые показатели эффективности, т. е. показатели деятельности чего-либо)Т. е. проведение оценки трудовой деятельности менеджера по заранее установленным показателям.

3. Разработка детальных контрактов с представителями менеджмента, в которых прописываются четкие обязанности каждой стороны, а также оговаривается система оплаты труда менеджера на основе критериев оценки его деятельности.

4.Мотивационное ограничение. Разрабатывается комитетом по кадрам и вознаграждениям. Т. е. процесс корректировки интересов менеджера в сторону интересов организации. Проявлением данной корректировки является выплата стимулирующих средств в виде долгосрочных акций самой компании. Т. к. в данном случае менеджер уже будет заинтересован в успешной деятельности компании.

5. Нематериальное стимулирование. Совет Директоров, в лице комитета по кадрам и вознаграждениям может разработать рекомендации по нематериальному стимулированию. В данном случае топ-менеджменту будут предложены: обучение, расширение круга полномочий, повышение репутации, возможность реализации собственных проектов в рамках организации. Считается, что, учитывая данные перспективы личностного роста менеджер сократит число проявлений оппортунистического поведения.

Если рассматривать оппортунизм как разделяющееся на две различные формы явление: предконтрактный и постконтрактный, то здесь можно разделить также и способы борьбы с ним.

Предотвращение предконтрактного оппортунистского поведения. С неблагоприятным отбором можно бороться по-разному. Например, можно прописывать полный контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. В торговле недвижимостью, скажем, очень распространены контракты, где делается попытка описать все возможные недостатки, которые у дома могут появиться, и соответствующие виды компенсации ущерба покупателю, нанесенного продавцом. Можно использовать механизм гарантий, что и происходит очень часто. Гарантия - это некие заложенные заранее трансакционные издержки продавца, связанные с тем, что он обязуется, если товар не соответствует тем или иным формально заявленным в контракте параметрам, забрать его назад, чинить за свои деньги, менять и т. п.

Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции. И т.д.

В реальной жизни проблема не всегда решается простыми способами. Зачастую она решается через процедуру рационирования. Понятие «рационирование» появилось в связи с исследованием поведения банков при предоставлении кредита.

Рассмотрим пример. Банк имеет выборку из двух потенциальных заемщиков, один из которых предлагает вернуть 110 % годовых, другой - 140 % годовых. Если банк установит между ними среднюю (125 % годовых), то, кажется очевидным, что в сделку он вступит со вторым банком. Однако в силу несовершенства информации, ее закрытости банки боятся клиентов, согласных брать кредиты под большие проценты. В данном случае банк с вероятностью 50 % получит эти 140 %, но с той же вероятностью 50 % он получит 80 % (т.е. он «прогорит», это рискованный бизнес). Поэтому он не готов идти на такого рода условия. Как он себя ведет? Стандартное решение - просто повысить цену кредита до 140 %. Однако это решение не проходит не только из-за сокращения объема, но и из-за возрастания риска данной сделки при таком сокращении. Вместо этого банк пытается удержать ставку 10 % и ориентироваться на тех клиентов, которые приходят с первым предложением.

Это и называется механизмом рационирования кредитов, потому что здесь нет равновесия (спрос равен двум кредитам, а предложение - одному). Банк начинает по некоторым процедурам отбирать тех, кому он предоставит такой кредит, хотя спрос на него, повторяю, выше, если исходить только из одного стандартного, казалось бы, параметра. При этом условия предоставления банком кредита - текучие, банк оставляет за собой право адаптировать их в процессе переговоров в зависимости от того, насколько клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой последний посчитает нужным ознакомиться, как-то: состояние производственных запасов клиента, возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где предполагается использовать данный кредит, и т.д.

Процедура рационирования применяется также в ряде имеющих экономическое значение, но не денежных сделок, например, при усыновлении. Стандартной процедурой здесь мог бы стать аукцион, на котором будущие родители детдомовского ребенка определялись бы по принципу: кто за него больше даст. Но при такой процедуре есть риск, что ребенок попадет в плохие руки. Поэтому используется процедура рационирования - будущих родителей, с точки зрения способности их быть таковыми, изучает специальная комиссия, в состав которой входят психологи, педагоги, медики, и выбирает она не только по формальным параметрам, типа семейного дохода и занимаемой семьей жилплощади.

Информация о работе Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)