Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель, которая стоит в курсовом проекте, изучить международную миграцию
рабочей силы на современном этапе. В курсовой работе используются такие
методы, как графический, табличный и сравнительный. Эмпирическая база
использует статистические данные и анализирует их. Также были
использованы труды таких экономистов, как Авдокушин Е. Ф., Ливенцев Н.
Н., Ломакин В. К. и многих других. Курсовая работа состоит из 3 глав. В
первой главе рассматриваются 3 пункта, во второй и третьей главе – по 2
пункта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Особенности международной миграции рабочей сила на
современном этапе……………………………………………………………….6
1.1 Сущность, причины и виды миграции………………………………………6
1.2 Масштабы и закономерности международной миграции и их
характеристики………………………………………………………...…….12
1.3 Направления миграции. Основные центры притяжения рабочей
силы……………………………………………………………….……15
ГЛАВА 2. Миграционная политика: сущность и основные направления…...19
2.1 Потоки международной миграции и их характеристики…………………19
2.2 Положительные и отрицательные стороны международной миграции…21
ГЛАВА 3. Перспективы международной миграции рабочей силы………… 28
3.1 Последствия международной миграции кадров………………………… 28
3.2 Особенности государственной политики в области миграции рабочей
силы……………………………………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк по мировой экономике (БДВ).doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Страны — экспортеры рабочей силы также активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. Так, страны, заинтересованные в получении доходов от экспорта рабочей силы, в периоды «нефтяных кризисов» корректировали уровень минимальной заработной платы, устанавливаемый в контрактах мигрантов, и сторону его снижения, особенно в странах Персидского залива. Даже при значительном снижении экспорт рабочей силы выгоден как странам-донорам, так и самим мигрантам ввиду колоссальных различий в уровне доходов. С посреднических фирм взимаются как прямые, гак и косвенные выплаты в доход государства.

Для предотвращения утечки за границу работников дефицитных; специальностей используются следующие меры:

  • Лимитирование выдачи заграничных паспортов;
  • установление квот на выезд за рубеж работников определенных профессий;
  • установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
  • выделение приоритетных для эмиграции районов страны, где существуют проблемы с занятостью;
  • дифференциация ставок валютных переводов, которые трудящийся-эмигрант обязан переводить в свою страну. Такая дифференциация обязательных переводов по профессиям существует, например, на Филиппинах.

Чтобы уменьшить зависимость от колебаний текущей конъюнктуры на рынках стран-реципиентов, страны-доноры стараются расширить зону географического сосредоточения и профессиональный  состав  своих  эмигрантов.   Так,   поощряется  деятельность агентств по трудоустройству, обслуживающих новые географические зоны. Предпринимаются усилия по предварительной подготовке и переподготовке выезжающих за рубеж. Иногда такая профессиональная   подготовка   проводится   за   счет   принимающих стран. Строительные ТНК практикуют набор рабочей силы для выполнения контрактов за рубежом в странах базирования, отвечая при этом за условия труда и жизни рабочих и обеспечение их своевременного отъезда после выполнения предусмотренных контрактом работ. Довольно эффективным рычагом регулирования экспорта рабочей силы являются также платежи за трудоустройство за рубежом. Государство активно вмешивается в определение платы за посредничество частных фирм, устанавливая дифференцированные и предельные ставки.

Разработка и реализация мер, связанных с использованием странных работников, преследует две основные цели:

  • зашита национального рынка труда от неконтролируемо притока трудящихся-иммигрантов в целях недопущения обострения проблемы занятости и перенаселенности отдельных районов;
  • обеспечение рационального использования иностранных трудящихся, ликвидируя за счет иммиграции структурные проблемы.

Для регулирования иммиграции используется сложная система административных, организационно-правовых и экономических рычагов. Основной принцип, положенный в основу их действий, — рестриктивно-запретительный. Во всех развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой иммиграции. В целом, несмотря на разнообразие, практически во всех странах принята одна и та же схема — как правило, обеспечивается координация действий специальной иммиграционной службы, органа по труду и таких ведомств, как министерства внутренних дел, общественного порядка, безопасности,    иностранных   дел,   здравоохранения,   образования проч. Законодательство всех стран четко регламентирует взаимодействие кандидата на работу в принимающей стране, местного работодателя и уполномоченных государственных ведомств.

Для упорядочения процесса трудовой миграции используются дву- и многосторонние международные соглашения. Двусторонние соглашения могут принимать форму либо межправительственных либо межведомственных соглашений. В качестве уполномоченных органов практически во всех странах выступают ведомства по труду.

Трудоустройство иностранцев за рубежом основано на контрактной основе, которая четко формулирует требования к «качеству» иностранной рабочей силы, которому в настоящее время отводится приоритетное значение.

Квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании требуются для подавляющего большинства профессий, однако отнюдь не все дипломы об образовании признаются странами — импортерами рабочей силы.

Работники, как правило, требуются самого трудоспособного возраста, от которого можно ожидать наибольшей отдачи. Строгому контролю подвергается состояние здоровья, особенно тесты на наркоманию и отсутствие психических заболеваний.

Широко используется как прямое квотирование, так и косвенное регулирование импорта рабочей силы. Прямые квоты регламентируют соотношение между местными работниками и иностранными на предприятиях принимающей страны и могут быть либо едиными для  народного хозяйства, либо дифференцированными для различных секторов экономики и видов деятельности. Сами квоты могут устанавливаться двумя способами: определением доли иностранных работников в обшей численности занятых и соотношением местными и иностранными кадрами. Такие нормы существуют, например, в Турции, Греции, Индонезии,

Дня обыкновенных трудящихся-мигрантов во многих странах также предусмотрена плата за трудоустройство в принимающей стране. Государственными органами взимается плата за оформление документов или дифференцированные по срокам трудовых контракте пошлины. В ряде стран устанавливаются сроки, на которые выдается разрешение на пребывание в принимающей стране. Кроме того, существуют запреты на занятие иностранцами рабочих мест в ряде профессий.

