Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель, которая стоит в курсовом проекте, изучить международную миграцию
рабочей силы на современном этапе. В курсовой работе используются такие
методы, как графический, табличный и сравнительный. Эмпирическая база
использует статистические данные и анализирует их. Также были
использованы труды таких экономистов, как Авдокушин Е. Ф., Ливенцев Н.
Н., Ломакин В. К. и многих других. Курсовая работа состоит из 3 глав. В
первой главе рассматриваются 3 пункта, во второй и третьей главе – по 2
пункта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Особенности международной миграции рабочей сила на
современном этапе……………………………………………………………….6
1.1 Сущность, причины и виды миграции………………………………………6
1.2 Масштабы и закономерности международной миграции и их
характеристики………………………………………………………...…….12
1.3 Направления миграции. Основные центры притяжения рабочей
силы……………………………………………………………….……15
ГЛАВА 2. Миграционная политика: сущность и основные направления…...19
2.1 Потоки международной миграции и их характеристики…………………19
2.2 Положительные и отрицательные стороны международной миграции…21
ГЛАВА 3. Перспективы международной миграции рабочей силы………… 28
3.1 Последствия международной миграции кадров………………………… 28
3.2 Особенности государственной политики в области миграции рабочей
силы……………………………………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк по мировой экономике (БДВ).doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.3 Направления миграции. Основные центры притяжения рабочей силы

 

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.

Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

2) миграция в рамках промышленно развитых стран.

 Развитые страны, занимающие  доминирующие позиции в мировом  производстве и торговле, являются  лидерами по приему международных  мигрантов. При увеличении численности  населения в мире в целом  за 1990 – 2000 гг. на 13,5% его численность в развитых странах мира возросла на 27,9% (в том числе в Северной Америке  - на 48%, Австралии и Океании – на 22,8%, Европе – на 15,8%).

3) миграция рабочей силы между  развивающимися странами. Главным  образом это миграция между  новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами – членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. С 2000г. произошло сокращение численности международных мигрантов в развивающихся странах на 2,6%, в том числе, Латинской Америке – на 15,0%, Азии  - на 0,4%.

4) миграция рабочей силы из  бывших социалистических стран  в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся  в промышленно развитые). Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей численности рабочих, Турция – 22%, Молдова – 4%, Беларусь – 3%. Большой приток рабочей силы отмечается  в столице России В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т. п.). Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран. США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так  и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д. Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. ,

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов.

Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых  -   Мексика и страны Азии.

 

ГЛАВА 2. Миграционная политика: сущность и основные направления

2.1 Потоки международной миграции и их характеристики

 

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

В середине  CIC века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы  CIC столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода»

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов CIC в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причин следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. 
Особую роль в процессах трудовой миграции ХIХ-ХХ вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалки, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономикке промышленно развитых стран Европе. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателя, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хазяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат – статичтическое ведомство ЕС, –c 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер3.   

 

 

  • 2.2 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ

    Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей силы переедет в США.

    «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

    Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки  составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

    Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением, в результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов – иммигранты. Иммигранты занимают места в секторах, производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары.

    По мере того как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками.

    Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. В современных условиях государственное регулирование в этой области является многоплановым и направленным как на увеличение выгод, так и смягчение ущерба для вовлеченных в эти процессы стран. Целями государственного регулирования экспорта рабочей силы являются:

    • защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-реципиентах;
    • возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны
    • основой эмиграционной политики является регулирование всех трех фаз эмиграционного цикла, включая отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это означает соблюдение следующих принципов:
    • общепризнанных прав граждан на свободу перемещений и трудоустройства;
    • гарантия возможности возвращения мигрантов на родину;
    • обеспечение стабильности поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
    • содействие смягчению безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом;
    • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
    • оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, получивших за рубежом профессиональные навыки, необходимые для развития национальной экономики;
    • предоставление социальных  гарантий трудящимся - эмигрантам.

    Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи конституции и страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. 
    Задачей государства становится формирование климата, способствующего решению эмиграционных проблем страны. Под этим понимаются в основном меры косвенного воздействия на поведение экономических агентов и функционирование специфической инфраструктуры внешней трудовой миграции. Поскольку для многих стран переводы трудящихся-мигрантов являются важнейшим источником поступления иностранной валюты, одним из краеугольных камней валютного регулирования в странах — экспортерах рабочей силы является предоставление гражданам права открывать счета в национальных банках как в местной, так и в иностранной валюте.

    Информация о работе Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе