Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в углубленном изучении понятия оппортунистического поведения, а также в рассмотрении механизма снижения уровня оппортунистического поведения в коммерческих фирмах.
В этой связи задачами данной работы являются:
1. Анализ подходов к определению оппортунистического поведения.
2. Указание причины возникновения оппортунистического поведения.
3. Рассмотрение типы и виды оппортунизма.
4. Определение способы предотвращения оппортунистического поведения.
5. Анализ проявления оппортунистического поведения в России.

Содержание

• Введение…………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. Теоретическая часть:
• Понятие оппортунистического поведения……………………………………………..7
• Причины появления, факторы и формы оппортунистического поведения………….9
• Проблемы оппортунистического поведения в организации………………………....16
o Связанные с поведением исполнителя………………………………………...16
o Связанные с поведением менеджера…………………………………………..18
ГЛАВА II. Аналитическая часть:
• Способы предотвращения и ограничения оппортунистического поведения……….21
• Проявление оппортунистического поведения в российской действительности……28
• Заключение………………………………………………………………………………34
• Список используемых источников……………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 77.08 Кб (Скачать файл)

Итак, пока я занималась поиском необходимой информации о внутрифирменном виде оппортунизма, пришла к выводу, что на его проявление чаще всего влияет целый ряд причин, например, уровень творческой составляющей в труде, уровень заработной платы и поощрения, как материального, так и нематериального наказания. Они в свою очередь формируют такую среду, когда работник оценивает и сравнивает свои личные возможности, ресурсы компании с точки зрения своей заинтересованности. Далее происходит процесс соотношения своей возможной выгоды и факторы внутри предприятия, т.е. риск быть пойманным, уголовной ответственности и другое.

Если с его точки зрения, получаемая выгода превосходит все возможные риски по своей полезности, то этот факт заставляет субъекта(работника) проявлять оппортунизм по отношению к компании-работодателю. В противном случае - он предпочтет лояльность.

А теперь вернемся к российской действительности. Реальность такова, что в условиях экономического кризиса оппортунизм в стране только набирает обороты, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. В связи с этим актуальным становится изучение трудовых взаимоотношений. Проведенные исследования показывают, что работники склонны видеть в качестве факторов, побуждающих их к оппортунизму, неблагоприятные влияния внешней среды, и не осознают, что главной из них являются личные качества нарушителя.

В ходе проведенного изучения и исследования проблемы для меня стали более или менее видны какие-то выводы о данной ситуации в целом. Во-первых, какими бы хорошими не были бы условия труда, это никоим образом не помешает проявлению оппортунистического поведения. То есть, все зависит от степени лояльности сотрудников предприятия. Во-вторых, конфликты на предприятии между начальником и подчиненными не является толчком для проявления оппортунизма. Это лишь оправдание для того, кто проявляет оппортунизм. И, наконец, важным фактором, толкающим работников на реализацию оппортунистического поведения, является серьезное материальное затруднение. При этом, размеры компании здесь не имеют значения. На разновидность сего явления может только повлиять вид деятельности предприятия. Что касается сложных жизненных обстоятельств, то их решение работники находят в методах, принятых в обществе. Если общество никак не реагирует на нужды своих членов, то они отвечают обществу неправовыми трудовыми практиками.

Оппортунистическое поведение распространено повсеместно и с давних пор. Но работники зачастую не признают, что в этом повинны не внешние негативные условия, а личные качества тех, кто совершает нарушения. 

Что касается внешнефирменного оппортунизма, то здесь имеет место вопрос о способах борьбы с этой формой оппортунизма. Прежде всего, права всех субъектов деловых отношений должны быть четко определены и специфицированы. Экономическим агентам не стоит заключать сделок и договоров с субъектами, относящимися к другой институциональной сфере, если при этом их среда малоизучена. Более того, я считаю, что необходимо вводить ужесточенные меры наказания, санкции за проявление оппортунизма, ведь в противном случае, это приводит к убыткам и уменьшению прибыли (к примеру, высокие штрафы для обеих сторон). В силу того, что в этом случае им(партнерам) будет невыгодно несоблюдение условий, то они обоюдно будут усиленно следить за выполнением сих противоположной стороны, стремиться к недопущению информационной асимметрии, тем самым предотвращая осуществление оппортунизма.

