Особенности развития экономики стран Восточной Европы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:58, реферат
Краткое описание
К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов. Первый этап (1945-1980 гг.) - это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики.
2. Асимметрия уровней
развития между высоко развитыми
странами (США и Канада) и развивающейся
Мексикой.
3. Асимметрия интенсивности
двусторонних экономических отношений
(США - Канада, США - Мексика), отсутствие
зрелых экономических отношений
между Канадой и Мексикой. Так
доля Мексики во ВТО Канады
в 1993 году составила чуть более 1%.
Экономический эффект НАФТА
основан на резком увеличение американского
экспорта, а отсюда увеличение занятости
(в 1994 году американский экспорт возрос
на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе
трудоемких, наукоемких и грязных производств
в Мексику позволит снизить издержки производства
и повысить конкурентоспособность товаров
(GM, FORD, Crysler намерены повысить капиталовложения
в Мексику, тем самым повысить прибыль
более чем на 10%). Получение больших финансовых
вливаний ожидается за счет либерализации
миграции капитала (до 8% ВВП Мексики)
2.3 Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Создана в 1967 году как договор
5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины,
Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила
Бруней, а в 1995 году - Вьетнам
АСЕАН является самой влиятельной
группировкой среди развивающихся стран.
Серьезное экономическое сотрудничество
начало развиваться с 1976 года, с момента
принятия Декларации согласия и программы
действий и подразумевало 4 сферы взаимного
экономического сотрудничества:
· Преференциальный доступ
товаров в рамах взаимной торговли топливо
и продовольствие;
· Сотрудничество в сфере торговли
(при совместном выходе на внешние рынки
и рынки третьих стран);
· Производственное сотрудничество;
· Экономические связи выработка
общей позиции по экономическим проблемам,
представляющим общий интерес для всех
членов.
В ходе работы Ассоциации в
1977 году создана зона преференциальной
торговли на 20 товаров. Через год количество
товаров было доведено до 70 при размере
преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года
преференции доведены до 50% на 12700 товарных
позиций. Первый проект создания зоны
свободной торговли осуществлен в 1987 году,
а в 1989 году была создана концепция создания
треугольников экономического роста (по
предложению министра экономики Сингапура).
В первый «треугольник» вошли: Сингапур,
Малайзия, Индонезия (у последних двух
- административно-экономические районы).
Он получил название «Южный треугольник».
В 1992 году состоялся Сингапурский саммит
стран участниц АСЕАН, на котором принято
решение о создании зоны свободной торговли
АВТА. Она должна быть создана к 2008 году
(за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной
торговле производственными и переработанными
сельскохозяйственными продуктами (пошлины
на некоторые товары до 5%). В рамках производственного
сотрудничества был осуществлен только
один проект - строительство завода по
производству химического удобрения .
В рамках АВТА планируется осуществить
отмену пошлин, устранение количественных
ограничений, гармонизацию национальных
стандартов, взаимное признание сертификатов
качества, устранение ограничений на движение
капитала, проведение консультаций по
осуществлению макроэкономической политики
с целью координации последней. К настоящему
моменту Малайзия сократила или отменила
пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле.
Индонезия и Филиппины сняли ограничения
на иностранные капиталовложения в энергетику
и телекоммуникационные услуги. Таиланд
снял ограничения на ввоз автомобилей.
Основной экономический эффект
ассоциации основан на создании крупного
объединенного рынка с общей численностью
населения в 330 млн. человек и ежегодным
совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании
инвесторов третьих стран вкладывать
капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение
капитала)
Латиноамериканская ассоциация
интеграции (ЛАИ)
- крупная интеграционная
группировка, созданная в 1980 году, заменила
существовавшую до этого ЛАСТ,
которая просуществовала с 1961 по
1980 год .
Цель ЛАИ - создание латиноамериканского
общего рынка на базе уже сложившегося
в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются
11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:
- более развитые (Аргентина,
Бразилия, Мексика);
-средний уровень (Венесуэла,
Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
- наименее развитые (Боливия,
Парагвай, Эквадор).
Члены ЛАИ заключили между собой
соглашение о преференциальной торговле
и менее развитым странам со стороны более
развитых предоставляются преференции.
