Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 00:01, реферат
Целью работы явилось исследование антимонопольного законодательства в США, выявление его основных принципов и особенностей и возможность его применения в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В первой главе - раскрыть процесс формирования антимонопольного законодательства в США, дать оценку основным положениям.
Во второй - вычленить основные принципы, на которых базируется современное антитрестовское законодательство в США
В третьей - выявить особенности современного антимонопольного законодательства в США и проанализировать возможности его применения в России.
Введение-----------------------------------------------------------------------------------------3
1. Антитрестовское законодательство--------------------------------------------------5
1.1.Антитрестовские законы-------------------------------------------------------8
1.2.Антитрестовское законодательство: результаты и влияния--------11
2.Формирование государственного антитрестовского законодательства в США до второй мировой войны--------------------------------------------------------12
2.1.Основные принципы современного антитрестовского законодательства в США-----------------------------------------------------------------17
3.Особенности современного антитрестовского законодательства в США и его применения в Казахстане----------------------------------------------------------22
Заключение------------------------------------------------------------------------------------26
Список использованной литературы--------------------------------------------------28
2.1.Основные принципы современного антитрестовского законодательства в США
После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “ Акт Селлера - Кефовера “, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. Американская печать до сих пор не перестает прославлять этот акт, который изображается ею как “ серьезный вызов ” крупному капиталу. В сущности же этот акт явился лишь подтверждением закона Клейтона о слияниях компаний которые получили крайне ограничительное толкование в судебной практике. В 1926 году Верховный суд США заявил, что закон Клейтона, воспрещающий покупку акций конкурирующего предприятия, не препятствует поглощению этого предприятия путем покупки ее заводов, оборудования и тому подобное. В 1934 году этот прецедент был дополнен указанием на то, что ФТК, имеющая право препятствовать корпорации скупать акции другой компании, не может запрещать слияние активов таких компаний. Поскольку в конце 40-х годов рост числа слияний и поглощению предприятий в американской экономике явно свидетельствовал о ее дальнейшей монополизации и стал вызывать большую тревогу у предпринимателей малого бизнеса США, конгресс вынужден был в “ акте Селлера - Кефовера “ специально обсудить политику слияния компаний, выражающуюся в объединении их активов и покупки имущества конкурирующих предприятий.
В новой реакции раздела 7 раздела закона
Клейтона гласил, что “ не она корпорация, занятая
в торговле, не будет приобретать, прямо
или косвенно, полностью или частично,
акции или иной акционерный капитал, и
не одна корпорация, находящаяся в юрисдикции
ФТК, не приобретает полностью или частично
активы другой корпорации, также занятой
в торговле, если в какой-либо сфере торговли
в какой-нибудь части страны результатом
такого приобретения может стать существенное
ослабление конкуренции или тенденция
к становлению монополий “. В измененном
тексте закона продолжают оставаться
оговорки. Так, для гигантских корпораций,
которые уже много лет назад обеспечили
себе монополистические позиции в экономике
США, большое значение имеет то обстоятельство,
что поправка 1950 года ( как в сое время
и сам закон Клейтона ) не может быть использовано
против слияний, совершенных до ее принятия.
Она не применяется к корпорациям, покупающим
акции исключительно для инвестирования,
а не в целях “ существенного ослабления
конкуренции “. Поправка не защищает и
организацию “ вспомогательных “ корпораций
для “ таких вспомогательных корпораций.
В 1952 году был принят “Акт Макгайра” (поправки
к “Акту о федеральной торговой комиссии“)
в котором участники соглашений получили
ясно выраженное право требовать соблюдения
фиксированных ими цен не только от фирм,
прямо присоединившихся к соглашению,
но и от тех компаний и отдельных лиц, которые
не являются участниками таких сговоров.
Этот закон был принят под предлогом охраны
интересов мелких промышленных и торговых
фирм. Он фактически легализовал практику
установления монопольных цен, которую
охотно используют и крупнейшие корпорации.
Однако открытые изъятия из антитрестовских
запретов были политически легко уязвимы,
и конгресс не мог тих использовать в широких
масштабах. Поэтому конгрессмены избрали
другой путь - они стали узаконивать такие
изъятия под видом установления прямого
административного контроля за деятельностью
монополий в отдельных сферах предпринимательства.