Фактически во всех странах существует система приоритетов строящаяся по признаку национально-географической принадлежности трудящихся-мигрантов.

Проблемы нелегальной иммиграции остро стоят во всем мире, поэтому практически во всех странах разработаны и введены санкции за нарушение установленных правил порядка трудовой миграции.

Санкции в виде штрафов или даже лишения свободы применяются по отношению к физическим лицам. Наиболее жесткие санкции устанавливаются в отношении нелегальных фирм-посредников, а также в отношении работодателей, использующих нелегальных иммигрантов.

В целях снятия напряженности на национальном рынке труда используются меры, стимулирующие отток мигрантов. Рядом государств предусмотрены выплаты трудящимся-мигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. Чтобы облегчить иностранным рабочим адаптацию при реэмиграции, некоторые западные страны организуют специальную профессиональную подготовку отъезжающих мигрантов. Такие меры охватывают, прежде всего, неквалифицированных рабочих. Самым радикальным с точки зрения международных отношений является экономическая помощь стране эмиграции в ее экономическом развитии или создании рабочих мест в отсталых районах. Одним из наиболее крупных проектов в этой области был, например, принятый в 1974 г. в Нидерландах государственный проект «Репатриация рабочих-мигрантов и разработка возможностей национального развития», в соответствии с которым в Югославии 1980-1981 гг. было осуществлено около 50 проектов по стимулированию занятости в экономически отсталых районах, включая предоставление кредитов рабочим-мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия.

 

ГЛАВА 3. Перспективы международной миграции рабочей силы

3.1 ПОСЛЕДСТВИЯ международной МИГРАЦИИ  кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих  странах. Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли  можно дать однозначный ответ на этот вопрос. Последствия для принимающих стран. О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах — тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн. иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд. долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд. долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд. долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами. Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира. 
Последствия для стран-доноров. Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни. Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш — 4% ВВП, для Ямайки — более 5, для Пакистана — более 3, для Шри Ланки — 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд. долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд. долл., что составило 16% ВВП страны.  
Последствия для России. В предыдущем пункте достаточно подробно рассматривались последствия миграции кадров для стран-реципиентов и стран-доноров. Россия в той или иной степени относится к обеим вышеназванным категориям стран, тем не менее, считаю необходимым перейти от общей информации к частной, касающейся только последствий миграции кадров в Российской Федерации.

А.С. Булатов считает, что масштабы трудовой миграции из нашей страны слишком преувеличены. В своих авторских работах он говорит о том, что миграция ограничивается как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточной высокий уровень безработицы составляющий примерно 7-10%, что резко усиливает, конкуренцию на рынке средне- и низко-квалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур и т.п.) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран. Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тысяч. Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 годы составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако автор признает, что в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки. Но, несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих-специалистов), чрезмерных поводов для алармизма, утверждает А.С. Булатов, нет. Подтверждая это следующим: во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей и во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы.

Серьезные негативные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации), и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 году вынужденных переселенцев и в 1993 году беженцев) возросло до 1,2 миллионов человек. В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Но вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах. Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах. Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тысяч человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появление инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

3.2 политика ГОСУДАРСТВЕННОго РЕГУЛИРОВАНИя в области миграции рабочей силы

Государственная миграционная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию потоков эмиграции/иммиграции рабочей силы.  
Законы большинства стран мира различают иммигрантов – людей, переезжающих в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантов – людей, приезжающих в страну временно, не преследующих цель остаться в принимающей стране навсегда.  
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели: 
1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости. 
2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов. 
Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов. 
К положительным последствиям можно отнести следующие:

  1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии – 10,2%, в Германии – 7,4%, во Франции 6,2%.1 При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше. В ряде стран не выжили бы целые отрасли, дающие им экспортный доход – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации Доминиканской республики, Малайзии, Испании, каучуковая промышленность Малайзии. В результате в принимающих странах складывается как бы двойной рынок труда – национальной рабочей силы и иностранной. Население данной страны занимается квалифицированным трудом в промышленности и сфере услуг. Иностранная рабочая сила заняты на трудоемких и вредных производствах, имеют более продолжительную рабочую неделю и меньшую зарплату. Дороги в Португалии строят румыны, дома в Италии – украинцы и турки, виноград и фрукты в Испании собирают марокканцы. 
  2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
  3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население. 
  4. Иммиграция способствует омоложению трудовых ресурсов страны, что крайне важно для стареющего населения Европы, например, поскольку мигрирует обычно молодая часть населения, наиболее мобильная. В Европе, к примеру, уже около 20% населения составляют люди старше 65 лет, а к 2025 г. их должно стать 25%, поэтому Европе необходимо импортировать от 1,5 до 3 млн. иностранных рабочих, чтобы обеспечить баланс между работающими и пенсионерами. Между тем, в Германии, Франции, Швеции 10% новорожденных рождается в семьях переселенцев, в Швейцарии – 25%, в Люксембурге – 34%. 
  5. От иммиграции рабочей силы сильно выигрывают местные предприниматели, экономя на заработной плате и получая возможность снизить ее для национальных кадров за счет конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы. Можно сказать, что существует определенная закономерность – миграция рабочей силы понижает уровень зарплат в тех секторах экономики, где присутствует приток дешевой рабочей силы. 

Информация о работе Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе