Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 00:01, реферат
Целью работы явилось исследование антимонопольного законодательства в США, выявление его основных принципов и особенностей и возможность его применения в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В первой главе - раскрыть процесс формирования антимонопольного законодательства в США, дать оценку основным положениям.
Во второй - вычленить основные принципы, на которых базируется современное антитрестовское законодательство в США
В третьей - выявить особенности современного антимонопольного законодательства в США и проанализировать возможности его применения в России.
Введение-----------------------------------------------------------------------------------------3
1. Антитрестовское законодательство--------------------------------------------------5
1.1.Антитрестовские законы-------------------------------------------------------8
1.2.Антитрестовское законодательство: результаты и влияния--------11
2.Формирование государственного антитрестовского законодательства в США до второй мировой войны--------------------------------------------------------12
2.1.Основные принципы современного антитрестовского законодательства в США-----------------------------------------------------------------17
3.Особенности современного антитрестовского законодательства в США и его применения в Казахстане----------------------------------------------------------22
Заключение------------------------------------------------------------------------------------26
Список использованной литературы--------------------------------------------------28
Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона — это просто попытка заострить и пояснить обтщие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана, напротив, был нацелен в большей степени на наказание существующих монополий.
ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ КОМИССИИ 1914г.
Этим законодательным актом была создана Федеральная торговая комиссия (ФТК) из пяти членов и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в особенности. ФТК была наделена властью расследовать нечестные конкурентные действия по своей собственной инициативе или по требованию понесших ущерб фирм. Комиссия могла устраивать публичные слушания по таким искам и при необходимости издавать запретительные предписания в тех случаях, когда были раскрыты "нечестные методы конкуренции в коммерческой деятельности".
Закон Уилера — Ли 1938 г. возложил на ФТК дополнительную ответственность за осуществление контроля над "вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле". В результате ФТК также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводящей в заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качестве продуктов1.
Закон о Федеральной тортовой комиссии имеет двойное значение: 1) этот акт расширил диапазон незаконного делового поведения и 2) он предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел.
ЗАКОН СЕЛЛЕРА—КЕФОВЕРА 1950 г.
Этот закон внес поправку в параграф 7 закона Клейтона, который, как вы помните, запрещает фирме приобретать акции конкурентов, если такое приобретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7 путем приобретения вещественных элементов активов (основных производственных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера—Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать вещественные элементы активов другой фирмы, когда результатом было бы Ослабление конкуренции.
1.2Антитрестовское
Какие возникают главные проблемы в истолковании и применении антитрестовских законов? И каков общий результат или влияние антитрестовского законодательства? Действенность любого закона зависит от решительности, с которой правительство проводит его в жизнь, и от того, как закон интерпретируется судами. На практике готовность федерального правительства применять законы претерпевала значительные изменения. Администрации, руководствовавшиеся философией невмешательства по отношению к предпринимательской монополии, иногда выхолащивали законы, просто игнорируя их или сокращая бюджетные ассигнования органам., отвечающим за соблюдение законов. Подобным образом и суды активнее или "прохладнее" относились к истолкованию антитрестовских законов. Временами суды решительно применяли их, близко придерживаясь духа и целей этих законов. В других случаях суды так истолковывали законы, чтобы все их использовать, но полностью выхолостить их содержание. Имея это в виду, давайте рассмотрим два главных спорных вопроса, которые возникают при толковании антитрестовских законов.
2.Формирование
Антитрестовская политика отличается от страны к стране. Эти отличия отражают разницу в экономических условиях и позицию государственных органов в отношении конкуренции. Данная политика направлена на регулирование отношений между участниками рыночного обмена - это положение является общим для антитрестовской политики каждой из стран. В США антитрестовское законодательство появилось в конце 19 века. Оно было направлено против картелей, фиксации цен и других подобных соглашений. Первым, и до сих пор считающимся наиболее важным федеральным “антитрестовским” статусом США, является “Акт, имеющий целью защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий” (1980 г.) - закон Шермана . Основные положения закона заключены в его первых двух разделах (статьях), посвященных защите торговли от незаконных сговоров и монополий. Раздел первый гласит: “Настоящим каждый контракт, объединение в форме треста или другом виде, сговор, направленный на ограничение торговли и коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными. Всякое лицо, которое заключит любой такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признаётся виновным в мисдиминоре и по осуждению подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным наказанием по усмотрению суда”. Во втором разделе закона говорится: “Всякое лицо, которое монополизирует или попытается монополизировать или объединяется, или сговаривается с другим любым лицом или группой лиц с целью монополизировать любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или иностранными государствами, признается виновным в мисдиминоре”.
Последующие разделы закона имеют главным
образом процессуальное значение. Окружным
прокурорам предоставляется право возбуждать
”под руководством генерального прокурора”
судебные дела в случае нарушения закона,
а окружным судам - рассматривать их. Эти
судебные дела могут по усмотрению прокуратуры
рассматриваться либо в уголовном, либо
в гражданском процессе. Лица, “ бизнесу
или собственности которым причинен вред”
в результате действий, предусмотренных
в первых двух разделах закона могут возбуждать
в окружных судах гражданские иски о возмещении
убытков в тройном размере с одновременным
покрытием стоимости процесса.
Неопределенные формулировки закона Шермана
развязали руки правительственным и судебным
органам США, позволили им приспосабливать
“ каучуковые” статьи этого закона к
интересам крупного капитала. Не случайно
буржуазная литература практически единогласно
признает, что “ акт Шермана относится
к числу наиболее смутных статусов ” в
США.
“Разумная гибкость” и “ мудрость” положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, в качестве того свойства, которое делает его основой “ антитрестовской политики “ США.
Однако ограниченность закона Шермана в первые два десятилетия его воздействия были настолько очевидны, что конгресс и правительство США время от времени вновь стали прибегать к антитрестовским маневрам, внося некоторые незначительные второстепенные изменения и дополнения к этому закону. После президентских выборов 1912 года, президент Вудро Вильсон в своем послании к конгрессу в январе 1914 года предложил реформу антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о преодолении неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых конкретных форм предпринимательских действий, ведущих к уничтожению конкуренции и установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны интересов “ здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914 году принял два новых антитрестовских закона - “ Акт о федеральной торговле комиссии “ и “ Акт , дополняющий существующие законы против незаконных ограничений и монополий и других целей “.
В США имеется наличие двух основных органов, осуществляющих контроль за соблюдением антитрестовского законодательства - Федеральная торговая комиссия и Министерства юстиции США. Основная идея “ Акта о федеральной торговой комиссии “, как это было провозглашено законодателем и признается до настоящего время американскими юристами, - это защита конкуренции. Федеральная торговая комиссия ( ФТК ) образована в 1914 году соответствующим законом и представляет собой независимый административный орган, обладающий специальными полномочиями в области применения антитрестовского законодательства, недопущения монополизации, пресечения недобросовестной конкуренции и нарушений прав потребителей. ФТК проводит расследование нарушений законодательства по собственной инициативе, по заявлению Генерального прокурора, указаниями президента или Конгресса, жалобам частных лиц. ФТК имеет право возбуждать иски и выдавать предписания о прекращении нарушении законодательства, требовать представление всей необходимой информации, обращаться в окружные суды и к административным судьям с целью принуждения к исполнению предписаний и наложения гражданско-правовых взысканий.
ФТК подчиняется непосредственно Президенту США и состоит из 5 уполномоченных, назначаемых и отстраняемых от должности Президентом США с совета и соглашения Сената.
Уполномоченные ФТК не в праве заниматься предпринимательской деятельностью, промыслом и работать по найму; не более чем трое из них могут быть членами одной политической партии.
ФТК возглавляется председателем, избираемым членами Комиссии. Аппарат ФТК состоит из следующих основных подразделений:
- секретариат;
- отдел защиты потребителей конкуренции;
- отдел судебных разбирательств;
- отдел связи с Конгрессом;
- отдел юридического консультирования;
- отдел связи с общественностью;
Проведение расследований осуществляется специальными бюро (Бюро экономики, Бюро конкуренции, Бюро защиты потребителей ). В состав Бюро конкуренции ФТК входят отделы судебных разбирательств, построенные как по отраслевому принципу, так и по видам нарушений антитрестовского законодательства.
ФТК имеет сеть региональных отделов. Широкими полномочиями в области применения антимонопольного законодательства обладает прокурор штатов, окружные прокуроры и окружные суды, наделенные правом судебного рассмотрения дел и заявления частных лиц .
