Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция

Краткое описание

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_sessia.docx

— 974.58 Кб (Скачать файл)

Предположим, что потребитель  хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать  нужную сумму, потребителю нужно  десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом  в течение десяти лет выплачивать  долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется  дороже. Величина процентов, которые  он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль. [2]

Любой потребитель при  заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими  факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов  заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом  долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать  и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем  ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал  увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон, который  тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в  качестве кредиторов, если у них  образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут  использовать c прибылью сами. Каковы  причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления  у отдельной фирмы временно свободных  денежных средств может быть необходимость  сберегать часть получаемой прибыли  в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн. рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму  для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может  откладывать каждый год из выручки  по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы  будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются  временно "лишними" и могут  быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может  быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может  прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько  сократить производство и часть  освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем  выше ставка процента, тем большая  часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма  согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы  для сбережения части своего  дохода, аналогичные тем, которые  побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать  деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить  свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать  деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее  количество потребителей откажутся  брать кредит для покупки дорогой  вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в  качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли  может принять решение не тратить  ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного  дохода. Например, отдать в долг на рынке  капитала для получения прибыли  в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые  используют их только для получения  прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его  ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает  в качестве кредитора. Рантье могут  быть "вечными" продавцами или  кредиторами на рынке капитала. [4]

Таким образом, предложение  заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у  потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

При анализе инвестиционных проектов анализируется инвестиционная стоимость собственности с учетом ее рыночной стоимости.

Оценка эффективности  инвестиций проводится с учетом следующей  информации:

- стоимость строительства, определяемая по аналогам, по удельным показателям с корректировками, по прогнозным и экспертным оценкам;

- уточнение источников и условий финансирования;

- анализ доходов от  объекта, изменения рентабельности;

- выбор периода инвестирования для проведения экономического обоснования (включает строительство, освоение, эксплуатацию);

- прогнозирование изменения цен на составляющие дохода и затрат;

- расчеты по выявлению резервов повышения экономической эффективности и надежности инвестиционного проекта.

Продолжительность прогнозного  периода, в пределах которого осуществляются расчеты по определению эффективности  инвестиционного проекта, определяется с учетом продолжительности создания, эксплуатации и, если необходимо, ликвидации объекта, периода достижения заданных характеристик доходности, требований и предпочтений инвестора.

Сопоставление инвестиционных проектов осуществляется путем применения определенных критериев эффективности, основными из которых являются чистая настоящая стоимость проекта, период окупаемости проекта, индекс прибыльности проекта, внутренняя норма прибыли  проекта и ее модификации, средний  доход на чистый капитал.

Рассмотренная общая модель ипотечно-инвестиционного анализа  позволяет сделать вывод о  влиянии периода владения активом  на величину стоимости собственности, так как изменяется количество и  величина денежных потоков на собственный  капитал. Существует тенденция уменьшения текущей стоимости при увеличении периода инвестиционного проекта. Поэтому период владения инвестицией  следует прогнозировать исходя из общей  экономической ситуации, финансового  состояния инвестора, доходности альтернативных инвестиций.

Индекс прибыльности - это  отношение настоящей стоимости  будущих выгод к начальным  инвестициям:

.

Другое определение индекса  прибыльности состоит в отношении  текущей стоимости всех положительных  денежных потоков от проекта к  текущей стоимости всех отрицательных  денежных потоков.

Инвестиционный проект следует  принимать, если эта величина больше 1. По своей сути индекс прибыльности соответствует NPV. Индекс прибыльности не следует применять при выборе взаимно исключающих проектов.

Внутренняя норма отдачи (IRR) - это норма дисконтирования, при которой настоящая стоимость  возврата капитала равна начальным  инвестициям, т.е. NPV= 0.

Недостатки этого критерия менее очевидны, чем при сроке  окупаемости. Определение IRR заключается  в подборе подходящей нормы дисконтирования  для денежных потоков. Для этого  все положительные и отрицательные  денежные потоки проекта анализируются  для определения нормы дисконтирования, при которой их алгебраическая сумма  равна нулю.

Сравнивая IRR с альтернативной стоимостью капитала, можно определить, будет ли проект иметь положительное  значение NPV: если альтернативная стоимость  капитала меньше IRR, то NPV больше нуля.

Проект можно инвестировать, если альтернативная стоимость капитала меньше IRR. При сопоставлении инвестиционных проектов более предпочтительными  являются проекты с большим значением IRR.

На практике внутреннюю норму  отдачи довольно часто применяют  как основной критерий инвестиций, однако этот критерий эффективности  некорректен, если необходимо рассматривать  разные нормы дисконтирования или  если начальный денежный поток больше нуля.

