Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ и способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
-охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
-проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………...3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕГО
ВИДЫ………………...................................................................................................5
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"………………...5
1.2 Классификация видов человеческого капитала……………………………….6
2 ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА..14
2.1Человеческий капитал: источники, формы, детерминанты……………….....14
2.2Воздействие человеческого капитала на рыночную экономику, исследования в экономически развитых странах…………………………..…...15
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………… ………………….19
3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала
Республики Беларусь……………………………………………………………….19
3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала…………………21
3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь……………………………………………………23
3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………
Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует о том, что наиболее благоприятными и находящимися на уровне стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала в Беларуси являются индексы уровня образования и уровня грамотности взрослого населения (приложение Б).
Показательно, что Республика Беларусь опережает все страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99,6%) и подросткового населения (99,8%). Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси.
Кроме того по удельному весу расходов на образование наша страна уступает лишь 15 странам из группы стран с высоким уровнем человеческого развития.
К тому же, за последние 10 лет в Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствовало увеличению насыщенности экономики страны высококвалифицированными кадрами. Доля работников, имеющих высшее образование, возросла за этот период с 16 до 23,8% [7, с. 63] . По доле населения с высшим и средним специальным образованием, занятого в экономике (40,7%) Беларусь превосходит средний европейский уровень в два раза (21,2 % для стран ЕС) [13, с. 10].
Однако есть объективные основания считать нынешнею систему образования в Беларуси (в том числе и профессионального), на которую государством тратится около 4,5 % ВВП, недостаточно эффективной. Например, наиглавнейшей задачей любой образовательной системы является верный прогноз социально-экономического развития и организация подготовки соответствующих специалистов, или, как записано в Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, «…опережающий характер образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации». Однако до последнего времени наша образовательная система недостаточно эффективно «накапливала» соответствующий человеческий капитал, отдавая предпочтение капитализации традиционных знаний посредством таких же традиционных методик.
Если эта ситуация не изменится, явная диспропорция на рынке высококвалифицированной рабочей силы будет только усиливаться. Это значит, что номинальное увеличение доли работников с высшим образованием еще не говорит о преимуществе развития человеческого капитала в Беларуси и тем более не говорит о качестве системы образования [15, с. 21].
Стоит отметить, что уровень системы образования той или иной страны можно анализировать посредством рейтинга университетов мира, который публикуется в посвященном вопросам образованию приложении к газете Times.
В процессе создания последнего рейтинга был проведен опрос 2275 представителей сферы образования по всему миру. В числе критериев оценки следующие:
В список вошли 200 университетов из 31 страны. Все они, за исключением двух (мексиканский National Autonomous University и бразильский Sao Paulo), расположены в Северной Америке, Европе и Азии. В рейтинг вошли 54 американских, 24 британских и 17 австралийских университетов. Восточная Европа представлена двумя российскими вузами.
Второй год подряд первое место занял американский Harvard. В первой десятке есть лишь два неамериканских вуза: британский Cambridge (3 место) и французский Ecole Polytechnique (10 место). Нидерланды (10 университетов в списке) обошли Францию и Германию (по 9 университетов в списке), получив признание ведущей страны континентальной Европы в области высшего образования [17].
Печально отмечать, но это факт: университеты Беларуси не имеют тенденции вхождения в такие рейтинги, а значит и не имеют всемирно известной значимости. Однако исправление такой ситуации необходимо, поскольку, как отмечают британские эксперты, рейтинг вузов важен не только для них самих, но и для национальной экономики, поскольку крупные международные корпорации более охотно размещают свой бизнес в тех странах, где в долгосрочном плане гарантирована подготовка квалифицированных специалистов [18].
Таким образом, уровень развития системы образования в Беларуси нельзя однозначно оценить с помощью количественных показателей, включающих государственные расходы на образование, долю квалифицированных специалистов в экономике. Гораздо более весомыми в подобной оценке являются, на мой взгляд, качественные показатели, которые как раз и способны отразить реальную обстановку в развитии человеческого капитала.
3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь
На семинаре по вопросам инновационного развития Беларуси, состоявшемся еще в 2004 году Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики определил «… создание национального инновационного механизма как системы организационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных инновационных проектов. Они должны обеспечить процесс производства новых знаний, оперативное внедрение результатов исследования в реальном секторе экономики» [13, с. 10].
Такая задача непосредственно сопряжена с уровнем развития человеческого потенциала, поскольку именно человек способен генерировать новые идеи, и сам же человек способен управлять потоками этих идей, направляя их на путь реализации.
Учитывая, что постиндустриальная экономика, или, как ее еще часто называют, «новая экономика» характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации. Поэтому необходимо рассмотреть соответствующие показатели в контексте рассмотрения общей тенденции развития человеческого капитала в Беларуси.
Всего в экономике
в настоящее время
Наряду с прямой потерей высококвалифицированного персонала в науке замедлился процесс воспроизводства научных кадров. За период 1995 – 2013 гг. снизилась численность и результативность подготовки докторантов, причем крайне низкими являются показатели выпуска из докторантуры с защитой диссертации (приложение В).
Вместе с тем в эти годы наблюдался значительный рост числа организаций, ведущих подготовку докторантов (с 20 до 57), хотя в составе докторантов преобладают исследователи и преподаватели вузов. Среди них значительно меньше практических работников (управленцев, бизнесменов и др.), которые защищали докторские диссертации в качестве соискателей. Эта ситуация, скорее, носит отрицательный характер, поскольку ценность инновационных разработок как раз именно в практической направленности, внедряемости в реальный сектор экономики.
В последнее время активизировалась деятельность аспирантуры по подготовке научных кадров. И как позитивное явление следует отметить увеличение подготавливаемой к научной деятельности молодежи. Рост численности аспирантов научных и высших учебных заведений за период с 1995 по 2013 г. достиг 139%(4281 орг.), а количество организаций, ведущих их подготовку, возросло соответственно с 94 до 117. Вместе с тем следует обратить внимание, что выпуск меньше приема, т. е. аспиранты покидают обучение, не закончив образование. Это свидетельствует о необходимости повышения результативности деятельности докторантуры и аспирантуры, а также повышения престижа научной деятельности в целом, что требует внутренней и внешней мотивации молодого исследовательского потенциала.
Как уже отмечалось выше, «новая экономика» живет нестандартными идеями и решениями, которые генерирует высокоразвитый человеческий капитал.
О том, что в стране достаточно идей, говорит динамика патентной деятельности: наблюдается устойчивый рост не только поданных патентных заявок, но и выдачи патентов. Это в определенной мере связано с абсолютным ростом финансирования науки, которое за период с 1997 по 2012 г. в сопоставимых ценах возросло с 663,1 до 851,8 млрд руб (в 2014 планируется что эта сумма увеличится на 30%).
Вместе с тем следует отметить довольно негативную тенденцию падения доли расходов в ВВП на финансирование науки в Республике Беларусь, которая, наряду с другими факторами, видимо, обусловила и динамику показателя наукоемкости ВВП в нашей стране. Тенденция снижения наукоемкости ВВП в 2002 г. была приостановлена, и последние годы характеризовались некоторым ростом данного показателя: показатель наукоемкости ВВП в 2012 г. составил 0,8% [7, с. 64].
Низкий уровень наукоемкости белорусской экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, доля которой в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России. Как следствие, основу товарного экспорта Беларуси составляют продукция средней (18%) и низкой (78%) наукоемкости, являющейся более материало- и энергоемкой [13, с. 11].
Таким образом, в оценке уровня инновационного потенциала как составляющей интеллектуального капитала результативное значение имеют, на мой взгляд, именно качественные показатели, характеризующие не просто номинальный объем финансирования научной сферы, численность научных разработок и выпущенных научных кадров, а непосредственно качественный потенциал данных показателей. Очевидно, что характеризуя именно качественную сторону всех количественных показателей можно критически оценить существующую ситуацию, выделив необходимые направления совершенствования данной сферы. Среди этих направлений можно выделить следующие перспективные шаги: непосредственная практическая направленность инновационных разработок, мотивационный подход к молодой смене научного потенциала страны, повышение престижа инновационной деятельности, а также ориентация на общемировые показатели научного прогресса в целях сравнения и анализа.
3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала
В обеспечении качественного воспроизводства человеческого капитала важная роль принадлежит системе здравоохранения.
Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения является одним из важнейших государственных приоритетов в Республике Беларусь. В Беларуси сохранена социально ориентированная система здравоохранения. Развитая сеть лечебно-профилактических учреждений охраны здоровья представлена 705 больницами со 108,8 тыс. больничных коек, 2 022 амбулаторно-поликлиническими организациями, рассчитанными на 242,9 тыс. посещений в смену. Постоянно укрепляется материально-техническая база организаций здравоохранения, реконструируются и оснащаются новейшим оборудованием операционные блоки и реанимационные отделения больниц. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций за период с 1990 по 2012 гг. увеличилась на 37 % [14, с. 6 ]. Однако, Численность врачей за данный период снизилась на 11,1% и составила в 2009 г. 34647 чел. Как показывает анализ, уровень обеспеченности населения врачебными кадрами (32,54 на 10.000 чел. населения) и коечным фондом (110,7 на 10.000 чел. населения) является достаточно высоким и превышает соответствующие показатели развитых стран мира. В то же время Беларусь существенно уступает им по уровню технической оснащенности и состоянию материальной базы медицинских Целенаправленных вложений в здравоохранение и охрану окружающей среды входят генетические особенности, образ жизни, качество питания, условия труда и быта. Особенностью капитала здоровья является все более ускоряющийся его износ по мере достижения определенного возраста.
Следует отметить, что регулируемые системой здравоохранения Республики Беларусь показали поддерживаются на лучшем среди стран СНГ уровне: снижается младеньченская, детская, материнская смертность, общая инфекционная заболеваемость и др.
Вместе с тем непосредственное влияние па формирование человеческого капитана в стране оказывает демографическая ситуация, характеризующаяся процессом естественной убыли населения.
В результате суммарное снижение численности населения Беларуси за счет естественной убыли за период 1991-2012 гг. составило 4,8 % населения, что отрицательно сказывается на человеческом потенциале страны в общем, и на продуктивности человеческого капитала, в частности.
Причем особенностью депопуляции населения в нашей стране является одновременное снижение уровня рождаемости и повышение смертности, прежде всего среди лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин. Так, общий коэффициент рождаемости за период с 1990 по 2012 гг. снизился с 14,0 до 11,1 а коэффициент смертностит смертности за этот же период увеличился с 10,8 до 13,9.
Информация о работе Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь