Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
-охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
-проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………...3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕГО
ВИДЫ………………...................................................................................................5
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"………………...5
1.2 Классификация видов человеческого капитала……………………………….6
2 ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА..14
2.1Человеческий капитал: источники, формы, детерминанты……………….....14
2.2Воздействие человеческого капитала на рыночную экономику, исследования в экономически развитых странах…………………………..…...15
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………… ………………….19
3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала
Республики Беларусь……………………………………………………………….19
3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала…………………21
3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь……………………………………………………23
3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………

Вложенные файлы: 1 файл

Человеческий капитал + 2014.docx

— 310.09 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что для того, чтобы полно осветить понятие человеческого капитала, необходимо рассмотреть характеристику каждого его компонента.

Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, достаточно длительный период активной трудовой деятельности  - показатели, составляющие капитал здоровья - необходимы в каждой трудовой деятельности         [2, с. 22].

Мы осознаем все огромное, капитальное значение здоровья человека и нации от противного, при потерях здоровья и увеличении смертности населения.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его пенсионного возраста. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение здоровья, заболеваемость, инвалидность выражаются в нетрудоспособности. Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны и отдача от капиталовложений в здравоохранение.

Трудовой капитал составляют знания и профессиональные способности человека к  выполнению той или иной конкретной работы. Очевидно, что чем сложнее и, на мой взгляд, ответственнее форма труда, тем должны быть выше и требования к квалификации работника, его навыкам и опыту. Как отмечал П. Дрюкер: «Бизнес - это организация, определяющим фактором существования или разрушения которой является квалификация ее сотрудников... Но знания - это специфический ресурс человека. Знание нельзя найти в книгах. Там можно найти только информацию; но знание - это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности»  Современные тенденции широкого использования ресурсосберегающих технологий, инновационных систем предполагает рост уровня знаний работников всех категорий. В связи с этим требуются крупные вложения в систему образования. Необходимо не только реформировать  организацию учебного процесса в школах, ПТУ, техникумах, вузах, но и обеспечить материально-техническую базу учебных заведений, создать качественно новый уровень преподавания, а также создать широкую сеть центров по переподготовке и повышению квалификации работников. Только в этом случае трудовой капитал будет соответствовать требованиям времени.

Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. В современном мире именно люди, обладающие большим объемом знаний, информации, занимают более выгодные места в жизни. Материальное производство уходит на второй план, уступая место все расширяющейся сфере услуг. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение из-за высокой эффективности. Талантливые высококвалифицированные научные работники, ученые получают высокие доходы от интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная, творческая деятельность является пока уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов [20].

Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высоко доходной отраслью экономической деятельности.

 

       Труд предпринимателя и менеджера имеет существенную специфику по сравнению с другими видами труда. Предприимчивость и деловая сметка, новаторство, организаторские способности и высокая ответственность, чувство бережливости и экономии, умение разумно рисковать, энергия  и сила воли требуются для ведения бизнеса или управления. Большое значение и уникальность данных предпринимательских способностей признают большинство экономистов. Предпринимательские привилегии - владение огромными ресурсами, ноу-хау, коммерческими секретами позволяют превратить их в особый вид человеческого капитала - организационно-предпринимательский капитал.

Организационно-предпринимательский капитал - один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его развитие являются все более продуктивными [20].

Категория культурно-нравственного капитала в рамках социологических наук обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.

 Высокая культура и  нравственность человека сегодня  также необходимы в производстве как квалификация и интеллект. Врачебная деонтология, педагогическая и деловая этика, кодекс чести предпринимателя, трудовая и бытовая мораль создают здоровый нравственно-психологический климат в коллективах, повышают производительность труда и доходы. Репутация работника, имидж фирмы столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Конечно, сохраняются тенденции отчуждения, эгоизма и конфликтности, но на их преодоление нужны дополнительные средства и усилия. Потому культурно-нравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала  во всех отраслях деятельности.

           Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики. В свое время К. Маркс говорил о том, что капитал бесплатно присваивает достижения науки, так же как и разделение труда Разделение труда, как элемент общественной организации производства является примером социального капитала, эффект от использования которого присваивается субъектами хозяйствования [20].

К элементам общественной организации относятся социальные нормы, доверие, так называемые социальные сети – совокупность общественных неформальных объединений, интерперсональные связи (личные, семейные, деловые). Их задача состоит в создании условий для координации и кооперации труда ради взаимной выгоды.

Социальный капитал связан с тем, что каждый экономический субъект тем или  иным способом включен, интегрирован в систему социальный отношений. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных (интерперсональных) экономических отношений.