Что хотелось бы сказать в заключении. Итак, основной предпосылкой эффективной предпринимательской деятельности является долгосрочные дружественные партнерские отношения участников бизнеса. И как показывают исследования, одной из основных и самых важных причин появления кризиса в экономико-деловых отношениях партнеров может стать как раз-таки оппортунистическое поведение одной из сторон, проявляющееся в передаче информации в третьи руки, лживые обещания, нарушение договора, недоговаривание каких-либо условий.  На мой взгляд, руководящей верхушке любого предприятия следует создавать такие условия, которые бы ограничивали и предупреждали оппортунизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. В. Радаев «Российский бизнес на пути к легализации», 2011, изд-во «Экономика»
  2. В.В. Чащин «Экономический оппортунизм: возможности теоретического и ретроспективного анализа», Уральский институт фондового рынка, 2010, Экономика
  3. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / Под ред. Д.С. Львова. – М.: «Издательство «Экономика», 2005.
  4. Е.В. Козлова «Экономические механизмы выявления т ограничения оппортунистического поведения в российских корпорациях», Вестник Челябинского ГУ, 2012. №10(264) Экономика, Вып.38с. 117-121
  5. Е.В. Козлова «Формы проявления оппортунистического поведения менеджеров в крупных российских организациях» Вестник Челябинского ГУ, 2011. №32(247) Экономика, Вып.34с 78-81
  6. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник под общей редакцией А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  7. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов /  Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006
  8. Олейник А.Н. «Институциональная экономика», Инфра-М, 2002
  9. О. Уильямсон «Поведенческие  предпосылки современного  экономического анализа», 1985, перевод А. Б. Белянина

 

[1]http://studopedia.ru/4_66107_opportunisticheskoe-povedenie-v-kontraktnih-otnosheniyah-predkontraktniy-opportunizm-ego-sushchnost-formi-predposilki-sposobi-protivodeystviya-predkontraktnomu-opportunizmu.html - Оппортунистическое поведение  в контрактных отношениях. Предконтрактный  оппортунизм, его сущность, формы, предпосылки. Способы противодействия предконтрактному оппортунизму.

[2]http://psibook.com/sociology/opportunisticheskoe-povedenie-k-formulirovke-ponyatiya.html - Оппортунистическое поведение: к формулировке понятия

[3] http://www.creativeconomy.ru/articles/6883/ - Причины возникновения и управленческие методы преодоления оппортунизма в современном предпринимательстве

[4]http://cheloveknauka.com/opportunisticheskoe-povedenie-v-kommercheskih-firmah-ukrainy-i-rossii - Оппортунистическое поведение в коммерческих фирмах Украины и России

[5]http://cyberleninka.ru/article/n/vsepobezhdayuschiy-opportunizm-evolyutsiya-institutov-razmescheniya-gosudarstvennogo-zakaza-v-rossii – Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственного заказа в России.

[6]http://bzbook.ru/Instituczionaljnaya-ekonomika.40.html#a40.4-2-Nepolnota-kontrakta-i-opportunisticheskoe-povedenie – Неполнота контракта и оппортунистическое поведение

[7] http://sibac.info/10422 - Проблемы контроля над менеджерами в открытой корпорации. Механизмы предотвращения оппортунистического поведения менеджеров.

[8]http://www.moluch.ru/archive/67/11314/ - Проблема оппортунизма менеджеров и механизмы управления оппортунистическим поведением

 


Информация о работе Основные типы оппортунистического поведения в российском бизнесе (на примере конкретного вида бизнеса)