Поведение производителя на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что в настоящее время и всегда выводы экономической теории и в частности концепции конкурентного рынка будут справедливы, если выполняются ее исходные предположения и аксиомы, круг действия которых постепенно сужается. Поэтому современному производителю для принятия правильного решения и получения наибольшей прибыли необходимо умело анализировать действительность, опираться на полученные сведения, сопоставлять их с основными принципами экономической теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Закономерности поведения фирмы в различных рыночных структурах:………………………………………………………………………5
1.1 Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………………….7
1.2 Поведение производителя в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………11
1.3 Поведение производителя в условиях олигополии……………………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

За последние  несколько десятилетий естественные монополии претерпели значительные изменения, но их роль в экономике  любой страны остается исключительной. Согласно западной экономической традиции, отрасли естественных монополий  трактуются в целом как производства, доставляющие социально значимые блага  потребителю, которые являются «предметом общественного пользования» - железнодорожный, авиационный и некоторые другие виды транспорта, специфические топливно-энергетические производства, например газо- и энергоснабжение, оказание ряда коммунальных услуг. Для  стран с переходной экономикой особо  важными отраслями естественных монополий обычно считаются грузовой железнодорожный транспорт, электроэнергетика  и телекоммуникации.

Надо заметить, что отрасли естественных монополий  занимают значительное место в российской экономике. Они являются залогом  экономической стабильности и общественного  благосостояния в стране. Тремя ведущими естественными монополиями в  России являются ОАО «Газпром», РАО  «ЕЭС России» и ОАО «Российские  железные дороги» (РЖД). Гораздо меньше внимания уделяется таким сферам естественных монополий, как трубопроводный транспорт – «Транснефть», телекоммуникационный сектор – «Связьинвест», жилищно-коммунальное хозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что  они стали объектами «тихого  передела».

 

Социальная  и экономическая значимость естественных монополий обуславливает необходимость  государственного регулирования и  реформирования этих отраслей. Основными  задачами государственного регулирования  отраслей естественных монополий является, во-первых, максимальное приближение  цен к уровню предельных издержек; во-вторых, обеспечение только нормальной нормы прибыли и эффективности  производства. Стоит обратить внимание, что взаимодействие государства  и естественных монополий и установление тарифов на их продукцию имеет  определенную специфику в России. Так широко используются двухкомпонентные тарифы, состоящие из фиксированной  платы за право постановки на обслуживание и переменной платы за каждую единицу  потребляемых услуг (наиболее наглядно этот принцип можно представить  на примере телекоммуникаций, где  используются всевозможные комбинации абонентской и повременной оплаты услуг). Другой вариант установления и сохранения социально приемлемых тарифов на услуги естественных монополий, который часто используется в  России, является перекрестное субсидирование, суть которого заключается в понижении  тарифов для населения и их завышении для промышленных предприятий.

Стоит обратить внимание, что за последние годы в России естественные монополии  приобретают все новые черты  и тенденции развития. Несомненный  интерес вызывает стратегия реформирования ОАО «Газпром». В 2004-2005 гг. этот гигант активизировал скупку акций РАО  «ЕЭС России» и его дочерних структур, теперь ему принадлежат 10,5% акций  энергохолдинга. Вследствие таких действий к 2010 г. ОАО «Газпром» может превратиться в крупнейшую газоэнергетическую компанию. Второй специфический элемент стратегии  развития ОАО «Газпрома» возможное  превращение газового монополиста  в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у  «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Таким образом, в ближайшем  будущем на нашем рынке может  появиться своего рода «монстр», управление которым может представлять большие  трудности.

  Каковы перспективы дальнейшего существования и развития естественных монополий покажет время, однако нет сомнений в том, что государство, играющее важную регулирующую роль в их деятельности, должно постепенно формировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо и осуществлять эффективное государственное реструктурирование и регулирование там, где без этого не обойтись. Это принесет бесспорные выгоды и потребителем в виде низких цен и производителям в форме стабильного режима существования их предприятий.

 

 

 

 

 

    1. ФИРМА НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Олигополия  – одна из самых распространенных рыночных структур в современной  экономике. Она характерна для большинства  отраслей тяжелой промышленности, таких  как автомобилестроение, черная и  цветная металлургия, электроника, судо- и самолетостроение, производство удобрений и других. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Хотя присутствуют и более мелкие фирмы, однако на эти несколько компаний приходится львиная часть суммарного оборота отрасли, что и определяет их ведущее положение на рынке.

Взаимозависимость фирм является значительной чертой олигополии, именно она порождает неопределенность рыночного поведения производителя. Более того, олигополии значительно  отличаются друг от друга по многим характеристиками, таким, как дифференцируемость продукции, прочность входных барьеров, количество фирм в отрасли. Все это  в совокупности порождает множественность  существующих моделей олигополии. Ни одну из этих моделей нельзя считать  универсальной, хотя общую логику поведения  производителя на рынке они все  же отражают.

 В олигополистической  отрасли крупные фирмы имеют  серьезные преимущества по сравнению  с мелкими, что обусловлено,  прежде всего, тем, что крупный  размер предприятий обеспечивает  значительную экономию на издержках.  В целом, можно сказать, что  именно экономия на масштабах  производства во многом способствует  формированию олигополистической  структуры.

Продукция на олигополистическом рынке может  быть как дифференцированной, например, автомобилестроение, так и стандартизированной (различные подотрасли черной и цветной  металлургии).

Взаимозависимость фирм является значительной чертой олигополии, именно она порождает неопределенность рыночного поведения производителя. Более того, олигополии значительно  отличаются друг от друга по многим характеристиками, таким, как дифференцируемость продукции, прочность входных барьеров, количество фирм в отрасли. Все это  в совокупности порождает множественность  существующих моделей олигополии. Ни одну из этих моделей нельзя считать  универсальной, хотя общую логику поведения  производителя на рынке они все  же отражают.

Первая модель олигополии была разработана французским  экономистом и математиком Антуаном Огустином Курно в 1838 г. При составлении  этой модели Курно задался вопросами: что произойдет, если на монополистический  рынок, где прежде действовала одна фирма, войдет новый производитель? Может ли образовавшаяся дуополия достичь  состояния равновесия, и каковы будут  основные параметры этого состояния?

Согласно  модели Курно, на рынке существуют две  фирмы, которые конкурируют между  собой, производят однородную продукцию  и самостоятельно принимают решение  относительно цены и объема выпуска. Стоит обратить внимание, что в  условиях однородной олигополии обе  фирмы должны назначать одинаковую цену, иначе продавец, выбравший  более высокую цену, может окончательно потерять покупателей. Сущность модели Курно заключается в том, что  каждая фирма принимает объем  производства своего конкурента фиксированным, а затем осуществляет собственное  решение об объеме выпуска продукции.

Можно выделить 3 принципиальных возможности поведения  фирмы на олигополистическом рынке  в ценообразовании.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы  не вступают ни в какие отношения  друг с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех равновесия.

Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса.

Модель ломанной кривой спроса является достаточно полезной с точки зрения описания жесткости  цен – одной из наиболее значительных характеристик, присущих олигополистической структуре.

Сущность  этой модели заключается в том, что  каждая фирма в олигополистической отрасли имеет кривую спроса с  изломом в точке, соответствующей  текущей цене. Причем стоит обратить внимание, что участок кривой спроса, соответствующий ценам выше текущего уровня, отличается очень высокой  эластичностью, это обусловлено  тем, что фирма считает, что при  повышении цены на продукцию она  потеряет значительную часть рынка, так как другие фирмы не последуют  за ней. В случае же если фирма опустит  цену ниже текущего уровня, то остальные  фирмы предпримут тот же ход, не желая  потерять свою долю рынка. Особый характер кривой спроса обуславливает разрыв кривой предельного дохода. В результате издержки фирмы могут меняться, не вызывая при этом изменения цены

Картель (или  сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с  последующим разделом монополистической  прибыли ( более высокой, чем прибыли  олигополистические) между участниками.

Малочисленность основных участников благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея такого сговора состоит  в установлении объемов производства и цен на таком уровне, который  обеспечивает максимальную прибыль  для всей группы договаривающихся компаний вцелом. Далее этот объем делится  между участниками картеля с  помощью определения квоты каждого  из них в общем производстве или  определения географического закрепления  рынков.

