Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ и способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
-охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческого капитала;
-проанализировать особенности реализации человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………...3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕГО
ВИДЫ………………...................................................................................................5
1.1 Сущность и содержание категории "человеческий капитал"………………...5
1.2 Классификация видов человеческого капитала……………………………….6
2 ФОРМИРОВАНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА..14
2.1Человеческий капитал: источники, формы, детерминанты……………….....14
2.2Воздействие человеческого капитала на рыночную экономику, исследования в экономически развитых странах…………………………..…...15
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………… ………………….19
3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала
Республики Беларусь……………………………………………………………….19
3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала…………………21
3.3 Состояние и перспективы инновационной составляющей человеческого капитала Республики Беларусь……………………………………………………23
3.4 Уровень здравоохранения Республики Беларусь как необходимая составляющая повышения уровня развития человеческого капитала………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………

Вложенные файлы: 1 файл

Человеческий капитал + 2014.docx

— 310.09 Кб (Скачать файл)

В настоящее время глобальной проблемой становится достижение стабильного (без перегревов и кризисов), устойчивого экономического развития. Мировая экономическая система нуждается в разработке такой концепции устойчивого социально-экономического развития, которая максимально была бы приближена к реалиям социально-экономической действительности и предоставила бы четкие практические рекомендации о путях достижения  такого развития. Внимание к человеческому капиталу обусловлено в последнее время явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование). Накопление человеческого капитала становится одним из важнейших условий достижения такого развития.

Человеческий капитал формируется в течении всей жизни, проходя следующие этапы [21]:

  1. До 7 лет идёт социализация ребёнка, формирование костно–мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы. В этом возрасте осваиваются начала культуры – язык, речь, основные принципы поведения и общения.
  2. С 7 до 17-18 лет дети учатся в школе. Цель школы – сформировать основы культурно-нравственного капитала, выявить и закрепить способности детей. Общее среднее образование закладывает базовый объём знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук.

Одновременно завершается социализация личности и к 14-18 годам человек получает гражданские права, что формально выражается в получении паспорта.

  1. С 16 до 25 лет через производственное обучение, профтехучилища, техникумы, высшее учебное заведение формируется трудовой капитал человека, совокупность способностей к конкретному труду. Одновременно на этом этапе жизненного цикла происходит формирование организационно-предпринимательского и интеллектуального капитала .

Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) «человеческого капитала» является инвестирование в него.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

- на поддержание здоровья;

- на получение общего  или специального образования;

- на поиск работы;

- на профессиональную  подготовку и переподготовку  на производстве;

- на миграцию по зависимым  и независимым от человека  причинам;

- на рождение и воспитание  детей;

- на поиск приемлемой  информации о ценах и заработках  и т.п.

Современный человеческий капитал как фактор развития формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.

В целом человеческий капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие. Чем больше  и последовательнее эти инвестиции, тем выше отдача от этого фактора производства, которая проявляется как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Для носителя рабочей силы высокое качество человеческого капитала находит выражение в более высоком уровне индивидуальных доходов, с теми поправками, которые вносит в процесс распределения доходов рынок труда. На уровне же общественного воспроизводства качество человеческого капитала выражается в эффективности производства и в темпах экономического роста, поскольку именно человеческий капитал является его основным источником, как было сказано ранее.

 

2.2 Воздействие человеческого капитала на рыночную     экономику,  исследования  в экономически развитых странах

 

Инвестиции в человеческий капитал приносят национальной экономике наибольший доход и «подталкивают» ее к росту. Они определяют восприимчивость общества к новым знаниям и технологиям, создают мотивацию развития и прогресса. Поэтому вложения в образование рассматриваются во всем мире как одна из наиболее выгодных форм вложений капитала.

Очевидно, что индивид, получивший образование, имеет гораздо большую величину заработной платы. Интересен тот факт, что уровень доходов   значительно ниже у получающих образование (обучающихся), а у получивших, как было сказано выше, очевидно, гораздо больше.  Такую зависимость величины заработной платы от возраста и наличия образования целесообразно отобразить графически для более наглядного понимания. Переход индивида с позиции обучающего в позицию обучившегося находится в точке Е.

 

 

 


 

Рисунок 2. Зависимость величины заработной платы от возраста.

                              Источник: [3, с. 34].

На рисунке №2 линия АА1 показывает возрастную динамику дохода индивида, не получившего образование, ВВ1 — доход инвестора в образование.

Таким образом, как и любые другие формы инвестирования, инвестиции в человеческий капитал приносят доход в виде процента. Это значит, что получивший формальное образование индивид получает больший объем дохода, чем тот доход, на который он мог бы рассчитывать без образования. Подобный прирост дохода и представляет собой процент на инвестиции в человеческий капитал.

Согласно подсчетам Г.Беккера, инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги.

Человеческий капитал, согласно концепции Г. Беккера, представляет собой часть производительной силы человека, являющуюся результатом инвестиций в целом в трех направлениях - образование, здравоохранение, воспитание.

Образование морально изнашивается, когда возникают новые, более совершенные знания. Износ человеческого капитала, естественно, приводит к необходимости его восстановления, а следовательно, требует амортизационных отчислений. Восстановление изношенных знаний возможно в форме переподготовки, переквалификации, самообразования [8, с. 182].

Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, как раз и представляют собой инвестиции в человеческий капитал.

Инвестирование – важнейшая предпосылка формирования и накопления ЧК, возникающая как на общественном уровне за счет системы национального образования, так и на личном уровне конкретного индивида, включающая затраты на самообразование и самосовершенствование.

«Инвестиции в ЧК, - считают К. Макконел и С. Брю, – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы в будущем» [3, с. 34].

Важнейшим направлением инвестиций в человеческий капитал является вложения в образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, а также обучение на рабочем месте. Такого рода вложения ориентированы на повышения трудовой и интеллектуальной составляющих человеческий капитал, однако, как уже говорилось ранее, для гармоничного развития человека, а значит и человеческого капитала в целом необходимо учитывать и другие составляющие, а значит, осуществлять инвестиции также  в здравоохранение и культуру.

Следует отметить, что недостаточное внимание к поддержке развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого обойтись в будущем. Ограниченность вложений в человеческий капитал зачастую является неоправданной  и может привести к социальной нестабильности [9, с. 40].

Таким образом, в настоящее время глобальной проблемой становится достижение устойчивого экономического развития, основным условием достижения которого служит накопление человеческого капитала.  В целом человеческий капитал формируется на основе врождённых качеств человека, через целенаправленное инвестирование в его развитие, притом, чем больше и последовательней  будут эти вложения, тем соответственно будет выше отдача. Основным направлением вкладов является образование. Очевидно, что человек с образованием имеет гораздо больше заработную плату.   Потому инвестирование в образование рассматривается как одна из наиболее выгодных форм  вложения капитала. Но образование не является единственным направления вкладов, ведь современный человеческий капитал как фактор производства формируется за счёт вкладывания также и в здоровье, и в воспитание, безопасность, культуру и т.д. Следовательно любые затраты, способствующие повышению производительности, можно рассчитывать как инвестиции, ибо они будут многократно компенсированы в будущем. 
3 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ человеческого КАПИТАЛА в Республике Беларусь

 

Беларусь не имеет больших запасов полезных ископаемых. Структура ее экономики в основном сложилась в период дешевых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и огромного рынка сбыта всего Советского Союза. В таких условиях, чтобы двигаться вперед, необходимо в максимальной степени развивать и, как следствие, использовать человеческий капитал, учитывая все его составляющие  [13, с. 10].

Не даром в основе Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г (НСУР-2020) лежит идея перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек - окружающая среда - экономика», представляющих в свою очередь единый сбалансированный комплекс, гармонизирующий социальное, экономическое и экологическое развитие [14]. 

Анализируя статистические показатели  Беларуси относительно развития человеческого потенциала, стоит выделить основные тенденции как положительного, так и отрицательного характера, чтобы обоснованно сделать вывод не только об уровне развития человеческого капитала, но и о потенциале человеческого ресурса Беларуси.

В целом  в анализе особенностей развития человеческого капитала в Беларуси целесообразно выделить такие сферы, как уровень системы образования,  состояние и перспективы инновационного потенциала, а также  здравоохранение. Именно эти направления деятельности указывают на уровень развития человеческого капитала в той или иной стране в первую очередь. На этапе же сравнения уровня развития человеческого потенциала различных стран особое значение имеет такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

 

3.1 Оценка уровня развития человеческого капитала  Республики Беларусь

 

Обобщающим индикатором, позволяющим сравнивать уровень человеческого развития отдельных стран является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот показатель дает возможность комплексно оценивать достижения каждого государства по трем основным направлениям:

●  продолжительность жизни населения,

● уровень его образования, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным количеством поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения

●  уровень жизни, оцениваемый производством ВВП на душу населения (приложение А).

ИРЧП – важный инструмент отслеживания долгосрочных тенденций в развитии человека  [16, с. 60]. Таким образом, он сочетает в себе показатели ожидаемой продолжительности жизни,  контингента обучающихся в системе школьного образования, уровня грамотности и доходов, а следовательно позволяет получить более полное представление о развитии страны, чем в случае использования только данных о доходах – что слишком часто отождествляется с уровнем благосостояния.

Следует отметить, что по рейтингу развития человеческого потенциала за 2013 г.  Беларусь занимает 61 место среди 169 стран и находится в верхней части группы стран со средним уровнем ИРЧП, опережая по этому показателю все страны СНГ[14].

Однако очевидно, что система учитываемых в расчете ИРЧП показателей носит достаточно формальный характер. Ведь на уровне экономики постиндустриальной стадии века информационных технологий не совсем адекватно оценивать уровень грамотности взрослого населения или число поступивших в те или иные учебные заведения. В контексте анализа понятия человеческого капитала  гораздо более важно оценивать уровень подготовки кадров или же информационную грамотность населения.

Как раз поэтому на современные возможности  инновационной экономики как необратимой составляющей национального интеллекта Беларуси уповать не приходится, поскольку на 1 000 жителей у нас приходится всего 0,3 компьютера с доступом в Интернет (для сравнения: в Литве – 7,5; в России – 3,5; в Украине – 1,5) [15, с. 22].

К тому же очевидно, что предложенная для оценки в ИРЧП система параметров достаточно условна и не может рассматриваться абсолютно репрезентативной. Качество жизни невозможно оценить без учета таких характеристик, как уровень социокультурного развития населения, показатели экологической безопасности жизни, здоровье населения и развитие медицинской инфроструктуры, уровень социальной и правовой защищенности граждан.

Именно такой системный подход к исследованию качества жизни и важнейших параметров социального капитала, включающий учет вышеназванных параметров, был праведен в рамках международного исследовательского проекта «Образ жизни, условия жизни и здоровье населения» в 2010-2012 годах в странах СНГ. Важным аспектом проведенного исследования относительно Беларуси  является выявленный достаточно высокий потенциал доверия и толерантности населения институтам власти, а значит и реальные предпосылки социальной стабильности, и, как следствие, соблюдение одного из условий формирования качественного человеческого капитала [11, с.33].

Таким образом, очевидно, что невозможно однозначно оценить уровень развития человеческого капитала в целом, и в Беларуси в частности. Система статистических показателей, представленная главным образом индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП), не дает исчерпывающего ответа на все возникающие вопросы относительно такого феномена, как человек  XXI века, хотя и является на современном этапе необходимым инструментом отслеживания тенденций  развития человека в мировом масштабе.

 

3.2 Уровень развития системы образования Республики Беларусь как необходимая составляющая в оценке человеческого капитала

Информация о работе Оценка уровня развития человеческого капитала Республики Беларусь