Понятие «стратегия» компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является повышение конкурентоспособности и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии развития компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию развития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая газпром.doc

— 980.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования определяется стремительным  ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федерации был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межотраслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объединений было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране.

Вопросы, связанные  с конкуренцией крупных нефтяных компаний и разработкой стратегий, направленных на повышение их конкурентоспособности, носят комплексный характер и включают проблемы экономической и энергетической безопасности, внешнеэкономической, технологической и инновационной политики. От  стратегии нефтяных компаний во многом зависит и эффективное функционирование национальных нефтеобеспечивающих систем, их рациональное включение в международную систему нефтеобеспечения. Стратегии нефтяных компаний предопределяют развитие ключевой отрасли экономики стран базирования, поэтому оказывают важное влияние на их экономический рост.

Острота и  сложность проблем, связанных с  конкурентным развитием и интеграцией в мировой рынок российских нефтяных компаний, требует их глубокого и обстоятельного анализа.

Объектом  исследования является компания нефтегазовой отрасли ОАО «Газпром».

Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты формирования конкурентных стратегий развития крупнейших российских и зарубежных нефтяных компаний.

Целью исследования является повышение конкурентоспособности  и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.

Достижение  поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:

1. Проанализировать  теоретические основы разработки  стратегии развития компании.

2. Рассмотреть  вопросы формирования конкурентных  стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию развития ОАО «Газпром».

3. Совершенствование  методов формирования конкурентных  стратегий ОАО «Газпром».

Вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности в недостаточной степени освещены в научных исследованиях.

Концептуальные  вопросы теории и практики оценки эффективности стратегии, управления стоимостью компании нашли достаточно широкое применение в работах зарубежных ученых, таких как Г. Александер, Р. Брейли, А. Дамодаран, Д.Д. Джонс, П.Ф. Друкер, Т. Коллер, Т. Коупленд, С. Майерс, М. Миллер, Г. Минцберг, Ф. Модильяни, Дж. Муррин, Ш. Пратт, А. Раппапорт, М.К. Скотт, Т.Л. Уэст, У. Шарп.

Однако большинство  из указанных работ ориентируются  на зарубежный опыт, который не всегда может быть применен в современных  российских условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности и отсутствием достоверной информации для целей оценки стоимости компании. В этой связи возникает необходимость поиска путей для разрешения специфических проблем рыночной экономики России.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

   1.1. Понятие «стратегия» компании

Несмотря  на многообразие различных трактовок  понятия «стратегия компании» единство ученых в подходе к оценке данного понятия отсутствует. До сих пор существуют различные подходы и школы. Причем со временем их количество только увеличивается. Представляется, что такое положение является отражением развития понятия «стратегия» в сложной, многообразной, развивающейся скачкообразно мировой экономике.

Стратегия компании - это генеральная программа действий, обеспечивающих сбалансированность интересов участников корпоративного процесса (собственников корпоративного капитала, руководства, сотрудников компании, ее контрагентов и общества в целом), направленных на достижение и реализацию долгосрочных целей компании. Кроме того, стратегия компании должна включать в себя пути использования и развития существующих активов и навыков, а также функциональные планы.

Любая стратегия  имеет свои плюсы и минусы.

1. «Стратегия  задает направление».

«+»  основной  смысл  стратегии –  указывать  организации надежный курс развития в существующих условиях.

«-»  стратегический  курс  может  заслонить  потенциальные  опасности.  Направление  имеет  огромное  значение,  но  иногда  лучше снизить скорость, чтобы в нужный момент изменить поведение.

2. «Стратегия  координирует усилия»

«+»:  стратегия  способствует  координации  деятельности.  В отсутствие стратегии в организации  начинается хаос.

«-»:  чрезмерная  координация  прилагаемых  усилий  ведет  к воцарению «группового  мышления»,  что  уменьшает  возможность  замечать новые возможности.

3. «Стратегия  характеризует организацию»

 «+»: стратегия  отражает характер организации,  демонстрирует ее отличительные особенности.

«-»:  определение  организации  через  ее  стратегию  может оказываться слишком упрощенным.

4. «Стратегия обеспечивает логику»

«+»: стратегия  неопределенности и обеспечивает порядок.

«-»:  любая  стратегия,  есть  упрощение,  неизбежно  искажающая реальность.

Стратегии имеют  несколько отличительных черт.

1)  Процесс,  выработки  стратегии  не  завершается  каким-либо немедленным  действием.  Обычно  он  заканчивается  установлением общих  направлений,  продвижение  по  которым  обеспечивает  рост  и укрепление позиций фирмы.

2) Сформулированная  стратегия  должна  быть  использована  для разработки стратегических проектов методом поиска роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы:

•  Помочь сосредоточить  внимание на определенных участках и  возможностях;

•  Отбросить все  остальные возможности как несовместимые  со стратегией.

3) Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4)   В  ходе  формирования  стратегии  нельзя  предвидеть  все возможности,  которые  открываются  при  составлении  проекта конкретных мероприятий.

5)  Успешное  использование стратегии невозможно  без обработки связи.

6) Стратегии и ориентиры  являются разными вещами. Ориентир  представляет  собой  цель,  которой  стремится  достичь  фирма,  а стратегия –  средство  для  достижения  цели.  Ориентиры –  это  более высокий  уровень  принятия  решений.  Стратегия,  оправданная  при одном  наборе  ориентиров,  не  будет  таковой,  если  ориентиры организации изменятся.

7)  Наконец,  стратегия   и  ориентиры  взаимозаменяемы.  Некоторые  параметры  эффективности  в  один  момент  будут  служить фирме ориентирами, а в другой – станут ее стратегией. 

Стратегия компании состоит  из:

1) Продуманных  целенаправленных  действий –  намеченная стратегия;

2) Реакции   на  непредвиденное  развитие  событий  и  на усилившуюся   конкурентную  борьбу –  незапланированные  стратегические решения. 

Стратегия необходима для определения намерений компании.

Под стратегической способностью понимается способность  компании разрабатывать  и  реализовать  стратегии,  которые  позволяют  достичь конкурентного преимущества. 

Три компонента стратегии по Чандлеру.

Стратегия  есть  определение  основных  долгосрочных  целей  и  задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.

Три компонент  стратегии:

1)  Определение   основных  долгосрочных  целей  -  отношение  к  логически  последовательных  и  достижимых  стратегических целей. Нет цели – нет действий.

2)  Принятие  курса  действий  относится   к  действиям, направленным  на достижение предварительно  поставленных целей. 

3)  Размещение  ресурсов  связано  с  возможными  затратами, которые необходимы для достижения поставленных целей. Если действия не поддерживаются  соответствующими  ресурсами,  тогда  цель  не  будет достигнута.

  стратегия  -  это  общий  план  управления  для диверсифицированной компании.  стратегия распространяется на всю компанию, охватывает все направления деятельности, которыми она занимается.

Она  состоит  из  действий,  предпринимаемых  для  утверждения  своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.

Разработка  стратегии предусматривает четыре вида действий:

1)  действия  по  достижению  диверсификации,  т.  е.  определение  сферы  деятельности,  в  частности,  в  каких  отраслях  промышленности  будет действовать компания и каким образом: путем открытия новой компании или приобретения существующей;

2) шаги по  улучшению общих показателей  в тех отраслях, где уже действует фирма;

3) нахождение  путей получения синергического  эффекта среди родственных хозяйственных  подразделений  и  превращение  его  в  конкурентное преимущество. Это  означает,  что  компания,  расширяя  свою  деятельность   бизнесе  с  похожими  технологиями,  аналогичным  характером  работы  и каналами  сбыта,  теми  же  покупательскими  или  другими  похожими условиями,  достигает  преимущества  перед  фирмой,  переключающейся  на абсолютно новую для нее деятельность в несвязанных отраслях;

4) создание  инвестиционных приоритетов и  перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные отрасли.

  стратегия  создается  руководителями  высшего  звена. Они  несут  главную  ответственность  за  анализ  сообщений  и  рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена управления.

     1.2. Принципы и этапы разработки  стратегии компании 

При разработке стратегии бизнеса следует, прежде всего, ориентироваться на накопленный другими предприятиями опыт, оформленный в типовые стратегии. В зависимости от отрасли вариантов таких типовых стратегий может быть от 3 до 20. На этапе формирования  стратегии обосновываются цели и философия предприятия, а также правила, процедуры, концепция и модели, с помощью которых эти цели будут достигнуты. Критерии оптимальности каждой локальной цели к общей стратегической цели бизнеса оценивает с определенных позиций все рассматриваемые варианты действий. Таким образом, критерий оптимальности стратегической цели бизнеса представляет собой вектор, состоящий из локальных критериев. Наличие векторов критерия - еще одна проблема решения выбора и разработки стратегии в целом.

В результате имеем:

проблему  формализации качественных критериев;

проблему  векторной оптимизации;

нормализацию  критериев, приведение к одной размерности.

Вместе с  тем, выбор стратегии бизнеса  характеризуется и другими трудностями, касающимися непосредственно выбора.

При наличии  множественности целей, которые  должны быть достигнуты при реализации отдельных стратегий, оптимальным  вариантом решения проблемы может стать использование подхода матричных моделей.

На наш  взгляд, для обоснования оптимальной  модели выбора стратегии обеспечения успеха в бизнесе необходимо использовать вычислительные процедуры кластерного анализа. Кластерный анализ - многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы-кластеры. Результатом применения кластерного анализа является выявление связей в избранной выборке. Таким образом, разработка стратегии бизнеса обуславливается необходимостью систематизации основных задач предприятия, которые должны быть сформированы на долговременную перспективу, быть увязаны по ресурсам и времени, эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения функциональных подразделений.

В качестве основных этапов формирования стратегии устойчивого  развития корпорации в работе выделяются следующие: непосредственно разработка стратегии; внедрение; контроль. Содержание комплекса работ по разработке и внедрению стратегии развития промышленного предприятия, условно сгруппировано на следующие крупные блоки:

анализ инвестиционной привлекательности отрасли. Разработка сценарного прогноза развития отрасли. Прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках;

Информация о работе Понятие «стратегия» компании