Высшим органом ЛАИ является
Совет министров иностранных дел, исполнительный
орган - Конференция оценок и сближения
- изучает уровни экономического развития,
возможные направления интеграции, ее
воздействие на экономику, разрабатывает
стадии и задачи интеграционных процессов;
собирается 1 раз в год. Постоянный орган
- Комитет представителей. Штаб-квартира
- в Монтевидео (Уругвай)
группировка экономический
интеграционный союз
Карибское содружество
и общий рынок (КАРИКОМ)
Является наиболее устойчивой
группировкой. Созданный в 1973 году, на
основе договора, подписанного в Тринидад
и Тобаго, он включает 16 стран Карибского
бассейна и в отличие от всех интеграционных
группировок объединяет не только независимые
государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной
ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные
отделения; наиболее продвинутыми с точки
зрения региональной интеграции являются:
Карибский общий рынок в рамках
КАРИКОМ, где полностью ликвидированы
торговые ограничения между Барбадосом,
Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой
и Антигуа. Эти страны одобрили единый
таможенный тариф по отношению к товарам
третьих стран, т.е. это фактически таможенный
союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые
товары. Треть взаимной торговли составляют
нефтепродукты.
Восточно-карибский общий рынок,
включающий в себя наименее развитые страны;
в нем наблюдается тенденция к созданию
общей валюты и совместного ЦБ.
В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал
кризисные явления, связанные с нефтяным
и общеэкономическим кризисами, увеличившими
внешнюю задолженность. В настоящий момент
происходят позитивные перемены.
В 1992 году участники содружества
добились резкого падения таможенных
пошлин (приблизительно на 70%). Особенно
удачно идет интеграция в области регулирования
сельскохозяйственного производства
(документ «Время действовать»). Была предложена
новая модель интеграции на основе тенденции
к ослаблению государственного вмешательства.
С 1995 года на территории содружества введено
свободное перемещение граждан и отмена
паспортного режима .
2.6 Содружество независимых
государств (СНГ)
Создано 8 декабря 1991 года. Соглашение
о его создании подписали руководители
Республики Беларусь, Российской Федерации
и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате
главы одиннадцати суверенных государств
(кроме прибалтийских государств и Грузии)
подписали Протокол к этому Соглашению,
в котором подчеркнули, что Азербайджанская
Республика, Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская
Республика, Республика Молдова, Российская
Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан и Украина на равноправных
началах образуют Содружество Независимых
Государств. Участники встречи единодушно
приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую
приверженность бывших союзных республик
к сотрудничеству в различных областях
внешней и внутренней политики, провозгласившую
гарантии выполнения международных обязательств
бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре
1993 года, к Содружеству присоединилась
Грузия. Содружество Независимых Государств
действует на основании Устава, принятого
Советом глав государств 22 января 1993 года
[6, с. 47].
Содружество Независимых Государств
не является государством и не обладает
наднациональными полномочиями. В сентябре
1993 года главы государств Содружества
Независимых Государств подписали Договор
о создании Экономического союза, в котором
заложена концепция трансформации хозяйственного
взаимодействия в рамках Содружества
Независимых Государств с учетом сложившихся
в нем реалий. В основе Договора лежит
понимание его участниками необходимости
формирования общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении
товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;
выработки согласованной денежно-кредитной,
налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической
политики; сближения методов регулирования
хозяйственной деятельности, создания
благоприятных условий для развития прямых
производственных связей.
На заседании в Бишкеке(1998) главы
правительств утвердили программу первоочередных
действий по формированию единого экономического
пространства, в которой оговариваются
действия по сближению законодательств,
таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие
отраслей и предприятий трех республик.
Также, разрабатываются конкретные
проекты по созданию новых консорциумов
в области нефти и газа, геологоразведки,
агропромышленного комплекса.
На начало 2000 года на территории
СНГ проживало 283 млн. человек, в основном,
жителей пяти государств - России (146 млн.),
Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана
(24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные
семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию,
Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан
- припадает чуть более 36 миллионов человек.
Страны альянса в последнее
время выкачивают из своих недр более
400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых
объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ
добывается почти треть от мировых объемов,
угля 500 млн. тонн, или почти 12% мировой
добычи. В государствах Содружества производят
11% мировых объемов электроэнергии, 15%
- первичного алюминия, около 30% - никеля,
свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений,
выплавляют без малого 11% стали, поставки
которой в третьи страны составляют 16%
мирового стального экспорта. Около 20%
рынка вооружений припадает на государства
СНГ, а в исследовательских центрах Содружества
трудится 12% ученых мира, что говорит о
том что у Содружества есть научная база
достаточная для развития в должной мере.