Министерство юстиции наделено полномочиями применять антитрестовское законодательство, осуществлять следственные и обвинительные функции, возбуждать гражданские и уголовные дела, рассматриваемые окружными судами. Судебные решения, а так же отдельные действия министерства могут быть обжалованы в апелляционных судах и в Верховном суде США. В Министерстве юстиции США создано антитрестовское управление, основными структурными подразделениями которого являются:
- отдел конкурентной политики;
- отдел экономического регулирования;
- несколько отраслевых отделов;
- несколько отделов судебных дел;
- апелляционный отдел;
- отдел правовой политики;
- оперативный отдел;
- исполнительный отдел;
В дальнейшем положения антитрестовского законодательства были развиты и уточнены в акте Клейтона в 1914 году. Закон Клейтона направлен против слияния компании, то есть против той практики, которая получила широкое распространение в США с начала 20 века и использовалась монополистическими кругами, как для укрепления своих позиций в отношении конкурентных конкурентов, так и для усиления своего общего веса в экономике страны. Здесь говорится ,что ни одна компания, занятая в торговле не будет приобретать, прямо или косвенно, полностью или частично, акции или иной акционерный капитал другой, также участвующий в торговле корпорации, если результатом такого приобретения может существенное ослабление конкуренции между корпорации - той, ьи акции скупаются, и той, которая совершает покупку-или ограничения торговли в какой-либо части или районе страны или тенденция к установлению монополий в какой-либо сфере тторговли .
“Акт о федеральной торговой комиссии ” и “ Акт Клейтона ”явились дополнениями к закону Шермана и к антитрестовскому законодательству в целом. По единодушному свидетельству американских юристов, “ эти три важнейшие акта составляют законодательную основу антитрестовской политики “.
Закон возложил на комиссию обязанность
собирать и составлять путем расследования
информацию об организации управлении
корпораций, об их деловых операциях и так далее. В связи с этим ФТК получила
право требовать от корпораций, занятых
в межштатной торговле, представления
годовых отчетов и других деловых документов.
Комиссия должна также информировать
о нарушении антитрестовских законов
департамент юстиции и время от времени
публиковать “ в общественных интересах
” часть полученной информации, исключая,
однако, торговые секреты и тому подомное.
“Акт о федеральной торговой комиссии
”, также как и закон Шермана, характеризуется
неопределенностью использованных в нем
юридических терминов и конструкций. Закон,
в частности, не расшифровывает понятия
“ нечестных методов конкуренции ”, лежащего
в самой его основе, а всецело отдает его
на рассмотрение самой комиссии и федеральных
судов.
“ Акт Клейтона “ был принят в виде дополнения,
поправки к закону Шермана. Этот закон
даже не претендовал на борьбу с монополией
как таковой, он не содержал обобщений
и широких запретов. По словам американского
юриста Г. Остина, для закона Клейтона
характерен отход от “ прямой атаки на
монополию “ и “ нападение на предполагаемые
симптомы деспотического поведения предпринимателей
“. Его содержание сводилось к запрещению
отдельных наиболее грубых форм и методов,
используемых крупным капиталом США для
установления монополистического государства.
Второй раздел акта объявляет незаконной
дискриминацию в целях, если результатом
такой дискриминации может явиться “
существенное ослабление конкуренции
или тенденция к установлению монополий
...”. Это общее положение снабжено в законе
многочисленными оговорками и исключениями,
которые прямо указывают адвокатам корпораций,
таким образом можно обходить закон. В
акте предусматривается, что “ не запрещается
дискриминация в ценах, основанная на
разнице в сорте, качестве или количестве
проданного товара “.
Третий раздел закона Клейтона предусматривает запрещение ” связывающих контрактов ” - широко распространившейся практике, при которой крупные корпорации включали в свои договоры ( купли - продажи, аренды и так далее ) условия, запрещающие контрагенту заключать сделки с конкурирующими компаниями. Такие запреты до 1914 года уже встречались в законодательстве отдельных штатов. Запрещение связывающих контрактов в законе Клейтона, так и запрещение дискриминации в ценах сопровождается оговоркой о том что такие контракты должны повлечь за собой “ существенное ослабление конкуренции”, или “ тенденцию к созданию монополий”.