Подходы к решению проблем теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов. Теневая экономика РФ оценивается в 46% ВВП ежегодно. В течение 1994-2011гг. из России незаконно "утекло" 211,5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми, подсчитали аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI).
По данным Всемирного банка, российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран "Большой семерки". Кроме того, объемы теневой экономики и незаконные денежные потоки динамично растут на протяжении 18 лет, чему способствуют низкая эффективность политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Все это подрывает экономическую и политическую стабильность в стране, резюмируют эксперты GFI.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»………..…………3
1.2. История формирования теневой экономики России……………..…..….…6
1.3. Причины……………………………………………………………..………..11
1.4. Факторы, обусловливающие развитие теневой экономики ……...……….14
1.5. Функции и масштабы………………………………………………......…….18
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...…....……….21
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ……………………………....…………..24
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Способы борьбы с теневым бизнесом..………………….……….…….....…26
3.2 Подходы к решению проблем теневой экономики …………..….......……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....…..…….34
Табица1………………………………………………………………...…………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика сущность и реалии редактированный.docx

— 103.73 Кб (Скачать файл)

И уж точно доля «тени» в российской экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских стран — она еще и намного выше других крупных развивающихся стран (Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия, даже Бразилия). По доле «тени» мы довольно близко подошли к границе, за которой находятся «несостоявшиеся государства». То есть страны, где государства не могут ни собрать налоги, ни предоставить взамен требуемые от государства услуги.

На июнь 2013 года теневой сектор российской экономики составляет примерно 15-20% от ВВП РФ. Такую оценку привел министр финансов Антон Силуанов. Он оценил, что, если теневой сектор у нас где-то 15-20% от экономики, а ВВП у нас где-то 60 трлн руб., то 15% - это 9 трлн рублей,  отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35%. Таким образом, бюджет РФ недобирает около 3 трлн руб. налогов из-за ухода бизнеса в тень. При этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн руб.

Приоритетной задачей для регионального, и федерального уровня А.Силуанов считает  вывод серых зарплат из тени.

Тем временем аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика РФ оценивается в 46% от ВВП ежегодно. В течение 1994-2011гг. из России незаконно утекло 211,5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми.

Глава GFI Рэймонд Бэйкер отметил: "Были потеряны сотни миллиардов долларов, которые можно было инвестировать в российскую систему здравоохранения, образования и инфраструктуру. В то же время более половины триллиона долларов было инвестировано в российскую теневую экономику, разжигая преступность и коррупцию".

Эти цифры подчеркивают важность и актуальность этой проблемы для современного российского общества.

Основные черты «отечественной» теневой экономики следующие: уход от налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. По оценкам Госкомстата 63% теневого сектора дает торговля.

Основной метод нелегального вывода денег из России — учреждение российскими коммерческими структурами дочерних компаний в Европе и в офшорах, через которые деньги выводятся из страны под видом экспортно-импортных операций. Основную роль в процессе нелегальных финансовых потоков играет Кипр (ВВП которого не превышает $23 млрд) - крупнейший источник прямых иностранных инвестиций в Россию. Так, по данным МВФ, в 2011 году размер прямых инвестиций Кипра в Россию составил $128,8 млрд, что более, чем в 5 раз превышает размер ВВП страны. Дев Кар называет Кипр «стиральной машиной для грязных российских денег».

 Кроме  того, для нелегального вывода  средств служат создаваемые российскими корпорациями собственных «карманных банков», которые совершают крупные денежные трансферты.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

3.1 Способы борьбы с теневым бизнесом.

Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации

 

 

Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:

-  На  предотвращении втягивания в  теневой бизнес легальных предпринимателей  и наемных работников;

-  На  мерах по сокращению численности  контингента незаконных предпринимателей;

-  На  формировании благоприятных условий  для функционирования легального  предпринимательства.

По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием  организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

-Улучшение  налогового климата;

-Снижение  административного давления на  легальный бизнес;

-Защита  собственности и личности предпринимателя  и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

-Помощь  в кредитовании бизнеса;

-Устранение  системы поборов и вымогательства  в любых формах;

-Создание  системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:

- Легальный  бизнес включает во внутренние  кодексы корпоративной этики  соответствующие положения, касающиеся  недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных  органов;

-Предпринимательские  объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение  своих членов, при необходимости  применяя к нарушителям штрафные  санкции и меры дисциплинарного  характера;

-Легальный  бизнес отказывается от сотрудничества  с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;

- Под  патронажем легального бизнеса  осуществляются научные исследования  по различной тематике, связанной  с теневым бизнесом, даются юридические  консультации юридическим и физическим  лицам по вопросам противодействия  незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и  интеллектуальной собственности;

-Легальный  бизнес осуществляет большую  профилактическую и разъяснительную  работу по широкому спектру  вопросов, связанных с незаконным  предпринимательством. На вебсайтах  предпринимательских организаций  и объединений, а также в СМИ  публикуются соответствующие статистические  данные, аналитические статьи и  иные материалы.

Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:

-Всемирная  организация труда и соответствующие  национальные организации, отстаивающие  интересы наемных работников. Поскольку  у лиц, занятых в теневом секторе, многие права нарушаются (право  на медицинское и пенсионное  страхование, на отпуск по беременности, на безопасные условия труда  и проч.), указанные организации  всячески противодействуют незаконному предпринимательству, добиваясь перевода трудовых отношений в законное русло;

-Всемирная  организация интеллектуальной собственности  и родственные ей ассоциации  и союзы также выступают единым  фронтом против теневого бизнеса, так как многие сферы незаконного  предпринимательства основаны на  копировании литературных и музыкальных  произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов. Отстаивая законные интересы  авторов этих произведений, соответствующие  организации принимают необходимые  меры против теневого бизнеса;

-Международное  общество защиты прав потребителей, а также национальные организации  аналогичного назначения ведут  интенсивную борьбу с теневым  бизнесом, представители которого  каждодневно нарушают права покупателей  и потребителей их продукции. Осуществляя практическую помощь  населению, общества защиты прав  потребителей выполняют огромный  объем работы по судебному  преследованию изготовителей некачественной  продукции, произведенную с нарушением  установленных законом норм и  правил;

-Научные  организации и фонды. В направлении  противодействия теневому бизнесу  объемная работа проводится международными  научными фондами (фондом Макартуров, Карнеги, Форда и др.) и при реализации соответствующих научных программ (например, в рамках программы TACIS). Под эгидой этих организаций и программ осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвященных теневой экономике, проводятся научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, выпускается научная и научно-популярная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса.

Осуществляя деятельность по всем указанным направлениям, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнесу.

3.2 Подходы к решению проблем теневой экономики

Регулируя экономические отношения между участниками экономики, государство должно заботиться одновременно и об обеспечении экономической безопасности страны в целом и ее хозяйственных субъектов в частности.

«Теневая экономика» хоть и негативное, но реально действующее и объективно обусловленное «дополнение» к рыночной экономике. Бороться с этим явлением необходимо, но рассчитывать на достаточную победу в условиях рынка невозможно. Пока будет существовать государственная форма организации общественной жизни, а государство тем или иным правовым способом будет производить влияние на экономическое развитие реализацией налоговой, бюджетной, валютной и денежно-кредитной политики, до того времени будет существовать и «теневая» экономика. Значительно может поменяться лишь удельный вес нелегальной экономики, роль, которую она играет в обществе, а также устройство ее взаимодействия с легальной экономикой.

Детенизация отечественной экономики выглядит сегодня приоритетом общегосударственных экономических мероприятий, которые состоят из комплекса экономических и антикриминальных законодательных актов, которые должны сделать пребывание в тени экономически невыгодным или неоправданным, с одной стороны, и очень рискованным и опасным, с другой.

Без детенизации невозможно рассчитывать ни на высокий уровень инвестиций, ни на адекватную отдачу от них, под постоянной угрозой находятся все социальные обязательства государства. Так как отечественная экономическая «тень» является не производственно-запретной, а финансово-отчетной – теневыми являются не столько подпольные производства, которые производят неразрешенные товары или услуги, сколько все предприятия, которые создают национальный продукт, но не отображают всего объема своей деятельности.

Парадигмой должно стать понимание того, что сначала – детенизация, а потом – программа экономического развития. Иначе любая программа и ее финансирование будет частично финансировать теневую сторону этой же программы.

Где корни «тени»? Безусловно, в сокрытии доходов для неуплаты налогов в полном объеме. Почему юридические и физические лица не платят сполна налоги?

1. Не  хотят платить при любых условиях  – это чисто криминальная проблема  способа мышления определенных  лиц и решать ее можно только  применением криминального же  законодательства.

2. Не  могут платить из-за обременительной  налоговой нагрузки – платя  все многочисленные налоги по  их ставкам, экономическая деятельность  для предпринимателя становится  убыточной или неприбыльной, то  есть теряет всякий смысл.

3. Не  хотят платить из-за недоверия  к власти в части бюджетного  распределения собранных налогов  – плательщик налогов, наблюдая  то, как власть «нерационально»  и непрозрачно использует налоговые  поступления, не хочет сполна  платить или вообще доверять  государству свои кровно заработанные  средства.

Информация о работе Подходы к решению проблем теневой экономики