Этот путь в большей степени соответствовал
и общей тенденции в развитии американского
права, ведущей к созданию разветвленной
системы государственно-
Административные ведомства при осуществлении своих функций по контролю или регулированию наряду с другими соображениями экономического характера должны были также учитывать и возможное отрицательное воздействие той или иной предпринимательской практики на конкуренцию или на степень концентрации в данной отрасли экономики. Передача целых отраслей хозяйства из сферы антитрестовской юрисдикции в сферу общего административного регулирования означала, что антимонополистические принципы откровенно отодвигались на задний план, а практически - игнорировались. Специальное законодательство позволяло правительственным органам, ссылаясь на те или иные экономические факторы, открыто поощрять слияние крупных компаний поддерживать практику установления монопольных цен и тарифов и т.д.
Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.
В банковском деле процесс монополизации в 50-е годы получил особенно большой размах. Согласно данным американской печати в 1959 году в 16 крупнейших финансовых центрах страны четыре основных банка держали в своих руках свыше 60 % всех банковских активов. Число же независимых банковских единиц сократилось с 14174 в 1950 году до 13460 в 1960 году, хотя за этот период были уничтожены 887 новых банков. Этому процессу в известной степени благоприятствовало то обстоятельство, что к банковским слияниям не применялся раздел 7 закона Клейтона. Попытка министерства юстиции как-то приостановить этот процесс слияний с помощью судебных преследований по закону Шермана также не имела успеха. Единственное дело о банковских слияниях закончилось в 1959 году изданием согласованного решения , по которому слияние одобрялось, а слившимся банковским корпорациям предлагалось лишь учредить новый банк .
Во время разработки нового законопроекта министерство юстиции настаивало, чтобы раздел 7 закона Клейтона был прямо отнесен и к банковским слияниям. Однако конгресс предпочел пойти по другому пути, предложенному Федеральным резервным управлением и другими административными органами в сфере финансов. Новый закон был принят в виде поправки к “ Акту о федеральных страховых депозитах “ и предоставлял “ надзорные “ функции не министерству юстиции, а федеральным учреждениям, которые и ранее осуществляли регулирование в банковской сфере и были тесно связаны с финансовой олигархией США. Этот закон, именуемый обычно “ Актом 1960 года о банковских слияниях “, применяется к банкам, входящим в систему, гарантированную федеральной корпорацией по страховым депозитам. По закону для слияния национальных банков требуется одобрение со стороны генерального финансового контролера , а для остальных банков - согласие Скамьи директоров федеральной резервной системы или Федеральной корпорации по страховым депозитам. Эти органы при оценке слияний должны наряду с обычными финансовыми факторами рассматривать также “ воздействие сделки на конкуренцию “. Создавая видимость “ усиления “ антитрестовской политики, конгресс в акте 1960 года предусмотрел, что указанные выше федеральные органы, прежде чем дать согласие на слияние банков, должны запросить мнение генерального прокурора по поводу “ относящихся к делу условий конкуренции “. Но мнение министерства юстиции не является обязательным для соответствующего административного агентства.
Следующий момент, на который я бы хотела обратить внимание, касается применения антитрестовского законодательства в 80-е годы. Изменение в практике применения антитрестовского законодательства в значительной степени оформились под влиянием взглядов Чикагской школы экономистов. Представители этой школы известны своим критическим отношением к государственному вмешательству в рыночные отношения. Подвергая серьезной критике проводимую антитрестовскую политику, они утверждают, что единственной причиной монополистических искажений рынка является само государство. В частности, утверждается, что именно государство создает искусственные барьеры на пути появления новых фирм ( патенты, лицензирование ), что государственное субсидирование сельского хозяйства ведет к снижению цен и снижению производства, а тарифы и квоты ограничивают внешнюю торговлю, благотворно воздействующую на национальную экономику. Антитрестовское же регулирование должно применяться только в тех случаях, когда действия отдельных фирм подрывают конкуренцию, препятствую доступу на рынок других фирм или используя свои рыночные возможности для ограничения производства.
3. Особенности современного
антитрестовского
В третьей главе я бы хотела обратить внимание на особенности антитрестовского законодательства в США и возможность его применения в Казахстане.
Современное антитрестовское законодательство США имеет ряд особенностей. Главная особенность антитрестовского законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они либо способны осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. К настоящему времени в результате долговременной концентрации производства и капитала олигополия сложилась в преобладающим большинстве отраслей капиталистической экономики. Вне сферы антимонопольного законодательства остаются лишь 3 группы отраслей. Во-первых, отрасли, где не сложилась олигополия, т.е. существует большое число относительно мелких производителей. Во-вторых, отрасли, которые связаны с так называемой монополией, т.е. требуют для своего функционирования единой организационно-правовой системы. И, в-третьих, некоммерческие виды деятельности (в том числе благотворительные, общественные организации и прочее).
Что касается второй особенности, то в современный период антитрестовское законодательство в значительной степени основывается на принципах, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских позиций можно трактовать как монополистическую, оценивается прежде всего с точки зрения воздействия на эффективность экономики. Если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, то она не подвергается антимонопольным санкциям.
Третья особенность антитрестовского законодательства - это существование 2-ух путей его реализации - судебно-законодательного и административного. Законодательное регулирование возложено на Министерство юстиции и суды; оно предусматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитрестовского закона, причем истцом и ответчиком может быть любое физическое или юридическое лицо - отдельный гражданин, частная компания или государственная организация. Если компания-ответчик признается виновной в нарушении антитрестовского закона, против ее применяются уголовные или гражданско-правовые санкции. В последние же годы такие санкции применяются чаще всего в связи с появившимися теперь особым видом ценового сговора - фиксированием ставок в торгах на получение государственных контрактов.
Нередко антитрестовские дела завершаются мировым соглашением - компромиссом сторон. Зачастую это связано как со сложностью судебного рассмотрения антитрестовских дел, так и с их дороговизной. По этим причинам при практическом осуществлении антитрестовского законодательства широко используется и административный путь.
К административным средствам
регулирования можно отнести
многочисленные “ инструкции
“ и “ руководства “, выпускаемые
“ ФТК “ в дополнение к
антитрестовским законам. Административные
расследования нарушений
Применительно к современному Казахстану можно сделать следующие выводы. Опыт США с их наиболее последовательной антимонопольной политикой, можно использовать в Казахстане с учетом таких ее условий, как сверх монопольный характер экономики, в которых на большинстве рынков (отраслевых и региональных) функционирует один производитель, но в таких условиях деятельность антимонопольных законов западного образца, рассчитанных на множественность производителей в рамках олигополий, заметно снижается, если вообще не сводится к нулю. Из американского опыта для Казахстана особый интерес представляет длительное регулирование отраслей, связанных с естественной монополией. Это опыт, на мой взгляд, в казахстанских условиях подходит не только для аналогичных отраслей, но и для ряда отраслей, технологически не связанных с естественной монополией, но поставленных на длительный период в подобные условия прошлым историческим развитием. К сожалению, ныне подобная практика используется в Казахстане либо весьма ограниченно, либо вообще отвергается со ссылками на ее якобы связь с командно-директивной экономикой ( абсурдность последнего довода очевидна из опыта США). В Казахстане в качестве наиболее действенных средств борьбы с монополизмом уповают теперь на приватизацию и импорт иностранных товаров. Что касается приватизации, то, независимо от принципиальной оценки ее казахстанского варианта, она не может служить действенным средством преодоления монополистических тенденций хотя бы потому, что лишь переводит монополии из государственной в частную собственность, не ликвидируя их. Импорт иностранных товаров, в его нынешнем виде служит неконкурентном отечественному производству, а выступает как дополнительный фактор разрушения.
Следовательно, формирование и проведение
экономической политики, направленной,
с учетом казахстанской специфики, на
оптимальное сочетание монопольных и
конкурентных сил, должно стать важной
составляющей действенной программы возрождения
народного хозяйства Казахстана.
В соответствии со статьей 40 Закона Республики
Казахстан
В компетенцию Правления антимонопольного органа входят следующие вопросы:
1) определение приоритетов в
области формирования и
2) утверждение методик, отнесенных к компетенции антимонопольного органа;
3) принятие решений о согласии или запрете на экономическую концентрацию, о пересмотре или отмене этих решений;
4) одобрение ежегодного годового
отчета о состоянии
5) принятие решения об обращении
в суд с иском о
6) рассмотрение жалоб на
7) утверждение заключения по
результатам расследования
8) принятие решения о продлении срока расследования;
9) утверждение регламента работы
Правления антимонопольного
Заключение
В работе была осуществлена попытка осветить процесс формирования антитрестовского законодательства в США, дать оценку его основным положениям, выявить основные принципы и особенности современного законодательства в США. Данные вопросы были раскрыты в соответствии с использованной литературой. Особенно важным пунктом является выявление основных принципов антитрестовского законодательства и анализ возможности его применения в Казахстане. В результате исследования данной темы нами получены следующие выводы:
Антитрестовское законодательство в США не включает в себя требований которые детально регулируют данную сферу экономики, а состоит из нескольких положений, целью которых является поддержание конкуренции. Данные положения не ликвидируют тресты как таковые, но ограничивают ущемления партнеров и потребителей вызываемое их деятельностью.