В западной литературе социальный капитал определяется как «характерные черты социальной жизни — взаимодействие, нормы и доверие, — которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей» [20]. The World Bank дает следующее определение: «Социальный капитал относится к социальным Институтам, взаимоотношениям и нормам, которые формируют качество и количество взаимодействий между людьми в обществе... Социальный капитал — это не просто сумма этих институтов, которые являются фундаментом общества, это тот клей, который удерживает их вместе» [20]. The World Bank также отмечает, что социальный капитал можно представить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Они включают в себя социальные контакты и связанные с ними нормы, которые влияют на общество, производительность и благосостояние [20].

Социальный капитал — это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Он создается, благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен.

Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский или бренд-капитал. Деятельность фирмы, обладающей клиентским капиталом, становится социально-экономической деятельностью, а саму фирму можно назвать «мета-предприятием», вовлекающим пользователя в «совместное создание и усовершенствование потребительских ценностей, ибо покупатель выступает судьей в последней инстанции всех созданных компанией продуктов и услуг» [20].

Еще в 1993 году Э. Гроув сформулировал  одно из необходимых условий выживания несовершенного конкурента в сильно конкурентной среде. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные, в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, а сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги + их потребители + их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительно обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос. После того,  как определенный продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.

 Конкурентная среда, в  которой действуют фирмы в  современной экономике, непрерывно  изменятся под воздействием инноваций. Высокие темпы таких изменений  усложняют условия, при которых  фирма может добиться успеха. Одним из таких условий является  наличие у фирмы значительного  структурного капитала. Структурный  капитал – это способность  фирмы управлять своей организационной  структурой, приспосабливаясь к  меняющейся конъюнктуре рынка  и одновременно изменяя ее  в выгодном для фирмы направлении. Такой капитал тем больше, чем  значительнее свободы сотрудников  фирмы – носителей человеческого  капитала. И тем ценнее, чем выше  неопределенность и конкурентоспособность  среды, в которой действует фирма. Эффективный структурный капитал  фирмы может возникнуть только  там, где «идеи ценятся выше, чем  положение по иерархической лестнице» [20].

 Еще одной формой  отчуждаемого человеческого капитала  можно считать организационный  капитал. По своей сути это  систематизированная и формализованная  компетентность компании плюс  системы, усиливающие ее творческую  эффективность, а также организационные  возможности, направленные на создание  продукта и стоимости. Организационный  капитал включает в себя:

  1. капитал инновации, к которому относят защищенные коммерческие права, интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, которые обеспечивают способность компании к обновлению;
  2. капитал процессов, который может быть представлен, например, системами производства, сбыта, послепродажного сервиса и др., в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта.

Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники. Его можно описать как внедренные знания или институциализированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий в доступных и легко расширяемых базах данных. Организационный может включать в себя определенную информацию, которая записана в базах данных, в инструкциях и стандартах по выполнению процедур, или же неписаные знания, которыми можно овладеть, обменяться или, насколько возможно, кодифицировать их.

Таким образом, структуру видов человеческого капитал можно представить следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1.Структура видов человеческого капитала

 

Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал)

Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал)

Капитал здоровья

Социальный капитал

Культурно-нравственный капитал

Брен-капитал

Трудовой капитал

Структурный капитал

Интеллектуальный капитал

Организационный капитал

Организационно-предпринимательский капитал

 

 Источник: [20].

На основе комбинирования различных походов к классификации человеческого капитала можно предложить более укрупненную структуру его видов по уровням и собственности. Данная классификация представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности [20].

                   

Данная классификация видов человеческого капитал позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал.

Таким образом, человеческий капитал является основой интеллектуальных  ресурсов  организации, и включает в себя такие качества, как знание,  опыт,  мотивация,  лояльность  и  умение  работать  в  команде.

 

 

 

 

 

 

2 Формирование и накопление человеческого капитала

 

2.1 Человеческий  капитал: источники, формы, детерминанты

 

Сегодня обращение к проблематике  человеческого капитала обусловлено современным состоянием общества передовых развитых стран и мировой экономической системы. Передовые развитые страны находятся на постиндустриальной стадии развития.  К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и социальной жизни. Знания и информация становятся важнейшими факторами производства. Складывается  информационное общество. В этих условиях возрастает значение высокого качества рабочей силы. Современный наемный работник – это специалист высокой квалификации, интеллектуально, физически и духовно развитая личность. 

Информация о работе Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь