Перспективы развития российских монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополий.
Задачи, поставленные в ходе написания курсовой работы, сводятся к следующим пунктам:
Изучить теоретические подходы к исследованию конкуренции и монополии.
Охарактеризовать противоположность и единство конкуренции и монополии.
Проанализировать рынки конкуренции и их место в современной экономике.
Объект: конкуренция и монополия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1.Суть конкуренции в рыночной экономике 5
1.2.Монополия в рыночной экономике 8
1.3.Конкуренция и монополия: общее и различия 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1.Особенности конкуренции в России 14
2.2.Государственное регулирование деятельности монополий 16
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЙ 20
3.1.Свободное развитие рынка и его регулирование 20
3.2.Перспективы развития российских монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

3. Государственному монополизму свойственна особенная внутренняя структура. В основе ее лежит государственный сектор. Над ним расположены ведомственные структуры, которые контролируют отдельные сферы производства. Наконец, каждая из них разделена между предприятиями и организациями, которые монополизировали выпуск определенных товаров и услуг.

 

1.3.Конкуренции и монополии: общее и различия.

 

Конкуренция и монополизм – это не две различные, взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны  одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка. [4, c. 95]

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке. Между тем, монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. [3, c. 95]

Если какой-то предприниматель  стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней.

   Рассмотренные основные типы монополизма указывают на то, что монополизм, во-первых, по своей природе неоднородный. Поэтому и отношение к нему не может быть однозначным. Если монополистические структуры, которые относятся к первой и шестой группам, опасные для экономики и должны быть демонтированы или ограничены, то естественные монополии (технологические, государственные, естественные и те, которые предусматривают лидерство в НТП) не противоречат нормальному функционированию современного рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы. Во-вторых, границы действия естественного монополизма не постоянны. Они подвижны хотя бы потому, что, например, монополия, предопределенная выходом тех или других фирм на передовые рубежи НТП, недолговечна, и статус монополиста переходит периодически из "рук в руки" как результат изменения фирм-лидеров на передовых рубежах НТП.

 

2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1.Особенности конкуренции в России.

 

В нашей стране сложилась  весьма непростая история развития рыночных отношений. Эти отношения  были достаточно высоко развиты в конце XIX — начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918-1921 гг. народное хозяйство пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были фактически свернуты.

Затем на десятилетия  установилось господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия в масштабе страны проявлялась в двух направлениях:

а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;

б) оно выполняло роль всеохватывающей монополии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

Государственный монополизм нередко отличается прямым произволом в установлении цен. Так, в конце 40 — начале 50-х гг. XX в. советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для населения. Это осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство приобретало сельскохозяйственные продукты у колхозов и совхозов. Тем самым, естественно, наносился ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

Централизованное ценообразование  было не способно установить равновесное  соотношение предложения и спроса всей товарной массы.

Чтобы перейти к современной  рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны, прежде всего, с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – конкурентным рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Это наглядно показывают данные табл. 1, в которой сопоставлены важнейшие черты стартовых и финишных позиций.

 

Таблица 1

Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка

Абсолютная монополия

Конкурентный рынок

Плановое распределение  центром средств производства, рабочей  силы и финансовых средств

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в  негосударственном секторе

Централизованное установление неизменяемых цен

Цены основаны на договоре покупателей и продавцов

Распределение многих продуктов  по установленным государством нормам

Свободный выбор покупателями всех видов товаров

Монополия государства  во внешней торговле

Участие во внешнеэкономической  деятельности предпринимателей

Конкуренция запрещена

Конкуренция всех товаровладельцев


 

Жизнь доказала, что необходимо быстрее решать созидательные задачи: создавать рынок как социальный институт. Самодвижение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. Но это отнюдь не означает возврат к государственному монополизму. [4, c. 74]

Одна из первостепенных задач — провести оптимальное  сочетание допустимой монополизации  и конкуренции в их цивилизованных и эффективных формах.

Важно решить и другую задачу – полностью развить всю  систему специализированных рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не были созданы аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без высокоразвитого рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать вес звенья развитой рыночной системы.

 

2.2.Государственное регулирование деятельности монополий.

 

Важными целями внутренней политики государства являются формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специального антимонопольного законодательства, а также путем контроля за его выполнением.

Основополагающим антимонопольным  законом является Федеральный закон  «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ, который определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных и финансовых рынков. Этот Закон воспринял опыт антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, и прежде всего опыт европейской системы антимонопольного регулирования. В отличие от американской системы антимонопольного регулирования, строящегося на принципе запрещения монополии и предполагающего судебную форму правоприменительного процесса, европейская система находит свое выражение в принципе регулирования монополистической деятельности и контроля за злоупотреблениями монополий.

Проведение государственной  политики по содействию развитию товарных и финансовых рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются Федеральной антимонопольной службой РФ. В соответствии с Законом о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения  антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный  контроль за экономической концентрацией  в сфере использования земли,  недр, водных и других природных  ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. [3, c. 133]

 Государственное  регулирование деятельности естественных  монополистов носит комплексный  характер и осуществляется различными  методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также учета социальных факторов. Согласно ст. 424 ГК РФ цены являются свободными, они определяются соглашением сторон соответствующего договора; регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность естественных монополистов. Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ, исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеет Федеральная служба по тарифам. 
   Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (оказание услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности естественного монополиста. Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Плата за регулируемые услуги монополистов (например, за технологическое присоединение к электрическим сетям) не может быть установлена ни единолично самим субъектом, ни по соглашению с контрагентом, даже если соответствующий вид тарифа государством не утвержден. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст. 14.6 КоАП РФ.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора считается, что  бремя доказывания отсутствия возможности  передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию. По аналогии это правило должно применяться и к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий. Хотя монополисту крайне сложно доказать отсутствие технической возможности предоставления соответствующей услуги, такие прецеденты в судебно-арбитражной практике есть. Так, от ответственности за отказ заключить договор по данному основанию была освобождена компания «Ивановорегионгаз». Именно для подобных ситуаций законодательство предусматривает нетарифное регулирование. Однако на практике данный метод регулирования пока не применялся. За действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, осуществляется специальный государственный контроль. Предварительному контролю, требующему ходатайства в ФАС России, подлежат сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (или пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала естественного монополиста по последнему утвержденному балансу. 
   В заключение данной темы следует сказать, что самой распространенной мерой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются административные штрафы, размер которых для юридических лиц может доходить до 5 тыс. МРОТ (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ). В редких случаях в качестве меры ответственности используется перечисление прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в результате неправомерных действий, в доход федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

3.ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЙ

 

3.1.Свободное  развитие рынка и его регулирование

 

Понятие «свобода экономической  деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и услуг» нуждается в  существенном уточнении.

Сначала важно установить: почему участники рынка обладают свободой хозяйственной деятельности?

Дело в том, что такая  свобода вытекает, прежде всего, из неприкасаемости собственности граждан. Она необходима для свободы договора и предпринимательской деятельности.

Вместе с тем рынок  способен обеспечить выбор хозяйственных  решений его участникам в их экономических интересах и согласно их воле. Поэтому определенный круг экономических свобод закрепляется в законодательном порядке. [3, c. 47]

Информация о работе Перспективы развития российских монополий