Особенности развития экономики стран Восточной Европы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:58, реферат
Краткое описание
К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов. Первый этап (1945-1980 гг.) - это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики.
Структура ОПЕК состоит из Конференции,
комитетов, совета управляющих, секретариата,
генерального секретаря и экономической
комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является
Конференция, состоящая из делегаций (до
двух делегатов, советники, наблюдатели),
представляющих государства-члены. Совет
управляющих может быть сравнен с советом
директоров в коммерческом предприятии
или корпорации. Экономическая комиссия
- специализированное структурное подразделение
ОПЕК, действующее внутри Секретариата,
задачей которого является оказание содействия
организации в стабилизации нефтяного
рынка. Межминистерский комитет по мониторингу
мониторингом (ежегодной статистикой)
ситуации и предлагает конференции действия
по решению соответствующих проблем. Секретариат
ОПЕК функционирует как штаб-квартира.
Он отвечает за выполнение исполнительных
функций организации в соответствии с
положениями Устава ОПЕК и распоряжениями
Совета Управляющих.
В 1976 году ОПЕК организовала
Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира
в Вене, первоначально эта организация
называлась Специальный фонд ОПЕК). Это
многосторонний финансовый институт в
области развития, который содействует
сотрудничеству между государствами -
членами ОПЕК и другими развивающимися
странами.
Особое место в экспорте капитала
из стран-членов ОПЕК занимает помощь
и кредиты другим развивающимся государствам.
В отличие от средств, рециклированных
на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом
независимой национальной политики в
сфере вывоза капитала.
Страны-члены ОПЕК предоставляют
помощь главным образом в рамках двусторонних
или региональных отношений. Некоторая
часть средств поступает в развивающиеся
страны при посредничестве МВФ и МБРР.
2.8 Европейское объединение
угля и стали (ЕОУС) и Европейское
сообщество по атомной энергии
(ЕВРОАТОМ)
Это отраслевая интеграционная
организация, входящая, наряду с Европейским
сообществом и Европейским сообществом
по атомной энергии (Евратом), в состав
Европейского союза. Членами ЕОУС являются
те же 15 стран, а руководящие органы объединения
(с 1967 г.) те же, что и для Европейского сообщества
и Евратома. Штаб-квартира ЕОУС находится
в г. Брюсселе. Договор об учреждении ЕОУС
был подписан в г. Париже 18 апреле 1951 г. сроком
на 50 лет, вступил в силу 25 августа 1952 г.
Официальной целью ЕОУС являлось создание
общего рынка для продукции угольной и
металлургической промышленности стран-членов;
содействие рациональному размещению,
расширению и модернизации прозводства
в указанных отраслях; обеспечение свободного
доступа к производственным ресурсам
и нормальных условий конкуренции во внутрирегиональной
торговле углем и сталью .
Таким образом, органы ЕОУС
имеют полномочия по регулированию производства
и сбыта угля и стали в странахчленах.
Объединение контролирует практически
всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки
чугуна и стали, около половины добычи
железной руды в Западной Европе. Формирование
общего рынка угля и стали завершилось
в 1957 г. Опыт ЕОУС был использован при создании
Европейских сообществ.
В последующие годы деятельность
ЕОУС была направлена в первую очередь
на преодоление последствий хронического
структурного кризиса в угледобывающей
промышленности и черной металлургии
(включая меры по сокращению производственных
мощностей сталеплавильных предприятий
стран-членов). Бюджет ЕОУС, являющийся
частью единого бюджета трех сообществ,
составил в 1996 г. 262 млн. ЭКЮ, в том числе
117 млн. было ассигновано на выплату пособий
и переквалификацию рабочих, 85 млн. - на
научные исследования в целях модернизации
и повышения эффективности производства,
40 млн. ЭКЮ - на конверсию предприятий .
Европейское сообщество по
атомной энергии (Евратом), одно из Европейских
сообществ, создано 6 государствами-членами
в 1958 с целью объединения ресурсов ядерного
сырья и атомной энергетики стран-участниц.
Штаб - квартира в Брюсселе. В соответствии
с Договором Европейское Сообщество по
Атомной Энергии занимается научно-техническими
исследованиями и распространением технических
знаний в области атомной энергии; разрабатывает
единые нормы безопасности для защиты
здоровья населения; содействует инвестициям
в атомную энергетику и осуществляет контроль
за надлежащим использованием ядерных
материалов. Для этих целей в рамках Европейское
Сообщество по Атомной Энергии создан
ряд специализированных органов: Агентство
по снабжению (обладает исключительным
правом заключать контракты на поставку
расщепляющихся материалов как внутри,
так и за пределами Сообщества), Консультативный
комитет в области ядерных исследований,
Научно-технический комитет, а также Объединенный
исследовательский центр, в состав которого
входят 9 институтов, изучающих вопросы
безопасности эксплуатации реакторов,
переработки ядерного топлива и захоронения
радиоактивных отходов, взаимодействия
ядерной энергетики с окружающей средой,
биологической защиты и др. Европейское
Сообщество по Атомной Энергии поддерживает
тесные контакты с международными организациями,
такими, как Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) и другими, а также имеет соглашения
о сотрудничестве с США, Канадой и некоторыми
другими странами. Финансирование деятельности
Европейское Сообщество по Атомной Энергии
осуществляется за счет средств общего
бюджета ЕС, а также путем размещения займов
на рынке капиталов .
Заключение
В основе природы международной
экономической интеграции всегда лежали
процессы международной специализации
труда и производства. Но одно дело - практика
разделения труда и специализация внутри
страны, регулируемые системой государственной
внутренней экономической политики (налоги,
таможенные пошлины, государственный
заказ, цены и др. меры). И другое дело -
относительно стихийное развитие международного
разделения труда в рамках международного
экономического сотрудничества, где властвуют
сегодня законы не социальной целесообразности
или технологической необходимости, но,
прежде всего - законы силы (любой формы
ее проявления), с позиции которой и «планируется»
перспектива интегрированности в мировую
систему. Более приоритетным для сильных
стран являются политические (экономические)
интересы с целью поддержания высокого
уровня своей социально-экономической
стабильности, конкурентоспособности
и насыщенности рынка соответствующего
региона мира.
Вместе с тем объективный процесс
организации и развития новых производств
(например, космос, авиастроение, добыча
и переработка полиметаллов и другого
сырья глубоко под землей или на шельфах
океана) связан с огромными расходами
на научные исследования, опытно-конструкторские
разработки и т.д. (например, строительство
международной космической станции «Альфа»
(США, Западная Европа и Россия), строительство
транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш
(Франция и Англия) и др.). Все это заставляет
по-новому взглянуть на целесообразность
и конструктивность международного сотрудничества
Европа шла к своему экономическому
союзу полвека. Многие годы формировалась
зона свободной торговли в Северной Америке.
Не в одночасье возникли мировые интеграционные
объединения в Азии и Латинской Америке.
Но и по сей день, они вынуждены сообща
преодолевать множество противоречий,
чтобы шаг за шагом продвигаться к общим
геостратегическим ориентирам.
Такого времени в запасе у стран
СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия,
перед лицом нового исторического вызова
они получили уникальную возможность
обретения своего достойного места в мире.
Критическое осмысление прожитых вместе
лет, взаимные терпимость и доверие, совместное
стремление к взаимоприемлемым решениям
позволяют с оптимизмом смотреть в будущее,
хотя бы потому, что любой иной путь - это
возвращение в прошлое, это путь в никуда.
Список литературы
1. Особенности экономической
интеграции в странах Западного
полушария. // Бики. 2001. №144 с 4 - 5.