Поведение производителя на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что в настоящее время и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Закономерности поведения фирмы в различных рыночных структурах:………………………………………………………………………5
1.1 Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………………….7
1.2 Поведение производителя в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………11
1.3 Поведение производителя в условиях олигополии……………………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

Курсовая работа по экономической  теории

 

 

 

 

 

 

Руководитель: доц. М.А Куприянов

 

__________________________

(подпись) (оценка, дата)

 

Разработал: студент группы 81-6

М.В. Захарова

__________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Закономерности поведения фирмы  в различных рыночных структурах:………………………………………………………………………5

1.1 Поведение производителя в  условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………………….7

1.2 Поведение производителя в  условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………11

1.3 Поведение производителя в  условиях олигополии……………………………………………………………………...15

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Спрос и  предложение – два фактора, дающие жизнь рынку как месту своей  встречи, – формируют в экономике  уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду  существования фирмы. Поведение  же самого производителя, выбор им объема производства зависят, прежде всего, от типа рынка, на котором он действует  и от поведения конкурентов. Именно степень развития конкуренции является наиболее мощным фактором, диктующим  общие условия функционирования и развития того или иного рынка.

 Этимологически  слово конкуренция восходит к  латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. В целом конкуренция  представляет собой форму экономического  соперничества товаропроизводителей  на рынке за относительно лучшие  условия существования; это соревнование  предприятий за предпочтения  потребителей с целью получения  наибольшей прибыли. Конкуренция  выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию противовеса  и одновременно дополнения к  индивидуализму субъектов рынка.  Она принуждает их учитывать  интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.  Конкуренция оказывает постоянное  давление на издержки производства, заставляет фирмы экономить ресурсы  и наиболее рационально использовать  имеющиеся факторы производства. Она оказывает воздействие на  улучшение качества товаров, обновление  ассортимента. Без конкуренции экономики  не получается. Об этом наглядно  свидетельствует советский опыт. Нет конкуренции - нет стимулов  для активизации своих усилий  у тех, кто участвует в экономической  деятельности.

         По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, представленный монополистической конкуренцией, олигополией и монополией. Поведению производителя в условиях каждой из этих рыночных структур и будет посвящена данная работа.

  В современной экономике проблемы ценообразования, принятия производителем решения об оптимальном объеме выпуска, а значит и о размере спроса на ресурсы и величине предложения собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование мировой экономической системы приводит к изменениям такого явления как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка. Производителю всегда важно правильно определить объем ожидаемой прибыли при выбранном объеме производства, твердо знать, какой уровень убытков необходимо считать сигналом для приостановки работы фирмы или для ее ликвидации, ведь в случае провала он не только потеряет вложенные в производство средства, но и понесет дополнительные убытки. Сегодня производитель при принятии этих решений должен опираться не только на постулаты экономической теории, но и достаточно четко представлять себе современные рыночные условия, уделять внимание развивающейся конкуренции.

           В целом современная картина мировой экономической системы на сегодняшний день радикально отличается от картины XIX и тем более XVIII в., когда закладывались основы теории рыночной экономики. Экономика XXI века является многоярусной. На верхнем уровне располагаются гигантские транснациональные корпорации и финансовые группы, определяющие глобальную экономическую структуру мира и обеспечивающие экономическую стабильность в развитых странах. На нижних ступенях иерархии располагаются средние и мелкие производители вплоть до индивидуальных фирм, товары которых необходимы населению или экономике страны. Причем барьеры между различными уровнями иерархии являются достаточно высокими.

  Очевидно, что в настоящее время и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ.

 

На рынке  совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под  воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма  повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые  будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма  не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного  предприятия. Что же может сделать  предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий  вопрос: какое количество продукции  фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.

Если фирма  будет увеличивать на одну, две, три  и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять  как к общему доходу, так и к  общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная  единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

         В связи с этим разность между предельным доходом  и предельными издержками ,т. е. прибыль  увеличивается:

                                            Р2 = MR-MC.

         Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между  ценой  и предельными издержками :

                                                Р=МС.

        Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем  производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма  получит максимальную прибыль.

Это правило  максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.

Вывод: экономика  добивается максимальной эффективности  использования всех ресурсов, когда  предельные издержки производства товаров  равны их ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции

Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы               конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками.

Проблема  равновесия фирмы и отрасли в  длительном периоде иная, чем в  коротком. Положение равновесия достигается  в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции  при минимальных средних издержках  длительного периода, поскольку  в этом состоянии (точке) цена равна  предельным издержкам.

           Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум  средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение  повысится, а цена упадет.

           Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.

Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов  его покупать. Поэтому на таком  рынке нет оснований для ценовой  конкуренции.

Условия возникновения:

-     Свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

-     Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.

-  Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли “Price-Taker”, поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия).

 

Поэтому спрос  на продукцию отдельного производителя  является  совершенно эластичным.

Конкурентная  фирма в краткосрочном периоде  располагает неизменным капиталом  и пытается максимизировать прибыль  путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).

Равновесное положение фирмы – это позиция  фирмы на рынке, при котором она  достигает своей цели, т.е. максимизирует  прибыль.

            Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.)

Введем два  показателя, характеризующие доход  фирмы:

           Средний доход  AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции

                                                      

 Предельный  доход  MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции

                                                    

Поскольку на рынке совершенной конкуренции  цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и  предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:

     Û    

 

 

 

 

 

 

Объем производ-ства (Q)

Доход (R) при цене Р=180

Валовые затраты (TC)

Прибыль  при цене Р=180

Доход (R) при цене Р=130

Прибыль  при цене Р=130

           0

0

        200

-200

0

-200

           1

180

        400

-220

130

-270

           3

540

        600

-60

390

-210

           6

1080

        800

280

780

-20

           8

1440

     1 000, 00

440

1040

40

           9

1620

     1 200, 00

420

1170

-30

Информация о работе Поведение производителя на рынке