Особенности развития экономики стран Восточной Европы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:58, реферат
Краткое описание
К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов. Первый этап (1945-1980 гг.) - это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики.
Особенности развития экономики стран
Восточной Европы
К стран Восточной Европы принадлежат
19 стран, образовавшихся после распада
Советского Союза и реформирования бывшего
социалистического лагеря. Эти страны
прошли короткий, но сложный путь в своем
становлении. Как часть Европейской экономической
системы эти страны имеют определенные
отличия от стран Западной Европы. Для
их развития характерны несколько этапов.
Первый этап (1945-1980 гг.) - это
этап социалистического развития, важными
особенностями которого были господства
общественных форм собственности на основные
средства производства и планово-административное
регулирование экономики. Экономические
формы и методы регулирования экономических
отношений были для этих стран второстепенными,
вспомогательными, непосредственные производители
имели ограниченную самостоятельность
в решении экономических вопросов.
Практика их развития показала,
что концентрация в руках государства
ресурсов и централизованное принятие
экономических решений могут быть достаточно
эффективными при наличии экстенсивных
факторов роста и при условии создания
основных отраслей промышленности в сжатые
сроки. Однако такая система не способна
обеспечить интенсивный рост на основе
научно-технического прогресса и внедрения
ее достижений в производство, что стало
особенно проявляться в 70-80-е годы в форме
экономического и научно-технического
отставания от стран с развитой рыночной
экономикой.
Второй этап социально-экономического
развития начался с конца 80-х - начале 90-годов.
Для второго этапа характерно формирование
рыночной экономики, определение ее структуры
и совершенствование инфраструктурных
элементов рынка. Этот этап в основном
характеризуется изменениями, которые
произошли благодаря разгосударствлению
и приватизации, формированию частного
сектора экономики, созданием основ конкуренции,
резким ограничением государственного
регулирования цен и т.д.
В современном мировом хозяйстве
восточноевропейские страны принадлежат
к государств со средним уровнем экономического
развития. В конце 80-х годов национальный
доход на душу населения в этих странах
примерно в 2,6 раза превышало среднемировой
показатель и в 9 раз - показатель развивающихся
стран, и примерно в 2,5 раза был меньше
показателя стран с развитой рыночной
экономикой. Из-среди восточноевропейских
стран по уровню экономического развития
и производительности труда ведущие позиции
занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия,
Словакия, Литва и Хорватия; в менее развитых
стран региона принадлежат Молдова, Румыния,
Босния и Герцеговина, Албания.
Общая структура экономики
позволяет отнести отдельные страны Восточной
Европы до индустриальных и индустриально-аграрных
стран.
На современном этапе на долю
промышленности в общей структуре национального
дохода стран региона приходится в среднем
от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой
войны национальные экономики этих стран
фактически имели аграрный характер.
Структурные изменения в национальных
экономиках государств региона хоть и
уступали показателям стран с развитой
рыночной экономикой, однако, в целом в
послевоенное время были положительными.
Наряду с ростом доли промышленности в
национальном доходе сблизились темпы
роста производства средств производства
и предметов потребления. Постоянно росла
удельный вес обрабатывающих отраслей
по сравнению с добывающими. Был обеспечен
развитие машиностроения как ведущей
отрасли промышленности: на нее приходилось
26-33% всего промышленного производства.
Вместе с химической промышленностью
она начала производить до 40% продукции
всего промышленного производства.
Но в условиях экономического
кризиса, высокого уровня энерго - и материалоемкости
национального дохода, здеформованої
ценовой политики в отдельных странах
в начале 90-х годов начали наблюдаться
неблагоприятные структурные сдвиги,
в том числе рост доли топливно-энергетических
отраслей, черной и цветной металлургии
в общем объеме производства при резком
спаде производства в машиностроительной,
легкой и пищевой промышленностях.
В течение почти 30 лет восточноевропейские
страны уверенно занимали ведущие места
по темпам экономического роста в мировом
хозяйстве. В 1951-1983 гг. национальный доход
в этих странах вырос на 6,7% в год, промышленное
производство - на 8,3%. Однако, в конце 70-х
- начале 90-х годов в некоторых странах
темпы роста стали замедляться, а в экономиках
некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии)
начали наблюдаться кризисные явления.
Темпы ежегодного роста общественного
производства стран региона резко упали
с 2,9% в 1981-1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х
- начале 90-х годов все восточноевропейские
страны оказались в условиях глубокого
социально-экономического кризиса. В отчете
Экономической комиссии ООН спад экономики
в странах Восточной Европы назван затяжной
депрессией, которая за продолжительностью
и глубиной превышает «большой кризис»
1929-1933рр.
Несмотря на административное
регулирование экономики, восточноевропейские
страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно
повысить свою долю в мировых экономических
показателях. Так, в конце 80-х годов на
них приходилось более 20% мирового национального
дохода, 21% мировой промышленной продукции,
более 13%, мировой сельскохозяйственной
продукции и 5% мирового товарообігуу.
Однако за последние годы в результате
резкого спада темпов экономического
роста и даже уменьшение объемов общественного
производства в целом эти позиции значительно
пошатнулись.
Главными причинами резкого
снижения темпов экономического роста,
а затем и глубокого экономического кризиса
в странах региона стали неэффективность
административно-планового развития и
использования достижений НТП, нерациональная
структура общественного производства,
его высокая энерго - и материалоемкость,
низкая производительность труда, исчерпания
экстенсивных факторов роста, ухудшения
внешнеэкономических условий (в том числе
условий торговли, рост внешней задолженности,
сокращение и разрыв взаимных экономических
отношений), а также изменение общественного
строя, переход от плановой к рыночной
модели экономики.
Важной особенностью хозяйственного
развития региона является высокая инфляция.
В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял
769,4%, в бывших республиках Советского
Союза - 1296%, в том числе в России - 2560%, в
Украине - 10500%.
В постсоциалистических странах
и странах бывшего Советского Союза были
разработаны национальные программы рыночных
преобразований. Однако, не все они соответствовали
национальным интересам и по-разному воспринимались
населением стран.
Резкое ухудшение социально-экономического
положения, кризисные явления в национальных
экономиках обусловили приход к власти
в странах региона общественных сил, которые
стремятся изменить экономическую модель
развития, создать социально ориентированную
рыночную экономику.
Главным направлением программ
и практики рыночных реформ в восточноевропейских
странах был процесс разгосударствления
и приватизации. В большинстве стран региона
предпочтение стало отдаваться приватизации
как такой, что приводит к установлению
новой системы отношений собственности,
основанной на ее разнообразии. Такая
система начинает функционировать наряду
с государственной на основе частной и
смешанной форм собственности. Согласно
программ приватизации в Венгрии, Польше,
Чехии и Словакии в 1995-1996 гг. в негосударственном
секторе мало производиться 40-50% национального
дохода. Основными формами приватизации
является выкуп, акционирования, бесплатное
передачи собственности с применением
чеков, ваучеров, специальных приватизационных
счетов граждан и др.
Несмотря на достаточно высокие
темпы приватизации, в частности в Польше,
Венгрии, Чехии, можно предположить, что
в недалеком будущем государственный
сектор все еще будет иметь более весомые
позиции в национальных экономиках восточноевропейских
стран, чем в государствах с развитой рыночной
экономикой.
Важным направлением рыночной
трансформации экономики стран региона
является преодоление монополизма и развитие
конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии
40% объема промышленного производства
создавалось минимальным количеством
производителей - от одного до четырех.
В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей
промышленности производили монополисты,
в Польше эта величина достигала 70% общего
объема промышленной продукции. Уровень
монополизации национального производства
и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских
странах как следствие распада СССР, СФРЮ,
ЧССР.
Второй важной составной частью
национальных программ преобразований
была политика либерализации цен. Она
осуществлялась в различных формах как
«шоковая терапия».
Демонополизация в сфере производства,
отношений собственности и управления
способствует развитию конкурентной среды
в странах региона. Наряду с этим почти
сняты ограничения на частное предпринимательство,
отраслевое перелиття капитала, либерализованы
условия экономической деятельности,
созданы законодательные основы борьбы
с недобросовестной конкуренцией, начинает
формироваться система контроля за деятельностью
монополистов.
Такие преобразования осуществлялись
в Польше, Болгарии, России, Украине и др.,
как постепенное отпуск цен в течение
достаточно длительного времени (Венгрия,
Югославия). Ее главными чертами стали:
отказ от административного регулирования
цен (за исключением небольшой группы
товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями
монополистов в области ценообразования;
сближения мировых внутренних цен.
В современных условиях в странах
региона кардинально меняется денежная
и финансово-кредитная политика. Со второй
половины 80-х годов в странах региона начала
создаваться двухуровневая банковская
система, которая охватывает национальные
(центральные) и коммерческие банки. Центральные
банки при этом все больше концентрируют
свою деятельность на формировании общенациональной
финансово-кредитной и эмиссионной политики,
регулировании процентных ставок, контроле
за деятельностью коммерческих банков.
Последние непосредственно занимались
обслуживанием юридических и физических
лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные,
ценных бумаг, валютный.
В начале 90-х годов во всех восточноевропейских
странах государственный бюджет формировался
со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать
госбюджет осуществлялись за счет, с одной
стороны, сокращение дотаций и субсидий
предприятиям, резкого уменьшения государственных
капиталовложений в экономику, сокращение
военных расходов, ограничение определенных
социальных программ и помощи другим странам,
с другой стороны, - через увеличение доходов
государства. Наибольшего успеха в этой
сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша,
где и уровень инфляции был значительно
ниже, чем в других странах региона.
Налоговые реформы в этих странах
были направлены как на стимулирование
экономической заинтересованности предпринимателей,
несмотря на формы собственности, так
и на рост доходов государственного бюджета
и решения на этой основе общенациональных
задач. Главными видами налогов становятся
налоги на добавленную стоимость, налог
на прибыль, акцизный сбор.
Существенно меняется и социальная
политика. Создается новая система социальной
защиты, основанная на свободе экономической
деятельности, социальном партнерстве
между гражданином и государством, потребителем
и производителем, работником и работодателем.
Государство гарантирует лишь минимальный
уровень социальной защиты и все чаще
- на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды,
молодежь, пенсионеры, малообеспеченные).
Повышение уровня реального социального
обеспечения более минимальный осуществляется
уже преимущественно за счет самого населения.
Наравне с сохранением системы бесплатного
образования и медицинского обслуживания,
предоставления жилья, условий для отдыха
значительная часть этих услуг реализуется
за счет собственных средств граждан.
Такие изменения в социальной политике
создают дополнительные стимулы для высокопроизводительной
качественного труда.
В связи с реформированием экономической
и политической системы значительно изменились
и внешнеэкономические отношения.
Изменение модели социально-экономического
развития, существенное преобразование
отношений собственности, решительный
поворот к формированию рыночных основ
экономики обусловили кардинальную трансформацию
внешнеэкономической политики стран региона.
Главной ее особенностью является отказ
от государственной монополии на внешнеэкономические
связи, демонтаж планово-административной,
жестко централизованной системы управления
внешнеэкономической деятельностью. Национальное
законодательство, которое создалось
в странах Восточной Европы, предусматривало
четкое определение принципов внешнеэкономической
деятельности и основывалась на:
1) демонополизации и внешнеэкономических
предприятий и организаций;
2) утверждении права внешнеэкономической
деятельности юридическим и физическим
лицам;
3) разработке принципов
стимулирования создания коммерческих
посреднических внешнеэкономических
фирм;
4) отказ от ответственности
государства за операции любых
участников внешнеэкономической
деятельности.
Демонополизация внешнеэкономической
деятельности создала новые возможности
для производителей в выборе партнеров,
форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического
сотрудничества, главным критерием которого
становится экономическая эффективность,
соотношение доходов и расходов производителей
и потребителей материальных благ и услуг.
Второй характерной чертой
внешнеэкономических отношений стран
региона на современном этапе является
переход от планово-административных
форм протекционизма к либерализации
внешнеэкономической деятельности.
Такой переход предполагает:
1) отмены или существенное
уменьшение количественных ограничений
во внешней торговле и переход
к преимущественно экономическим
методам регулирования внешнеэкономической
деятельности;
2) сближение структур
и уровней внутренних и мировых
цен на основе свободного ценообразования
почти на все виды продукции
и услуг;
3) последовательное снижение
ставок экспортного тарифа и
внедрение унифицированного импортного
тарифа;
4) переход к конвертируемости
национальных валют для резидентов
и нерезидентов сначала по
текущим, а впоследствии и по
капитальным операциям, установление
единого курса национальной валюты;
5) поддержка экспорта
и расширение рынков сбыта
отечественной продукции;
6) поощрение импорта капитала,
создание совместных предприятий,
участие иностранного капитала
в процессе приватизации.