Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель, которая стоит в курсовом проекте, изучить международную миграцию
рабочей силы на современном этапе. В курсовой работе используются такие
методы, как графический, табличный и сравнительный. Эмпирическая база
использует статистические данные и анализирует их. Также были
использованы труды таких экономистов, как Авдокушин Е. Ф., Ливенцев Н.
Н., Ломакин В. К. и многих других. Курсовая работа состоит из 3 глав. В
первой главе рассматриваются 3 пункта, во второй и третьей главе – по 2
пункта

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Особенности международной миграции рабочей сила на
современном этапе……………………………………………………………….6
1.1 Сущность, причины и виды миграции………………………………………6
1.2 Масштабы и закономерности международной миграции и их
характеристики………………………………………………………...…….12
1.3 Направления миграции. Основные центры притяжения рабочей
силы……………………………………………………………….……15
ГЛАВА 2. Миграционная политика: сущность и основные направления…...19
2.1 Потоки международной миграции и их характеристики…………………19
2.2 Положительные и отрицательные стороны международной миграции…21
ГЛАВА 3. Перспективы международной миграции рабочей силы………… 28
3.1 Последствия международной миграции кадров………………………… 28
3.2 Особенности государственной политики в области миграции рабочей
силы……………………………………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсяк по мировой экономике (БДВ).doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

  1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
  2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции, национальные, расовые, религиозные конфликты. 
  3. Ухудшение ситуации на национальном рынке труда, снижение цены на рабочую силу. 
  4. Целые отрасли экономики оказываются в руках мигрантов и зависят от их труда.  
    В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя:  
  5. Законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, 
  6. Национальные службы иммиграции, 
  7. Межгосударственные соглашения по вопросам миграции. 

                         

 
Например, в США Государственный департамент (Министерство иностранных дел) имеет консульские службы во многих странах мира и Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок выдачи въездных виз в США. В составе Министерства юстиции работает служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев в Америке, а также их задержание и депортацию в случае нарушения законов США. Министерство труда должно определить, не явится ли иммигрант обузой для американской экономики, не вытеснит ли он американца с рабочего места. Окончательное решение принимает Служба иммиграции и натурализации.  На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В ЕС еще в 1989 г. была принята "Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС", в которой закреплялась свобода перемещения между странами Евросоюза (тогда – Европейского экономического сообщества) на основе равноправия, равенства в условиях труда и социальной защиты.  В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между Германией и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют прежде всего въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок. 
 
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников: 
1. Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу. 
2. Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности. 
3. Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения). 
 
4. Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты). 
5. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места. 
Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.  
Существует несколько типов миграционной политики. Германия применяет "жесткую ротацию", т.е. требует отъезда от мигранта, устанавливает срок не более 5 лет, без приезда семей. Франция, Бельгия, Великобритания практикуют "семейную миграцию", разрешение проживания с семьей без определенного срока. Для США, Канады, Австралии характерна "ассимилированная миграция", которая дает право на получение гражданства этих стран после определенного периода проживания (5-10 лет).  
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме. Штрафные санкции со стороны государства многократно компенсируются высокими прибылями.  Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.  
Наиболее радикально решают вопрос США. Здесь существует т.н. "миграционная квота", согласно которой ежегодно в США могут въехать 750 тыс. чел., из которых 71% - родственники граждан США, 20% - необходимые специалисты, 9% - "прочие". Усиление ограничений в области иммиграции в 70-х гг. привели к появлению термина "нежелательный иностранец".  
К мигрантам предъявляют и другие требования.  
 
Количественное квотирование. Квоты могут вводится в рамках экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в составе трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих по отношению к числу занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии. Например, в Греции соотношение иностранных рабочих и национальных кадров не должно превышать 1:10, а найм иностранца на предприятие, где работает меньше 5 греков, вообще запрещен. Квоты могут также вводится в виде ограничения общего количества мигрантов, въезжающих в страну в течение года.  

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Международная миграция рабочей силы выгодна всему мировому сообществу в целом, а так же стране куда уезжают и стране откуда уезжают.

  1. выгодно стране-экспортеру: 
    - не выплачиваются социальные платежи; 
    - приток части заработанных денег за границей в страну т.к. работники, уезжающие за границу на заработки чаще всего отсылают часть заработанных денег на родину семье.
  2. выгодно стране-импортеру: 
    - налоги, выплачиваемые иммигрантом поступают в государственный бюджет; 
    - повышается уровень производства в принимающей стране.

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Основные потоки мигрантов направляются в США, Канаду, Австралию, Западную Европу и Ближний Восток, причинами столь огромных масштабов миграции являются как экономические, так и политические основания.

2. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции. Кроме того, существенно возрастает роль таких организации, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по труду, Межправительственный комитет по вопросам миграции.

3. Неоднозначны последствия миграционных процессов для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда. После работы за границей в страну возвращаются обученные более квалифицированные рабочие. Для много их стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Вместе с тем иммиграция порождает ряд противоречий и проблем:

- обостряется ситуация на национальном  рынке труда;

- вследствие роста предложения  на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и  этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами. Какие же перспективы видит государство в миграции рабочей силы? При иммиграции рабочей силы государство экономит на обучении кадров, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, возрастает уровень трудоспособного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения.-М.-2011
  2. Гладков И. С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие.-М.-2011
  3. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч.-4.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Уч. Пос. для вузов. – М.-2010
  4. Кругман П. Р., М. Остьефельд. Международная экономика. 5-е изд. – СПб: Питер – 2010
  5. Ливенцев Н. Н.. Международные экономические отношения/Учебное пособие.-М.-2011
  6. Ломакин  В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М. - 2011
  7. Международные экономические отношения: Уч. Для вузов/Рыбалкин В. Е., Щербатин Ю. А./ Под ред. проф. Рыбалкина В. Е. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М. – 2010
  8. Мировая экономика: Учебное пособие под редакцией профессора Булатова.-М.-2010
  9. Мировая экономика: введение во внешне экономическую деятельность. Учебное пособие для вузов. Елова, Муравьева.-2010
  10. Мировая экономика: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю. А. Щербанина. – М. – 2011
  11. Мировая экономика и международный бизнес: учебник/ под общ. Ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Полякова и д.э.н., проф Р. К. Щенина. – М. –2011
  12. Мировая экономика и международные экономические отношения.№12 2011г.,
  13. Овчинников Г. П. Международная экономика: Учебное пособие – СПб. -2011
  14. Пузакова Е. П. Международные экономические отношения/Учебное пособие. Ростов на Дону.-2011
  15. Семенов К. А Международные экономические отношения: Курс лекций – М. -2010
  16. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учебное пособие.-М.-2012

 

  1.   Халевинская Е. Д., Крозе И., Мировая экономика: Учебник/Под ред. Е. Д. Халевинской. – М. – 2012

 

1 Пузакова Е. П. Международные экономические отношения/Уч. пособ.-2012.С.161

2 Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М. - 2012

3 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. 2011. С.183

 


 



Информация о работе Особенности международной миграции рабочей сила на современном этапе