Перспективы развития российских монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополий.
Задачи, поставленные в ходе написания курсовой работы, сводятся к следующим пунктам:
Изучить теоретические подходы к исследованию конкуренции и монополии.
Охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополии.
Проанализировать рынки конкуренции и их место в современной экономике.
Объект: конкуренция и монополия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1.Суть конкуренции в рыночной экономике 5
1.2.Монополия в рыночной экономике 8
1.3.Конкуренция и монополия: общее и различия 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1.Особенности конкуренции в России 14
2.2.Государственное регулирование деятельности монополий 16
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЙ 20
3.1.Свободное развитие рынка и его регулирование 20
3.2.Перспективы развития российских монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Какие свободы используют участники рынка? Покупатель приобретает  свободу:

• выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;

• отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным  условиям.

Продавец обладает свободой:

• выбирать наиболее подходящего  покупателя;

• иметь возможность  распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на два  типа:

1) свободный 

2) регулируемый.

Тип свободного рынка  обладает максимумом экономических  свобод в полном их понимании. Иначе  говоря, стихийность, непредсказуемость  развития и неуправляемость, свойственные первому типу рынка, выражают основные черты начальной фазы капитализма в сфере обращения:

• на рынке свободно действуют  единоличные собственники небольших  предприятий;

• производители обычно создают продукты без предварительной  договоренности с покупателям;

• сами производители, как  правило, заботятся о розничной  продаже продуктов населению.

Рассмотренный здесь  тип рынка свободен еще в одном  отношении. Он свободен также от вмешательства  государства и от строгого правового  регулирования.

Однако такая свобода  оборачивается своей неприглядной стороной. Из-за своеволия продавцов и покупателей не соблюдаются простейшие правила игры на рынке. Неслучайно первый тип рынка уже давно получил нелестные эпитеты - «дикий», «блошиный», «нецивилизованный»'.

Сейчас в странах  Запада лишь частично сохранился стихийный  рынок, в котором по-прежнему участвуют простые товаропроизводители и собственники небольших предприятий. Элементы стихийности, неуправляемости и непредсказуемости, конечно, сохраняются в развитии хозяйства в целом. Однако основные позиции занимает рынок качественно иного типа.

 

3.2.Перспективы развития российских монополий.

 

При переходе России к  рынку вновь возникли монополии  и проблемы связанные с ними. В  российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под-отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Экономические объекты, на которые распространяется исключительное право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф. Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги. [2, c. 66]

Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

В условиях российской действительности регулирование цен продукции  естественных монополий связано с политическими конфликтами.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения.

Зачастую монополисты  злоупотребляют этой властью, пытаясь  ограничить конкуренцию, и таким  образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической  деятельностью, и проявляется эта  деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного  давления на норму прибыли  ведет к более слабому контролю  над расходами;

2. искушение получить  монопольную сверхприбыль может  стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной  российской экономики монопольная  рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. [2, c. 75]

В России главными монополистами являются: ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа), МПС (железнодорожные перевозки).

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит  вопросу о реформировании этих монополий. Общая концепция реформ – отделение  монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение  ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Реформа Газпрома заключается  в отделении транспортировки  и распределения газа (монопольных  видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим  переход на контрактные цены и  отход от принципа формирования цен  на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа: 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между  созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций  реформ есть как сторонники, так  и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить  постепенно, и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время  российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное  давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем  разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

 Следствием конкурентной  борьбы между продавцами, как  это следует из экономической  теории, является снижение продажных  цен и, соответственно, реализуемых  наценок. Ценовая конкуренция  создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Суть конкуренции  проявляется в том, что она, с  одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет огромное количество возможностей для приобретения товаров, а продавец – для их реализации. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции является независимость  субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга, причем осуществляют это преимущественно лучше самого тщательного государственного органа. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

В силу своей  противоречивой природы конкуренция  несет в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает ее участников, в процессе, заботится о своих собственных микрохозяйственных интересах, способствовать общественному прогрессу.

Монополизм, даже если он и естественный, разрушительно  влияет на рыночный механизм, а через  него и на экономику в целом. Не заботясь о поддержании сильного конкурентного тонуса, монополия неминуемо порождает тенденцию к торможению НТП. Для того, чтобы получить высокую прибыль, ей совсем необязательно осваивать новые технологии, снижать затраты и расширять сбыт. Достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придётся смириться с тем, что количество товаров уменьшится потому что, взвинчивая цены, монополия получает ту же прибыль (или и больше), реализовывая меньшее количество товаров. Неминуемо и ухудшение качества товара. Монополизм также приводит к снижению стойкости механизмов воссоздания, может вести к разрыву хозяйственных связей. Особенно это касается отечественной экономики, где любые неполадки на предприятии-монополисте сразу же отражаются на работе сотен предприятий-смежников.

Тормозя стимулы  использования достижений НТП, монополия  делает экономику чрезвычайно расточительной, сдерживает ее интенсификацию. В качестве основных факторов развития в монополизированной экономике выступают дополнительные материальные, финансовые и человеческие ресурсы. Там, где господствуют монополии, цены теряют рыночную гибкость, недостаточно реагируют на колебание спроса и предложения, характеризуются невысокой эластичностью. Монополия глушит импульсы, которые идут от спроса к производству, которое дезориентирует инвестиционные потоки, а потребности потребителей остаются недовольными. Взвесив позитивные и негативные черты и последствия монополизма, американский экономист Пол Энтони Самуэльсон сделал однозначный вывод, что монополизм – экономическое зло.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Емцов Р.Г. Микроэкономика: Учебник. - Р.Г. Емцов, М.Ю.Лукин. - М.: Дело и Сервис, 2012. – 462 с.
  2. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие / С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2012. – 371 c.
  3. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: АСА, 2012.  – 315 c.
  4. Микроэкономика. Под редакцией Яковлевой Е.Б. Учебник. – М.: Поиск, 2011. – 348 c.
  5. Лукьянов С. А. Об определении отраслевых барьеров входа как центральной динамической характеристики отрасли// Современные проблемы экономики. 2012. № 3-4.
  6. http://altaname.ru/micro/48-osnovnye-tipy-rynochnykh-struktur-i-ikh.html
  7. Сайт Федеральной антимонопольной службы - www.fas.gov.ru

 

 


Информация о работе Перспективы развития российских монополий