Таким образом, государства
СНГ располагают мощнейшим природным,
производственным и научно-техническим
потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов,
потенциально возможная емкость рынков
стран СНГ составляет примерно 1600 млрд.
долларов, а достигнутый уровень производства
они определяют в пределах 500 млрд. долларов.
Рост ВВП и промышленного производства
на территории СНГ, являются важными тенденциями
развития стран-участников, их отношений
и соответственно экономической интеграции
стран Содружества. Так, например, за десять
месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года вырос в большинстве
государств на 4-10%, в Азербайджане и Казахстане
он поднялся на 10,5%, в Армении и Кыргызстане
- на 4, в Беларуси и Украине - на 5%, в Таджикистане
- на 8,3%, а в Грузии составил 99,8% от ранее
достигнутого уровня. Промышленное производство
увеличилось в среднем на 9,7% (полюса - Казахстан
- 15,3% и Молдова - 2,3%). В Украине этот показатель
равен 11,9%, в Таджикистане - 10,4%, в России
- 9,8%, в Беларуси - 8,6%, в Кыргызстане - 7,9%,
в Азербайджане - 6,3%, в Грузии - 6,2%. Правда,
высокий уровень этих и некоторых других
показателей во многом обусловлен низкой
базой сравнения. Общий объем взаимной
торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года
перешагнул за 43 млрд. долларов, что на
39% превышает стоимостные показатели 1999
года, в т.ч. экспорта на 41%, импорта - на
38%. Случился этот стремительный прирост
во многом из-за непомерного роста цен
производителей промышленной продукции.
В Беларуси они поднялись почти втрое,
в Узбекистане - на 57%, в Таджикистане и
Казахстане - на 45-47%, в остальных странах
(кроме Армении и Грузии, где рост выразился
соответственно в 0,9% и 6%) цены увеличились
на 30-39%.
2.7 Организация стран-экспортеров
нефти (ОПЕК)
- добровольная межправительственная
экономическая организация, задачей
и главной целью которой является
координация и унификация нефтяной
политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения
стабилизации цен на нефтепродукты на
мировом и международных рынках нефти
с целью избежания колебаний цен на нефть,
имеющих вредные последствия для государств-членов
ОПЕК. Основной целью является также возвращение
государствам-членам их инвестиционных
капиталовложений в нефтедобывающие отрасли
промышленности с получением прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные
поставщики нефти на мировой рынок-Венесуэла,
Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия
- основали Организацию стран-экспортеров
нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован
в Организации Объединенных Наций 6 сентября
1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК
утвержден на 2-й конференции в Каракасе
15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был
полностью пересмотрен. Позже также в
него вносились многочисленные изменения
и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится
около 40% мирового производства нефти.
Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась
в Женеве (Швейцария), но затем перебралась
в Вену (Австрия).
Позже, после создания организации
в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия
(1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.),
Эквадор (1973 г.) и Габон (1975 г.)
Кроме стремления увеличить
доходы от нефти, а в конечном итоге установить
национальный контроль над нефтяным хозяйством,
членов ОПЕК объединяло также то, что они-развивающиеся
страны, экономика которых финансировалась
в основном за счет нефти, и были объектами
эксплуатации со стороны нефтяного картеля
в принципе на основе одинаковых неравноправных
концессионных соглашений. |
В настоящее время в ОПЕК состоят
11 государств (Габон прекратил свое членство
в 1995 году, а Эквадор в 1992 году)
ОПЕК декларируются следующие
основные цели:
1. Координация и унификация
нефтяной политики государств-членов.
2. Определение наиболее
эффективных индивидуальных и
коллективных средств защиты
их интересов.
3. Обеспечение стабильности
цен на мировых рынках нефти.
4. Внимание к интересам
стран-производителей нефти и
необходимости обеспечения:
· устойчивых доходов стран-производителей
нефти,
· эффективного, рентабельного
и регулярного снабжения стран-потребителей,
· справедливых доходов от инвестиций
в нефтяную промышленность,
· охраны окружающей среды в
интересах нынешних и будущих поколений,
· сотрудничество со странами-нечленами
ОПЕК в целях реализации инициатив по
стабилизации мирового рынка нефти.