В настоящее  время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Классическим примером образования и существования  до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран  Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 % до 60 % производства нефти индустриальных стран

“Игра по правилам”, при которой фирмы сознательно  делают свое поведение понятным и  предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией  и прямым сговором. Фирмы не вступают между собой в сговор, но подчиняют  свое поведение определенным неписаным  правилам.

Наиболее  часто употребляемый прием –  «лидерство в ценах». Он состоит  в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем  они повторяются в близких  размерах остальными компаниями. Как  правило, лидер предварительно предупреждает  о грядущих изменениях, чтобы дать возможность партнерам подготовиться  к следующему маневру, а с другой стороны – изучить их возможную  реакцию. Ценовой лидер прибегает  к изменению цен нечасто. Он не реагирует на незначительные изменения  в издержках или спроса на его  продукцию. Пересмотр цен происходит только тогда, когда изменения касаются всей отрасли и являются значительными. Причем лидерская цена может быть ниже. Чтобы не допустить появления  новых фирм на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности поведения производителя на рынке  определяются, прежде всего, рыночной структурой той отрасли, в которой  он действует. Степень развития конкуренции  является подчас решающим фактором при  принятии им решений. Несомненно, каждый производитель для успешного  существования своего предприятия  должен четко представлять себе конкурентную среду его отрасли, оценивать  спрос на свою продукцию, установившийся уровень цен, затраты на осуществление  выпуска товаров. Не стоит забывать, что при любых рыночных условиях основной задачей фирмы является максимизация своей собственной  прибыли, именно прибыль становится главным мотивом деятельности производителя, и поэтому он всегда стремится  придерживаться равенства предельного  дохода и предельных затрат. Фирма  никогда не будет осуществлять производство, если оно окажется убыточным в  долгосрочной перспективе. Так определяет поведение производителя экономическая  теория, однако реальность вносит свои коррективы.

В реальной жизни легальная, собственно экономическая  конкуренция уже не играет главной, определяющей роли, не занимает того особого  места, которое отводит ей экономическая  теория. Она постепенно становится редким экзотическим цветком, который  нуждается в специальных условиях с определенной температурой и влажностью. Поэтому одной из первостепенных задач в современной экономике  должно быть восстановление конкурентных условий на рынке, постепенное прекращение  использования нелегальных способов борьбы за потребителя. Производители  должны все большее внимание уделять  формам и методам неценовой конкуренции, их развитию и введение в сферу  активного пользования. Неценовая  конкуренция приносит пользу как  производителям, так и покупателям. Ее применение не только является залогом  стабильного существования компании, хорошей репутации производимого  ее товара, повышения его конкурентоспособности, но и ведет к улучшению качества выпускаемой продукции, установлению высокого уровня сервисного обслуживания. Также необходимо, чтобы фирмы  стремились к своевременному введению достижений научно-технического прогресса  в свое производство и усовершенствованию характеристик выпускаемых товаров.

Нет сомнения в том, что с самого начала своего возникновения государство является особым институтом, пожалуй, единственной организацией, основная задача которой  заключается в защите интересов  населения, интересов общества в  целом. Тем не менее, с течением времени  его функции претерпевают изменения, и сегодня его деятельность уже  не носит столь однозначного характера. Однако невозможно допустить, чтобы  интересы бюрократии и властных корпораций национального масштаба заняли главенствующее место в государственной политике. Стоит отметить что, как правило, конкуренция действует эффективно лишь под крышей сильного государства, которое поддерживает требуемые условия и выращивает конкурентоспособные компании. Поэтому одним из основных направлений деятельности государства должно быть введение конкуренции там, где это возможно и необходимо, поскольку это поспособствует появлению на рынке новых производителей, которые смогут предложить качественный товар, и понижению общего уровня цен в этих отраслях. Вторым направлением должна стать эффективная регулирующая деятельность государства там, где это обусловлено социальной значимостью и крупными масштабами производства товара. В условиях развития тенденции к постепенной монополизации государство должно следить за тем, чтобы крупные предприятия действовали эффективно и не использовали свое особое положение только для получения сверхприбыли в условиях завышенных цен и низкого качества производимого товара.

Информация о работе Поведение производителя на рынке