Существуют методики, которые  корректируют IRR для применения в  той или иной ситуации.

Например, модифицированная внутренняя норма отдачи (MIRR) позволяет  применять IRR при наличии более  чем одной смены знака денежных потоков проекта. Такой подход удобен в применении при поэтапном финансировании строительства. Расчет MIRR выполняется  следующим образом: дисконтированием определяется стоимость всех отрицательных  денежных потоков на начало проекта, ставка дисконтирования рассчитывается в соответствии с доходностью  инвестиций в ликвидные краткосрочные  ценные бумаги; рассчитывается внутренняя норма отдачи проекта, которая является модифицированной нормой отдачи.

Средний доход на чистый капитал. Используется некоторыми инвесторами  для принятия инвестиционных решений  на основании бухгалтерской нормы  прибыли. Бухгалтерская норма прибыли - отношение средней прогнозируемой прибыли проекта после вычета амортизации и налогов к средней  бухгалтерской стоимости инвестиций. Полученное отношение сравнивается со средними показателями для фирмы  или отрасли.

Этот критерий эффективности  инвестиционных проектов имеет серьезные  недостатки: не учитывается изменение стоимости денег во времени; зависимость от системы бухгалтерского учета, применяемой конкретным инвестором.

Для принятия решения инвестору  рекомендуется анализировать несколько  критериев эффективности, так как  ни один из них не позволяет учесть все особенности каждой конкретной ситуации.

 

 

29.Количественный  подход к анализу полезности  и спроса

Исходным пунктом функционирования любой экономической системы  являются потребности людей. Потребление  – процесс удовлетворения потребностей. Благо – средство удовлетворения потребностей. Существует огромное количество благ, удовлетворяющих потребности. Какое именно благо, и в каком  количестве следует производить, определяет потребитель. В условиях рыночной экономики  допускается производство только таких  благ, которые могут быть проданы  по цене, превышающей затраты на их производство. Потребители, покупая  такие блага, оценивают работу производителей. Каждый потребитель принимает решение самостоятельно. Считается, что единой шкалы оценки благ не существует. Но у каждого потребителя есть своя шкала предпочтений. Каждый потребитель стремится выбрать максимально предпочтительный для себя набор благ в пределах своего дохода. Это предположение – гипотеза о рациональном поведении потребителя.

Если товар или услуга удовлетворяет желания и нужды  потребителя, то они обладают полезностью. Полезность – удовлетворение или  удовольствие, полученное человеком  от потребления того или иного  товара или услуги.

Концепция полезности изучает  удовлетворение или удовольствие, получаемое от владения, использования, употребления или извлечения выгод из товара или  услуги. Полезность заключается в  качественных характеристиках, благодаря  которым они удовлетворяют потребности. Это результат индивидуального  вкуса и восприятия. Одни и те же товары имеют разную полезность для разных потребителей.

Общая полезность – всё  количество удовлетворения, полученное от данного количества товара за определённый промежуток времени. Общая полезность возрастает по мере потребления, но всё  более медленными темпами. Такая  её динамика объясняется тем, что  полезность каждой дополнительной единицы  товара убывает.

Существует два основных подхода к измерению полезности: кардиналистский (количественный) и  ординалистский (порядковый).

Количественный подход к анализу полезности основан  на представлении о возможности  измерения полезности различных  благ в гипотетических единицах –  ютилах (utility – полезность). Предполагается, что потребитель может сравнивать разные товары с точки зрения их предпочтений и упорядочить их по определённой шкале предпочтительности, то есть потребитель может определить разницу полезностей разных товаров  или их набора. Это означает, что  конкретный потребитель может сказать, что потребление одной чашки  кофе приносит ему удовлетворение в 30 ютилов, двух чашек кофе – 56 ютилов, двух чашек кофе и одной сигареты – 70 ютилов и т.д. Этот подход лежит  в основе потребительского выбора, целью которого является максимизация общей полезности при ограниченном доходе.

Следует иметь в виду, что количественные оценки полезности того или иного товара имеют исключительно  индивидуальный, субъективный характер. Один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя  и никакой ценности для другого. Для некурящего и непьющего кофе человека, их потребление не имеет  никакой полезности, скорее наоборот приносит вред. Следовательно, количественный подход не имеет возможности объективно измерить полезность того или иного  товара в ютилах. Невозможно также  сравнить размеры удовлетворения, получаемые различными потребителями. Предполагается, что только конкретный потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого  им товарного набора.

Количественная функция  общей полезности (TU) вначале возрастающая, имеет точку максимума (S), после  которой она становится убывающей. Для конкретных потребителей очень  важно почувствовать точку максимума  полезности и прекратить избыточное потребление благ. Поэтому и говорят, что самое ценное чувство, это  чувство меры. 

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории