Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:09, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополий.
Задачи, поставленные в ходе написания курсовой работы, сводятся к следующим пунктам:
Изучить теоретические подходы к исследованию конкуренции и монополии.
Охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополии.
Проанализировать рынки конкуренции и их место в современной экономике.
Объект: конкуренция и монополия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1.Суть конкуренции в рыночной экономике 5
1.2.Монополия в рыночной экономике 8
1.3.Конкуренция и монополия: общее и различия 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1.Особенности конкуренции в России 14
2.2.Государственное регулирование деятельности монополий 16
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЙ 20
3.1.Свободное развитие рынка и его регулирование 20
3.2.Перспективы развития российских монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНЦИЯ
И МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ
1.1.Суть конкуренции в рыночной экономике 5
1.2.Монополия в рыночной экономике 8
1.3.Конкуренция и монополия: общее и различия 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1.Особенности конкуренции в России 14
2.2.Государственное регулирова
3.ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И
3.1.Свободное
развитие рынка и его
3.2.Перспективы развития российских монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная
экономика представляет собой сложнейший
организм, состоящий из огромного
количества разнообразных
Актуальность. Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, в первую очередь на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь тогда, когда на рынке товаров действует такое множество фирм, что каждая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает её как таковую, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется полностью конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях полностью конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, полностью конкурентным уже не считается.
Следовательно, конкуренция – категория явно противоречивая. С одной стороны существует утверждение, что без конкуренции рынка не бывает, а из другого, – полностью конкурентным является тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собой конкурентной борьбы. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается полностью конкурентным. Более того, чем сильнее конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к полностью конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает в качестве предпосылки самых противоположных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция – это большое благо (между прочим, эта точка зрения является характерной для современных украинских реформаторов), другие настаивают на том, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию, – большое зло для экономики.
Цель работы – охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополий.
Задачи, поставленные в ходе написания курсовой работы, сводятся к следующим пунктам:
Объект: конкуренция и монополия.
Предмет: сходство и различия.
1.КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1.Суть конкуренции в рыночной экономике
Конкуренция (от лат. конкуро – столкновение) – это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которых выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и покупки товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ими экономической самостоятельности. То есть, когда они получают право владения, пользования и распоряжения выработанной продукции.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет огромное количество возможностей для приобретения товаров, а продавец – для их реализации. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки. [5, c. 42]
Непременным условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга, причем осуществляют это преимущественно лучше самого тщательного государственного органа. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. В силу своей противоречивой природы конкуренция несет в себе одновременно как позитивные так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает ее участников в процессе заботится о своих собственных микрохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу. См. рис. 1.
Рис. 1. Положительные последствия конкуренции
Однако, как любой общественный процесс, конкуренция имеет и негативные последствия. Поэтому переоценивать ее возможности в реальной предпринимательской деятельности не следует. Более того, учитывая, что негативные последствия конкуренции органично свойственны рыночному механизму, основанному на частной собственности, необходимо в конкурентной стратегии постоянно предусматривать локализацию этих последствий. Негативные моменты конкуренции см. на рис. 2.
Рис. 2. Отрицательные последствия конкуренции
Конкурирующие субъекты ведут себя на рынке по-разному, исходя из конкретных условий и тех заданий, которые они перед собой ставят. Можно выделить три основных типа конкурентного поведения. См. рис. 3.
Рис. 3 Типы конкурентного поведения
Креативный
тип конкурентного поведения
предусматривает обеспечение
Конкурентное поведение – это предубеждение действий конкурентов в отрасли модернизации производства. Она применяется тогда, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях. В этом случае он пытается скопировать в первую очередь в сжатые сроки достижения своих соперников. Гарантирующая конкурентная политика призвана обеспечить стабилизацию на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, изменения её ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предприниматель не имеет возможности существенно изменять производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу.
1.2.Монополия в рыночной экономике
Конкуренция предусматривает такое состояние, когда ни одна фирма не может влиять на рыночную цену товара или услуги. Такой вариант конкуренции является идеальным и характеризуется как совершенная конкуренция. Основным ее содержанием является конкурентное предложение и конкурентный спрос. Что это такое? Конкурентное предложение значит, что данный продукт изготавливается и предлагается на рынке неограниченным количеством предприятий. В соответствии с этим спрос на этот продукт должен выражать неограниченное количество покупателей, что и будет конкурентным спросом.
В реальном ведении хозяйства совершенная конкуренция может существовать лишь как эпизод, отдельный момент, потому что развитие конкурентных отношений объективно ведет к появлению монополии. Почему? Во-первых, потому, что конкуренция выходит из стремления получить максимальную прибыль, а этот интерес может быть достигнут лишь созданием преимуществ для себя против других. Из механизма, который способствует выдвиганию лучших, она превращается в механизм подавления лучших более сильным. Не надо забывать, что по сути конкуренции – это "жестокая война против всех". В этой "войне" используются такие методы борьбы, как подкуп, шантаж, шпионаж, различные мероприятия, которые убыстряют банкротство конкурентов.
Монополия – исключительное право на что-то (производство, торговлю, промысел и так далее), которое принадлежит одному лицу, определенной группе людей или государству. [2, c. 45]
Конкуренция по своей природе предусматривает монополию, потому что она исконно опирается на частную собственность, а собственность – это монополия владения, пользования и распоряжения чем-то.
В реальной жизни
монополизация экономики
Рис. 4. Типы монополизма
В чистом виде названные типы монополизаций не встречаются, потому что они, так как и все процессы в экономике, взаимосвязаны и взаимопереплетены. Но для теоретического анализа и выяснения определенных практических действий, например, государства в условиях рыночной экономики, такая классификация достаточно конструктивна.
Экономический монополизм. Этот тип монополизма является стержневым. Именно он дал содержательное наполнение всем другим монополистическим процессам в экономике, которые происходят в результате дальнейшего углубления общественного разделения труда в условиях товарного производства. А конкретно – экономический монополизм вырастает из конкуренции, базируется на концентрации и централизации капитала. [1, c. 87]
Технологический монополизм проявляется в том, что власть над рынком больших корпораций (контроль производства и сбыта определенной продукции) предопределена не столько стремлением захватить рынок, подавить конкурентов, максимизировать рынок, сколько спецификой технологии. Речь идет о таких отраслях, как например, металлургия, электроэнергетика, транспорт, то есть отрасли, где сама технология делает экономически эффективными лишь большие производственные мощности.
Рекламный монополизм. Это особенная разновидность монополизма, предопределенная дифференциацией продукта. Суть его в искусственном создании исключительных условий для реализации того или другого товара рекламой или другими действиями коммерческих служб. Например, возникновению такого механизма способствует отметка предприятием своих товаров торговой маркой, заманивание магазинами покупателей необычной упаковкой товара или снижением цен для постоянных клиентов, использование красочных реклам и тому подобное.
Рыночную конкуренцию определены монополистические мотивы, и коммерческий успех попадает в зависимость не только от цены и потребительских качеств самого товара, но и от определенных искусственно созданных условий.
Инновационный
монополизм. Он характерен для предприятий
(фирм), которые лидируют на тех или
других направлениях НТП. Суть его в
том, что отдельные фирмы, используя
передовые технологии, новые формы
организации труда или
При этих условиях конкурентное равновесие на рынке сдвигается в пользу тех фирм, которые обеспечивают им дополнительную (монопольную) прибыль.
Характерной особенностью монополизации этого типа является, во-первых, то, что она имеет временный характер и исчезает в меру распространения и коммерческого усвоения результатов научных исследований и технологических разработок. Во-вторых, она является отражением объективных закономерностей развития человеческого общества, в частности закону экономии времени. Поэтому ограничение такого монополизма со стороны государства должно быть минимальным.
Государственный административный монополизм. Он характерен для экономики, где господствует административно-командное управление. Суть его в том, что государство монополизирует все сферы жизнедеятельности общества, максимально ограничивая рыночную конкуренцию. Если подходить к этому с позиций экономической целесообразности, то лишь незначительную часть его можно признать естественным. В целом же монополизм этого типа являет собой негативное явление и подлежит несомненной ликвидации.
Государственный административный монополизм имеет такие основные особенности:
1. Он быстро становится тотальным, охватывает экономику в целом, проникая во все сферы общественного производства (производство, распределение, обмен, потребление).
2. Ему свойственный исключительно высокий уровень монополизации рынков.
Информация о работе Перспективы развития российских монополий